Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Мы получаем много жалоб от граждан по взаимодействию банков и страховых компаний
01.04.2011 Мнение

Мы получаем много жалоб от граждан по взаимодействию банков и страховых компаний

В ФАС России поступают обращения по поводу потребительских кредитов, касающиеся как компетенции антимонопольного органа, так и Роспотребнадзора. В последнее время наиболее актуальна проблема взаимодействия банков и страховых компаний. В прошлом году мы закончили рассмотрение очередного дела по картельному сговору, направленному на поддержание высокой цены на каско для кредитных автомобилей. На самом деле взаимодействие банков и страховых компаний регулируется постановлением правительства. И количество жалоб на навязывание потребителю конкретного страховщика сокращается. В этой части мы оцениваем результаты нашей работы положительно.


Антимонопольный орган продолжает получать много жалоб по поводу взаимодействия, когда банк предлагает заемщику по потребительским кредитам застраховаться от несчастного случая. Наши претензии к такому взаимодействию касаются не самого договора, а к тому, что в рамках выдачи потребительского кредита, который на бумаге считается не требующим заключения договора страхования или подключения к программе добровольного страхования, на практике таковым становится. Мы рассматривали дело в отношении Альфа-Банка, и ФАС выдвигал претензии о согласованных действиях, о навязывании заемщикам участия в программе по страхованию. Это решение ФАС прошло судебную проверку, в том числе в кассационных инстанциях. В связи с этим я хочу обратить внимание на то, что можно предлагать заемщику коллективное страхование, но нельзя его навязывать и ставить выдачу кредита в зависимость от покупки страхового полиса.
При кредитовании физлиц возникают проблемы также по взаимодействию с оценщиками, во многом похожие на ситуацию со страховщиками. Однако если в случае со страховщиками составление списков компаний еще объяснимо тем, что не все страховые компании финансово устойчивы, и это можно проверить по финансовым показателям, то в отношении оценщиков такой довод некорректен. Подобные соглашения признаются неправомерными. Соответствующая практика у ФАС также наработана.
За последний год к нам стали поступать жалобы на то, что банки ввели комиссии за представление справок по уплаченным процентам по кредиту. Эти справки необходимы гражданам для оформления налоговых вычетов. Соответственно встал вопрос: дополнительная ли это информационная услуга, за которую банк имеет право брать отдельную плату? ФАС считает, что это нельзя считать отдельной услугой, так как невозможно обратиться в какой-либо банк и получить такую информацию по кредиту, полученному в другом банке. Второй момент — эта справка связана с кредитом, а кредитный договор не включает данные о том, сколько стоит такая справка, и ее стоимость не учитывается в окончательной стоимости кредита. Мы обнаружили в одном из федеральных округов судебную практику на эту тему, которая говорит о том, что такая справка не может быть платной, так как обусловлена кредитном договором. Единого решения по этому поводу пока нет, но тема, безусловно, интересная.

Представление справок об уплаченных процентах нельзя считать отдельной услугой, соответственно нельзя брать плату за выдачу этих документов

Мы будем думать, каким образом банк должен доводить информацию о стоимости такой справки до заемщика. ФАС анализирует статистику обращений. В последнее время жалобы заемщиков на банки в меньшей степени связаны с потребительским кредитованием. Возможно, это свидетельствует о том, что баланс интересов банков и заемщиков, о котором так много говорят в последнее время, приходит в норму.

 

Из выступления на конференции «Правовое регулирование потребительского кредитования: практика, проблемы и перспективы» (Москва, 3 марта 2011 года).






Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ