Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Секрет успеха ОТП Банка у клиентов — продукты без «звездочек» и «лесенок», с понятными рыночными условиями. О том, как реализуется стратегия обслуживания в разных клиентских сегментах, «Б.О» рассказал Николай Мельниченко, директор по развитию ежедневного банковского обслуживания ОТП Банка
— Николай, мы сейчас наблюдаем разворот рынка депозитов, а это главный канал привлечения средств частных лиц. Какие прогнозы на перспективу?
— Действительно, достигнув пиковых значений весной 2025 года, ставки по депозитам начали постепенно снижаться, при этом на рынке по их величине установился некий консенсус на уровне минус 1–2% относительно ключевой ставки Банка России. Сегодня мы видим, что наметился тренд на смягчение денежно-кредитной политики регулятора, ключевая ставка начала ожидаемое движение вниз, поэтому вместе с ней постепенно продолжат снижаться ставки по вкладам и накопительным счетам.
Но резких изменений мы не ожидаем, полагаем, что можем говорить о 14–15% годовых к концу 2025-го по базовым вкладам.
— Как снижение ставок отражается на портфеле ОТП Банка? Как меняются приоритеты по работе с клиентами?
— В ситуации, когда очень большая доля клиентов мониторит рынок в поиске лучших условий, банку важно иметь сбалансированную стратегию управления портфелем. Не обязательно расти без остановки, участвовать в гонке вкладов, рекламировать самую высокую ставку на рынке. Как и раньше, нам важно дать клиенту простой, понятный и прозрачный продукт, без скрытых «под звездочку» условий, которые могут привести в неожиданным расходам. И неважно, о какой сумме идет речь, ведь клиент теряет доверие к банку, вернуть которое будет сложно даже с помощью очень привлекательного предложения. Поэтому наши приоритеты остаются прежними. Кстати, недавно мы отменили необходимость совершать траты по картам для получения высокой ставки по накопительному счету и увидели, что такое решение оказалось востребованным.
— Можно ли говорить, что в сложившихся условиях стало сложнее управлять клиентской лояльностью?
— Не могу сказать, что мы видим здесь какие-то сложности. Работа с клиентской лояльностью уже давно стала нормой для каждого банка страны. Нет ни одной финансовой организации, которая не делала бы все возможное, чтобы стать лучше для клиента. Дело здесь далеко не всегда в деньгах.
Конечно, мы понимаем, что рынок дебетовых карт — это «красный океан», поэтому все его игроки наравне участвуют в гонке welcome-бонусов. Но добиться лояльности клиентов, удержать ее можно, только предоставляя высокое качество услуг максимально открыто.
И ОТП Банк очень много в это инвестирует.
Наша флагманская дебетовая ОТП Карта для розницы, по признанию Frank RG, — самая выгодная в стране: 16% по накопительному счету, кешбэк до 5% для всех по четырем выбранным категориям, до 35% — от банка либо в рамках партнерских акций, возможность снимать до полумиллиона рублей через банкомат. Лимит по переводам у нас выше рынка — до 5 млн рублей. И это прозрачные условия, без дополнительных «звездочек». А дальше мы работаем над тем, чтобы клиент обратил внимание на другие продукты банка, закрывающие различные потребности, включая вклады и накопительные счета, кредиты наличными, автокредиты и кредитные карты. И обычно они принимаются так же хорошо, как ОТП Карта.
Конечно, мы комплексно подходим к работе с клиентом в рамках его жизненного цикла, в том числе предлагая различные акции для определенных категорий. Работаем над развитием функциональности цифровых сервисов, чтобы обеспечить пользователю привычное удобство и комфорт. Активно используем AI-инструменты.
Отдельно подчеркну, что мы не делаем различий между новым и существующим клиентом, оба сегмента для нас одинаково приоритетны.
— Какие условия банк предлагает premium клиентам?
— В премиальный пакет обслуживания заложена в целом та же логика, что и в рознице: достаточно простые и выгодные условия, наверное, тоже одни из самых интересных на рынке.
Чтобы получить все привилегии Premium, достаточно иметь на счетах остатки свыше 2 млн рублей. Другой вариант: остатки 1,5 млн рублей и траты по картам от 100 тыс. рублей ежемесячно. Клиент, которому подходят такие условия, сразу получает максимальный объем всех привилегий, как всегда, без всяких «лесенок», «звездочек» и прочих дополнений.
По дебетовой карте ОТП Premium мы предлагаем до 5% кешбэка в восьми категориях с лимитом 20 тыс. рублей в месяц. Клиентам доступны повышенная ставка по накопительному счету 16,5% годовых, а также соответствующие статусу lifestyle услуги и консьерж-сервисы, компенсация на рестораны в аэропортах и бесплатный доступ в бизнес-залы, трансферы и страхование в путешествиях. У нас премиальным клиентам обеспечены 72 прохода в бизнес-зал в течение года и два трансфера в месяц, то есть 24 за год.
Клиенты с премиальной картой обслуживаются в банке по выделенной линии КЦ-чата или у персонального менеджера, который может проконсультировать и помочь с оформлением финансовых инструментов.
Николай Мельниченко (ОТП Банк). Фото: Ирина Анисина / «Б.О»
— Какие продукты и сервисы востребованы в разных клиентских сегментах премиума?
— Мы выделяем четыре основных сегмента. Первый — клиенты-«сберегатели», ориентированные больше на сохранение и приумножение средств. Для них у нас есть гибкая линейка вкладов плюс накопительный счет со ставкой 16,5% годовых. Второй сегмент — клиенты-путешественники, которые используют всегда популярный и востребованный на рынке набор сервисов: трансферы, консьерж, бизнес-залы и компенсацию в ресторанных, страховку на время путешествия. Третий сегмент — люди, нацеленные на транзакционное поведение: они много тратят и получают кешбэк до 20 тыс. рублей в месяц. И, конечно, мы не забываем о клиентах, у которых востребованы услуга валютных переводов и сервис FX — для этих клиентов банк предлагает более выгодные тарифы на переводы в рамках премиального предложения.
— Расскажите про карты для более состоятельных клиентов.
— Клиентам с остатками на счетах от 10 млн рублей доступно обслуживание в ОТП Private Banking. Для них условия также абсолютно прозрачны и понятны, думаю, что они — одни из лучших на рынке. Ставка по накопительному счету составляет 17%. Условия по вкладам для них более гибкие, поскольку мы стараемся персонализированно подходить к этому сегменту и к вопросу инвестирования.
Клиентам доступна металлическая карта ОТП Private Mir Supreme с 5%-ным кешбэком на все покупки (до 100 тыс. рублей в месяц), Private, а также lifestyle-услуги, консьерж-сервисы, компенсация на рестораны в аэропортах и бесплатный доступ в бизнес-залы, трансферы и страхование в путешествиях. При этом число проходов в бизнес-залы не ограничено по количеству, а трансферами в путешествиях можно воспользоваться до 48 раз за год.
Клиентам Private назначается «частный банкир» — персональный помощник в финансовых вопросах, который отвечает за консультации по инвестиционным и финансовым инструментам, предложение банковских продуктов, согласование индивидуальных условий и подбор оптимальных решений с учетом потребностей клиента.
— Запросы клиентов — даже в рознице, не говоря уже о премиуме, — сегодня выходят далеко за рамки классических банковских предложений. Сейчас — период роста доли нефинансовых продуктов и сервисов, и в этой связи партнерства приобретают важное значение. Как ОТП Банк использует кобрендинг?
— Прежде всего мы развиваем партнерства в премиальных сервисах, связанных с lifestyle-услугами. Я бы сказал, что это уже стандарт рынка, классическая для банка практика. Проходы в бизнес-залы аэропортов мы организуем с Mir Pass. Есть партнеры по предоставлению трансферов, консьерж-услуг. Наш консьерж-сервис не только консультирует клиентов и бронирует рестораны, но и работает над решением нестандартных запросов — таких как налоговое или юридическое консультирование, помощь в поиске и приобретении недвижимости и т.д.
Кредиты МСП: скрытые проблемы
Многомесячный период удержания высокой ключевой ставки привел к серьезному ухудшению финансового состояния отечественного малого и среднего бизнеса. Количество предпринимателей с просроченной задолженностью с июня 2024 года по июнь нынешнего выросло более чем на 60%. Эксперты сравнивают ситуацию с торфяным пожаром