Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Мы продолжим ужесточение денежно-кредитной политики
10.10.2011 Интервью

Мы продолжим ужесточение денежно-кредитной политики

В эксклюзивном интервью «БО» новый председатель правления Национального банка Республики Беларусь Надежда Ермакова раскрывает свое видение причин экономических проблем в стране и те действия, которые регулятор собирается предпринять для выхода из сложившейся ситуации


— Надежда Андреевна, вы возглавили Национальный банк в разгар событий, которые в России называют финансовым кризисом в Республике Беларусь. Каковы, на ваш взгляд, причины, приведшие, в частности, к резкому ослаблению курса национальной валюты?

— Среди основных причин возникновения ряда трудностей во внешнеэкономической сфере и на валютном рынке Белоруссии следует выделить следующие.
Во-первых, рост внешних цен на ресурсы и прежде всего на энергоносители. Респуб­лика Беларусь имеет открытую экономику, у которой внешнеэкономический оборот существенно превышает объем ВВП. Во многом это обусловлено отсутствием в стране значительных запасов ресурсов и в первую очередь энергоносителей, которые приходится импортировать при непрерывно возрастающих ценах. Так, за пять лет, с 2006 по 2011 год стоимость природного газа для Белоруссии выросла в пять раз.
Во-вторых, в 2011 году негативным фактом стал ажиотажный импорт автомобилей, возникший на фоне объявленного вступления в силу с 1 июля 2011 года соглашений по Таможенному союзу трех стран — России, Казахстана и Белоруссии. За первое полугодие в нашу страну было ввезено около 260 тыс. легковых автомобилей на сумму 2,2 млрд долларов, что в три раза больше, чем в 2010 году. А это более 70% всего отрицательного сальдо внешней торговли товарами и услугами.
В-третьих, высокий уровень инвестиций, направленных для ускоренного роста производства. В среднем за 2006–2010 годы доля накоплений в используемом ВВП составляла более 37%. Это позволило в 2010 году произвести ВВП, превышающий на 42% его объем в 2005 году. За прошедшее пятилетие выпуск промышленной продукции увеличился на 47%. Происходило технологическое обновление экономики. Однако создавалась дополнительная потребность в импорте оборудования, комплектующих и другой продукции производственного назначения.
В-четвертых, масштабное кредитование экономики — для поддержания высоких темпов ее роста на основе увеличения внутреннего спроса. Например, в 2010 году удельный вес кредитов банков в источниках финансирования инвестиций в основной капитал достиг 32% и увеличился по сравнению с 2005 годом в два раза. В целом за 2006–2010 годы внутренний спрос — потребление плюс накопление, — сформированный за счет всех источников, в том числе и эмиссионных, превысил почти на 8% произведенный ВВП. Понятно, что данное превышение было покрыто импортируемыми товарами и услугами.
Все это отразилось на внешнеторговом балансе страны, дефицит которого нарастал, достигнув в 2010 году 13,6% ВВП, но не компенсировался поступлениями внешних средств. Соответственно возрастал спрос на валютном рынке при отставании роста предложения валюты, то есть увеличивался ее дефицит. Результатом и стало произошедшее ослабление белорусского рубля.
Вместе с тем целесообразно назвать первые положительные результаты принятых экономических и монетарных мер. Поступление в страну валютной выручки за семь месяцев 2011 года возросло по сравнению с соответствующим периодом прошлого года почти на 60%. При этом за май–июль 2011 года иностранной валюты поступило на 1,1 млрд долларов больше, чем израсходовано. Тем самым постепенно формируется экономическая основа для стабилизации валютного рынка и обменного курса белорусского рубля.

— Другими причинами кризисных явлений называют активную эмиссию белорусского рубля. Согласны ли вы с этим утверждением? Какой будет эмиссионная политика Национального банка и насколько буквально следует воспринимать требование главы государства «никакой эмиссии».

— Да, одной из причин сложившейся ситуации на внутреннем валютном рынке и в экономике в целом была мягкая денежно-кредитная политика.
Эмиссионная поддержка оказывалась банкам для финансирования ими ряда экономических программ. Банковская система выделяла значительные средства для наращивания экспорта, обеспечения выпуска импортозамещающей и сельскохозяйственной продукции, технического перевооружения и жилищного строительства. В существенной мере кредитная поддержка национальной экономики позволила не допустить спада во время мирового финансово-экономического кризиса.

За первое полугодие 2011 года в Белоруссии было ввезено легковых автомобилей на сумму 2,2 млрд долларов. А это более 70% всего отрицательного сальдо внешней торговли

Однако в сложившихся условиях потребовались меры для перехода к ужесточению всей финансовой и денежно-кредитной политики.
Поэтому Национальный банк с 1 июня 2011 года прекратил эмиссионное кредитование. В настоящее время рефинансирование банков осуществляется только через стандартные операции регулирования их ликвидности на рыночных условиях и на короткие сроки.
Такая монетарная политика, необходимая для стабилизации ситуации и сбалансированного развития экономики, будет проводиться и в дальнейшем. А экономические проекты должны осуществляться только за счет неэмиссионных финансовых источников.

 

— Ставку рефинансирования в размере 10,5% годовых, установленную во второй половине 2010 года, наблюдатели называли неадекватной и несоответствующей уровню инфляции. Согласны ли вы с такой оценкой? С сентября действует ставка 27%. Насколько эта ставка отражает текущие экономические реалии? Будет ли она меняться в ближайшие месяцы и если да, то каким образом?

— Ставка рефинансирования в размере 10,5% годовых, установленная в конце 2010 года, была сопоставима с уровнем инфляции за указанный период. Прирост потребительских цен за 2010 год составил 9,9%. Это говорит о том, что в реальном выражении ставка рефинансирования была на положительном уровне.
Что касается текущего уровня ставки рефинансирования, то на данный момент она ниже сложившейся инфляции. Однако Национальный банк в сложившейся экономической ситуации, с учетом, кстати, мировой практики центральных банков, придерживается взвешенного подхода при повышении ставки рефинансирования. Учитываются интересы как вкладчиков, так и кредитных заемщиков. Постепенное повышение ставки рефинансирования, с одной стороны, увеличивает доходность по вкладам в белорусских рублях, усиливая их защиту от инфляции, а с другой — предоставляет кредитным заемщикам время для адаптации к новым экономическим условиям. Кроме того, такой подход позволяет уменьшить риски в части проблемных кредитов.
Ужесточение денежно-кредитной политики, в том числе поэтапное повышение ставки рефинансирования, которое происходит в настоящее время (с 14 сентября 2011 года ставка рефинансирования установлена на уровне 30%. — Прим. «БО»), вероятнее всего, будет продолжено. При этом величина изменения ставки будет во многом определяться развитием экономической ситуации, эффективностью всего комплекса задействованных монетарных и общеэкономических мер по снижению инфляции и стабилизации валютного рынка.

— С сентября рыночный курс белорусского рубля будет определяться на дополнительной сессии торгов на валютной бирже. О введении такой меры представители Нацбанка заявляли еще в апреле. Чем обусловлена почти полугодовая задержка?

— Для открытия дополнительной торговой сессии на Белорусской валютно-фондовой бирже было необходимо обеспечение существенных экономических условий, а также решение технических вопросов, способствующих устойчивому и эффективному функционированию биржи.
Была проведена серьезная экспертная работа, рассмотрены различные стратегии валютной курсовой политики, изучены предложения специалистов Международного валютного фонда, Народного банка Китая, Центрального банка Российской Федерации, Национальной академии наук, университетов, министерств и ведомств Республики Беларусь.
Кроме того, необходимо было обеспечить увеличение золотовалютных резервов страны, что позволит Национальному банку в случае необходимости сбивать спекулятивные колебания курса белорусского рубля.

— Считаете ли вы данную меру способной разрешить валютный кризис?

— Национальный банк и правительство нашей страны широко и откровенно уже информировали белорусскую и международную общественность об общем плане своих совместных действий. Его конечная цель — достижение сбалансированности экономики и обеспечение эффективной ее работы.
Поэтому дополнительная сессия на валютной бирже рассматривается как один из инструментов в предусмотренном комплексном механизме. Важно не только установить единый обменный курс белорусского рубля на всех сегментах внутреннего валютного рынка, но и обеспечить его дальнейшую стабильность на основе устойчивого развития всех секторов экономики страны. А это системная задача, которая сейчас интенсивно решается согласованными действиями в общегосударственном масштабе.

— Какой инструментарий собирается применять Нацбанк для того, чтобы «сбивать спекулятивные колебания» курса рубля? Будут ли использоваться валютные интервенции? Какие средства имеются в вашем распоряжении для этого?

— Национальный банк Республики Беларусь, как и целый ряд центральных банков других государств, имеет право осуществлять покупку-продажу иностранной валюты на рынке. Поэтому в случае необходимости он будет проводить валютные интервенции с целью сглаживания отдельных спекулятивных колебаний в ходе торгов на дополнительной сессии валютной биржи. Накопленный объем золотовалютных резервов дает такую возможность.
Кроме того, важно подчеркнуть, что будет продолжена активная процентная и жесткая эмиссионная политика, которая, как известно, существенно воздействует на сбалансированность всех сегментов валютного рынка, включая и биржевые торги.

Одной из причин сложившейся ситуации на внутреннем валютном рынке и в экономике в целом была мягкая денежно-кредитная политика

— Очевидно, что стабилизация валютного курса — приоритетная задача для Нацбанка в ближайшее время. Насколько на этом фоне важна задача таргетирования инфляции и как вы планируете эту задачу решать? Каковы целевые установки по уровню инфляции на 2011 и 2012 годы?

— Действительно, необходимость ограничения роста уровня цен — одна из приоритетных задач. Поэтому правительство и Национальный банк намерены обеспечить достижение ценовой стабильности в 2012 году всеми мерами экономической и монетарной политики.
В частности, в 2012 году все инструменты денежно-кредитной политики будут направлены на снижение инфляции и обеспечение устойчивости обменного курса национальной валюты. При этом обменный курс белорусского рубля предполагается формировать исходя из спроса и предложения иностранной валюты при минимальном участии Национального банка. Кредитная эмиссия будет осуществляться исключительно на рыночных условиях и на короткие сроки с использованием общепринятых в мировой практике инструментов регулирования ликвидности банков. Усилится роль процентной политики, ориентированной на поддержание процентных ставок в реальном выражении на положительном уровне.
Что касается изменения режима денежно-кредитной политики на инфляционное таргетирование, то в настоящее время пока отсутствуют необходимые экономические, организационные и институциональные условия. Требуется время для выполнения мероприятий, направленных на усиление рыночных институтов, либерализацию цен и других экономических условий, снижение монополизации. Предполагаются более жесткие ограничения в бюджетной политике, в том числе недопущение превышения размеров дефицита бюджета, согласованного с целью по инфляции, и существенное сокращение государственной поддержки неэффективных предприятий.
В части целевых установок по уровню инфляции на 2011 и 2012 годы в настоящее время правительством Республики Беларусь совместно с Национальным банком проводится работа по их оценке в рамках разработки прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012 год.

— Как возглавляемый вами до нового назначения Беларусбанк действовал в сложившихся экономических условиях? Предпринимались ли какие-то антикризисные меры, в том числе меры противодействия панике среди населения?

— Безусловно, изменение условий функционирования экономики отразилось и на действиях Беларусбанка. Усиленный акцент был сделан на поддержание текущей ликвидности. Были существенно сокращены издержки, активизирован процесс оптимизации персонала и внедрения передовых маркетинговых технологий. Имела место корректировка политики в отношении скорости прироста активов и повышения уровня риск-менеджмента.
Во-первых, были скорректированы методики стресс-тестов в части оценки влияния новых рисков — увеличения диапазонов колебания валют, связанного с этим риска ухудшения качества кредитного портфеля, изменения структуры и размера ресурсной базы. На основе результатов стресс-тестов были определены ключевые моменты рисков, выработаны планы действий для их минимизации.
Не могу сказать, что проводимая Беларусбанком кредитная политика подверг­лась серьезной ревизии, так как вопросам эффективности реализуемых с участием кредитов банка проектов пристальное внимание уделялось всегда.
Конечно, кое-что было пересмотрено. Так, было ограничено предоставление кредитов в иностранной валюте предприятиям, не имеющим экспортной выручки или имеющим ее в недостаточном количестве для исполнения обязательств по погашению таких кредитов.
Предоставление кредитов для реализации инвестиционных проектов осуществлялось при условии вовлечения в этот проект до 30% собственных средств кредитуемого предприятия.
При рассмотрении проектов, реализуемых даже под гарантии правительства, тщательно анализировалось состояние дел на предприятиях — динамика запасов на складах, структура дебиторской задолженности, конкурентность продукции, география и перспективы сбыта.
Во-вторых, все проекты оценивались с точки зрения необходимости, актуальности сегодняшних инвестиций — насколько они критичны для развития предприятий, экономики или их можно отложить. Например, можно ли для обновления городского парка транспортных средств обойтись покупкой 50 автобусов или все-таки нужно приобрести их 100 в кредит? Нужно ли начинать строительство овощехранилища со сроком ввода в феврале, если оно нужно в августе-сентябре, а стройка еще не начата?

Поэтапное повышение ставки рефинансирования, вероятнее всего, будет продолжено

В большинстве случаев с нами соглашались, и программы инвестиций пересматривались.
Хочу отметить, что основные подходы к кредитованию предприятий и населения, выработанные Беларусбанком в предыдущие годы, позволили в непростой экономической ситуации сохранить высокое качество кредитного портфеля — удельный вес проблемных кредитов в структуре кредитных вложений не превышает 1%, а по кредитам населению — 0,02%.
Что касается вашего вопроса о противодействии панике среди населения, хочу сказать: необходимости принимать какие-либо экстренные меры со стороны Беларусбанка не было. Банк работал в соответствии с основными корпоративными принципами — ответственность перед клиентом, сохранение и поддержание имиджа стабильного, устойчивого и надежного банка.
Понимая, что даже один случай невыплаты средств по вкладу, может вызвать волну слухов и последующее массовое обращение за вкладами, Беларусбанк обеспечивал бесперебойную работу с вкладами всех отделений. Да, были очень напряженные моменты — иногда кассовые и инкассаторские службы работали круглые сутки, чтобы успеть развести наличность по отделениям. Но все возникающие проблемы решались оперативно.
Был предпринят ряд мер по повышению лояльного отношения к вкладчикам банка. Хотя, повторюсь, главным направлением работы была и остается ориентированность на клиента.
В частности, для обеспечения привлекательности сбережений оперативно пересматривались в сторону увеличения процентные ставки по всем срочным банковским вкладам в белорусских рублях, по которым не была нарушена срочность хранения. Существенно были увеличены процентные ставки по срочным вкладам в иностранной валюте.
Вкладчикам, имеющим срочные вклады в белорусских рублях и иностранной валюте, было предоставлено право досрочно, без понижения причитающегося дохода расторгать данные договоры и переоформлять на любые из существующих видов срочных вкладов по выбору клиента.
Дополнительное решение было принято и относительно тех вкладчиков, кто предпочитает хранить деньги в иностранной валюте, о выплате дохода по основной процентной ставке за период хранения вклада сверх установленного договором срока до дня его закрытия.
Для желающих разместить деньги на короткий срок было сделано специальное предложение: повышена доходность по сберегательным сертификатам и вкладам сроком на 15 дней.
Учитывая сложившуюся ситуацию, банк принял ряд мер, позволяющих снизить финансовую нагрузку на кредитополучателей, которым несколько лет назад были предоставлены кредиты на жилье и на потребительские цели в иностранной валюте. По таким кредитам ставка была понижена, предоставлена возможность не только осуществлять погашение текущих платежей по валютным кредитам путем безналичной покупки валюты за белорусские рубли, но и продлить сроки погашения. Это позволило сократить текущие затраты домашних бюджетов на обслуживание долга.
Словом, шла обычная банковская работа, суть которой — обеспечение качественного обслуживания клиентов. Для меня она составила огромный отрезок жизни, ведь Беларусбанк я возглавляла более 15 лет.

 

— Как банковская система в целом переживает кризис?

— Несмотря на сложные макроэкономические условия в 2011 году, банковский сектор Республики Беларусь достаточно успешно справляется с возникающими трудностями, и совместными усилиями банков, Национального банка и правительства обеспечивается его устойчивая работа.

Обменный курс белорусского рубля предполагается формировать при минимальном участии Нацбанка

Качество активов банковского сектора остается приемлемым. Доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, на 1 августа 2011 года составила 3,24%, незначительно снизившись по сравнению с началом текущего года на 0,26 п.п.
Рентабельность банков как отношение прибыли к нормативному капиталу за семь месяцев 2011 года составила 7,3%, что на 0,6 п.п. выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако отношение их прибыли к активам несколько снизилось — на 0,15 п.п., до 0,86%.
Объем нормативного капитала банков за январь–июль увеличился на 12%, при том что, согласно Основным направлениям денежно-кредитной политики Республики Беларусь, на весь 2011 год предусматривался прирост данного показателя на 15–21%. Кроме того, коэффициент достаточности нормативного капитала, который характеризует уровень покрытия капиталом принимаемых банком рисков деятельности, составил по банковскому сектору на 1 августа 2011 года 17,05% при установленном нормативе для отдельного банка не менее 8%.
Таким образом, в рассматриваемом периоде 2011 года было обеспечено в целом устойчивое — относительно общего уровня внешних рисков — функционирование банковского сектора, что способствовало сохранению доверия к банкам со стороны населения и других контрагентов. Так, в июне–августе 2011 года удалось остановить отток депозитов населения, наблюдавшийся в марте–мае на фоне проблем, связанных с внешнеэкономической несбалансированностью. Кроме того, объем средств, привлеченных банками республики от нерезидентов, увеличился с начала года на 963,4 млн долларов, или на 17%.
В целом, несмотря на сложившиеся непростые условия, банковский сектор Белоруссии продолжает стабильно функционировать и в полной мере выполнять функцию финансового посредника в экономике.

 

— Как в этой связи следует расценивать слова Александра Лукашенко о беспорядках в банковской системе и необходимости ее зачистить?

Наиболее актуальная задача?— полномасштабное начало функционирования Банка развития

— В условиях жестких мер по стабилизации общеэкономической ситуации банковская система должна также действовать слаженно, подставляя плечо предприятиям и населению. При этом сиюминутное желание любого игрока получить сверхприбыль не может быть дальновидным и приводит к возникновению дополнительных рисков. Кроме того, хочу напомнить общеизвестный факт — в основе устойчивой работы банков находится динамично развивающаяся экономика. Поэтому перед Национальным банком, как центральным банком государства, и поставлена задача обеспечить экономическую эффективность банковского сектора.
В этой связи Национальный банк будет использовать весь допустимый комплекс инструментов, направленных на сдерживание аппетита отдельных банков к рискам, а также стимулировать банки строить свою политику таким образом, чтобы их функционирование было выгодно как самим банкам, так и стране в целом.

— Какие системные шаги будут предприниматься в отношении банковской системы страны после решения наиболее острых вопросов?

— Решение острых текущих вопросов, стоящих перед банковским сектором Белоруссии, тесным образом связано со структурными преобразованиями, которые осуществляются уже сегодня.
Наиболее актуальная задача с точки зрения минимизации системных рисков для банковского сектора — завершение процесса совершенствования системы финансирования государственных программ и полномасштабное начало функционирования Банка развития.
На сегодняшний день утвержден устав Банка развития, принято решение об образовании его органов управления, в полном объеме сформирован уставный фонд и осуществлена государственная регистрация Банка развития. В настоящее время завершается подготовка порядка приобретения Банком развития у банков активов, сформированных в результате финансирования ими проектов в рамках государственных программ, а также определяется их перечень. Кроме того, разрабатывается положение о порядке и условиях финансирования Банком развития проектов, включаемых в государственные программы.
Реализация запланированных мероприятий позволит организовать финансирование Банком развития проектов, включенных в государственные программы, начиная с 2012 года. Функционирование Банка развития будет способствовать повышению ответственности и эффективности при принятии решений по выбору и финансовой поддержке проектов в рамках государственных программ при одновременном снижении рисков и повышении устойчивости банковского сектора.
Главным ориентиром дальнейшего совершенствования банковского надзора останется использование международных стандартов и лучшей мировой практики в данной области. Внедрение стандартов, рекомендуемых Базельским комитетом по банковскому надзору и международными финансовыми организациями, будет базироваться на полной реализации основополагающих принципов эффективного банковского надзора.
В числе других приоритетных направлений развития банковского сектора Белоруссии следует назвать повышение устойчивости и эффективности функционирования банковского сектора при одновременном росте потенциала и совершенствовании банковских инструментов в соответствии с потребностями экономики и населения; совершенствование институциональной структуры банковского сектора за счет снижения его концентрации, привлечения частных инвесторов в банковский сектор и развития банковской инфраструктуры; формирование среды добросовестной конкуренции в банковском секторе и обеспечение равных условий деятельности банков.

— Видите ли вы какую-то роль, которую могла бы сыграть Россия для выхода Респуб­лики Беларусь из кризиса? Что, помимо выделения кредита, могла бы сделать наша страна?

— Российская Федерация — это региональный центр, ее деловая активность и экономический рост во многом определяет уровень спроса на товары и услуги белорусского производства. Например, в условиях развития мирового финансово-экономического кризиса снижение темпов роста производства в Российской Федерации привело к снижению ее спроса на импорт, что отразилось на объеме экспорта Республики Беларусь.
Таким образом, для наших стран представляется важным стимулирование деловой активности на уровне, обеспечивающем положительную динамику взаимного оборота товаров и услуг. При этом прямой эффект обеспечивается за счет высокого уровня спроса на продукцию на внешних рынках. Это гарантирует высокий уровень загрузки мощностей отечественных предприятий, а следовательно, рост объемов производства и дальнейшее увеличение поступлений в государственный бюджет налогов и платежей от внешнеэкономических операций.

 

— Российские банки – главные иностранные инвесторы банковской системы Республики Беларусь. Каков, на ваш взгляд, уровень проникновения российских кредитных учреждений в финансовую систему страны – нормальный, избыточный, недостаточный? Есть ли перспективы взаимодействия между финансовыми системами двух стран в будущем?

На долю банков, у которых доля акций, принадлежащих резидентам РФ, составляет более 50%, приходится 22,6% совокупных активов банковского сектора Белоруссии

— Допуск иностранных стратегических инвесторов на рынок банковских услуг Республики Беларусь осуществляется с учетом того, что приход иностранного капитала должен способствовать повышению устойчивости банковского сектора, увеличению капитализации банков и росту их активов, внедрению новых банковских технологий, активизации конкуренции, снижению нагрузки на государственный бюджет, повышению доверия со стороны инвесторов к экономике.
В настоящее время банковский сектор Белоруссии включает 31 банк, в том числе семь банков, у которых доля акций, принадлежащих резидентам Российской Федерации, составляет более 50%. На долю этих банков приходится 22,6% совокупных активов банковского сектора.
Таким образом, российский капитал играет заметную роль в банковском секторе Республики Беларусь. Данная ситуация представляется закономерной, поскольку Россия — стратегический экономический партнер Белоруссии. При этом высокая степень экономического сотрудничества двух государств стимулирует интеграцию в банковской сфере.
Кроме того, целесообразно отметить, что в декабре 2010 года. между Республикой Беларусь, Российской Федерацией и Республикой Казахстан подписано соглашение о торговле услугами и инвестициях в государствах — участниках единого экономического пространства. Соглашением предусмотрена гармонизация национальных законодательств государств-участников. Итогом гармонизации, которая должна завершиться к 1 января 2020 года, станет взаимное признание лицензий на осуществление банковской деятельности, выданных на территории любой другой стороны.

— Ваше отношение к единому валютному пространству с Россией?

— Республика Беларусь совместно с Российской Федерацией постоянно прорабатывает возможности расширения использования российского рубля во взаимных расчетах между субъектами хозяйствования двух стран, а также применения российского руб­ля в качестве одной из резервных валют.
Вместе с тем целесообразность создания союзной валюты для Республики Беларусь в значительной степени зависит от конкретных договоренностей и условий реализации общеэкономической и денежно-кредитной политики.
Использование российского рубля на территории Республики Беларусь, а затем и единой денежной единицы Союзного государства должно отвечать интересам обоих государств, способствовать их устойчивому долговременному экономическому росту и повышению благосостояния граждан. Указанное возможно в том случае, если дальнейшая работа по введению единой денежной единицы Союзного государства будет направлена на всестороннюю подготовку экономик к валютному союзу, создание равных условий субъектам хозяйствования двух государств и принятие Конституционного акта Союзного государства. И только затем возможно введение единой валюты Союзного государства как логичное завершение экономической интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации.

Итогом гармонизации законодательства к 1 января 2020 года станет взаимное признание лицензий на осуществление банковской деятельности

— Какие вы видите риски, связанные с мировой экономической конъюнктурой, в ближайшие год-два? Чего следует опасаться в первую очередь?

— Представляется, что основные мировые риски связаны прежде всего с бюджетными дефицитами, размерами государственного долга, стабильностью ведущих мировых валют и в конечном счете с устойчивостью экономического роста.
В силу сохранения высокой открытости экономики Белоруссии — а в первом полугодии 2011 года ее внешнеэкономический оборот составлял более 160%, — это может сказаться на реализации наших планов, послужив в первую очередь фактором для сдерживания нашего экономического развития.
Поэтому нужно быть готовыми к реализации различных мировых сценариев и принять все необходимые меры для снижения негативных последствий внешних рисков. Думаю, что ключ к успеху лежит в области ускоренного проведения в стране мероприятий по модернизации, повышению эффективности и конкурентоспособности белорусской экономики.






Новости Новости Релизы