Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Ключевые аспекты молодежного банкинга, включая потребности аудитории, предлагаемые продукты, риски и возможности, а также примеры решений в этой сфере
Молодежный банкинг представляет собой направление финансовых услуг, разработанное специально для удовлетворения потребностей молодого поколения, обычно в возрасте до 30 лет. Основные цели молодежного банкинга включают в себя привлечение молодых клиентов, обучение их финграмотности и формированию долгосрочных отношений с банком. Особую роль молодежный банкинг играет в регионах с «молодой демографией», например в Африке, где, по данным ООН, проживает 70% молодежи, или в Центральной Азии (30%). Мы только начинаем осознавать значимость и ответственность данного направления. Все аспекты этой темы невозможно рассмотреть в одной публикации, однако автор попытался сформулировать основные понятия, тенденции и проблематику. Отдельно он останавливается на использовании в этом сегменте механизмов искусственного интеллекта. Оригинальную презентацию можно найти в авторском канале «Записки на рукавах».
Традиционно, молодежь определяется как возрастная группа от 15 до 30 лет. ООН и ЮНЕСКО расширяют рамки определения до 35 лет. Среди ключевых особенностей самых юных поколений Z (1997–2012) и Альфа (2013–2025) можно выделить:
При этом поколение Z стало первым поколением, выросшим в период массового распространения гаджетов, а поколение Альфа оказалось тотально интегрированным в многочисленные новые цифровые технологии, что, в свою очередь, привело к поведенческим различиям. Главное различие заключается в уровне интеграции технологий: поколение Z выросло с их внедрением, а поколение Альфа не знает мира без них. Если поколение Z адаптировалось к изменениям, то для принадлежащих к поколению Альфа цифровая среда является естественной и привычной. При этом поколение Альфа тотально зависит от технологий: обучение, игры и общение происходят через цифровые устройства.
Применительно к банкингу понятие «молодежь» традиционно ограничивают возрастом 0–15. Логика подсказывает, что на фоне тотально цифровизированного банкинга у родителей странно ограничивать детей использованием наличных, тем более что мы понимаем: мир наличных подходит к концу и вскоре искусственное ограничение использования цифрового банкинга детьми станет невозможным.
При таком подходе крайне важно определить категорию «молодежь» с точки зрения правоспособности. В разных странах оно различается по возрастным градациям, то в целом подход примерно одинаков. Несовершеннолетние в возрасте 6–14 лет вправе самостоятельно совершать мелко бытовые сделки. Несовершеннолетние в возрасте от 14–18 лет дополнительно совершают сделки, за исключением сделок, перечисленных в локальном законодательстве, с письменного согласия своих законных представителей или полностью самостоятельно. После 18 лет обычно наступает полная правоспособность. Как будет показано ниже, это крайне существенные категории для молодежного банкинга.
Несмотря на то, что после 18 лет правовые отличия исчезают, разнообразие поведения становится, скорее, еще бОльшим, чем до 18. Существенны различия между работающей молодежью и студентами, проживающими с родителями и отдельно, одинокими и семейными. Если коротко, то специфика молодежного банкинга до 18 в значительной мере ориентирована на управление правоспособностью, а после 18 — на учет специфики этих групп и их отличие от «взрослой» аудитории (хотя это понятие неоднородно).
Работа с молодежной аудиторией позволяет банкам:
Важно также, что молодежь является естественной и нативной аудиторий банков, где обслуживаются их родители. Отдельное внимание необходимо уделять продуктам, связанным с обучением (студенческим кредитам, программам сбережений) и с будущим переходом к полностью безналичному обществу.
Молодежный банкинг включает в себя разнообразные продукты и услуги, адаптированные под потребности молодой аудитории.
Самостоятельные и привязанные аккаунты для детей до 18 лет:
Банковские карты
Банковские карты для подростков не имеют технической специфики, исключая, возможно, дизайн. Возможные ограничения вводятся на стороне банковской системы. Основными типами являются:
Существует два подхода к молодежным мобильным приложениям.
В связи с законодательными неясностями и исторической нераспространенностью эти продукты мало развиты в России. Тем не менее в ряде западных и азиатских стран это быстрорастущий сегмент. Выделяют, по аналогии со счетами, два базовых подхода к брокерским счетам:
В этой статье автор не затрагивает детское страхование, образовательные кредиты и другие финансовые сегменты, достойные отдельного профессионального рассмотрения.
Перечислю точечные примеры из множества продуктов, чтобы проиллюстрировать многообразие подходов.
Поставщик |
Продукты |
Revolut |
На продукты накладывается ряд ограничений, например переводы разрешены только между счетами Revolute |
Сбер (Россия) |
|
Fidelity (США) |
|
Ziraat (Турция) |
|
Bank of America (США) |
|
Альфа-Банк (Россия) |
• запретить некоторые финансовые операции с «пластиком», например оплату в интернет-магазинах; • установить лимит на сумму одной покупки или одного снятия наличных, но не больше установленного банком; • разрешить тратить в месяц или за другой период определенную сумму
|
В настоящее время обсуждаются несколько трендов технологического развития молодежного банкинга. Можно упомянуть:
Отдельного упоминания в разговоре о технологическом развитии заслуживает использование ИИ.
ИИ становится ключевым инструментом для повышения эффективности и персонализации услуг молодежного банкинга.
Направления его применения во многом схожи с применением в традиционном банковском секторе, но по каждому направлению есть своя специфика. Вот несколько спецнаправлений его применения:
Персонализация продуктов
Во «взрослой» аудитории персонализация нацелена на каждого клиента:
При этом приоритет дается индивидуальным особенностям клиента перед поколенческими. В молодежном банкинге, напротив, в первую очередь важна поколенческая оптимизация, набор персональных различий у молодых клиентов сформирован еще слабо. Поэтому там будут использованы механизмы стратифицирования, когда ИИ разделяет пользователей на группы и обучается в пределах каждой группы. Недавно было показано, что это чрезвычайно повышает точность предсказания поведения.
Финансовая грамотность
Этот компонент в молодежном банкинге чрезвычайно важен, так как подростки становятся клиентами с минимумом начальных знаний о финансах. Можно выделить несколько направлений, например:
Обслуживание клиентов
Типовыми направлениями для ИИ в «традиционном» банкинге являются автоматизированные чат-боты обеспечивающие круглосуточную поддержку, отвечающие на вопросы о продуктах и услугах и обрабатывающие простейшие запросы. Эта модель привычна для современной молодежи и должна учитывать специфику ограниченной финансовой грамотности, уязвимость к рискам и типовые модели общения онлайн.
Управление рисками
В целом, механизмы использования ИИ в этой области сходны с механизмами «взрослого» банкинга; например, анализ транзакций с помощью ИИ помогает выявлять подозрительные операции и предотвращать мошенничество. Здесь, вероятно, важно обучение ИИ, учитывающее специфические молодежные риски, упомянутые ниже. Также здесь актуальна разработка систем кредитного скоринга, учитывающих особенности молодежной аудитории.
Общая геймификация
ИИ интегрируется в приложения для создания интерактивных заданий и соревнований, мотивирующих молодежь к финансовому планированию, разумному платежному поведению и культуре накопления.
Работа с молодежной аудиторией предоставляет банкам уникальные возможности, включая развитие долгосрочных отношений с клиентами, вовлечение в цифровую экономику и увеличение доли рынка за счет привлечения родителей. Однако существуют и риски:
Для успешного запуска продуктов в этой сфере банки должны:
Подводя итоги этого краткого обзора, можно сказать, что молодежный банкинг — это не просто набор продуктов, а стратегическое направление, способное формировать новое поколение финансово грамотных и лояльных клиентов. Успешная реализация таких программ требует высоких компетенций, внимания к реальным потребностям молодых людей, которые поколение менеджеров не всегда воспринимает адекватно, инновационного подхода и готовности адаптироваться к быстро меняющемуся миру.
Сегодня, когда объемы данных быстро растут, а IT-ландшафт постоянно меняется, традиционный подход к анализу бизнес-процессов неэффективен. Устойчивость и развитие бизнеса зависят прежде всего от скорости адаптации к внешним изменениям и эффективности всех процессов организации. Ключ к успеху — цифровая трансформация, эффективность которой значительно возрастает с использованием технологии Process Mining
По приглашению инициаторов эксперты АОИП присоединились к рабочей группе создания в городе Анжеро-Судженске Кемеровской области Аллеи героев-авиаторов. Проект предполагается реализовать на средства, собранные через высокотехнологичную краудфандинговую онлайн-платформу