Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • «Мягкая сила» стандартов
24.04.2025 FinRegulationFinSecurityFinTechАналитика

«Мягкая сила» стандартов

Потребностью нынешнего времени является поиск новых подходов, способных обеспечить современные гибкие методы регулирования банковской деятельности. Могут ли стандарты претендовать на эту роль?


Тотальный перевод в «цифру» практически всех бизнес-процессов банков и других участников финансового рынка помимо всех тех благ, которые хорошо известны как финансистам, так и их клиентам, привел к довольно неожиданным последствиям. Их суть заключается во внутренних противоречиях классических и новых правовых методов регулирования, таких как стандарты, вырабатываемые саморегулируемыми организациями (СРО). Раньше на это не обращали особого внимания, а сейчас вопрос встает ребром.

В чем проблема?

С одной стороны, многие банки на пути своей трансформации в IT-компании сформировали в структуре собственного топ-менеджмента мощный костяк людей из IT-сферы. Следствием этого стало усиление влияния регулирования, характерного для технической сферы, в виде, например, ГОСТов, документов Минцифры и множества других организаций, довольно далеких от кредитно-финансовой сферы.

С другой стороны, проникновение ИИ и постепенное замещение им банковских сотрудников пока еще не в критических, но уже во влияющих на качество обслуживание клиентов бизнес-процессах волнует не только защитников прав потребителей, но и регуляторов.

С третьей стороны, стремительно изменяются бизнес-модели: например, происходит отказ от собственных отделений и каналов продаж в пользу партнерских коллабораций с крупнейшими игроками. Борьба за время клиента, проводимая банком в том или ином приложении, стоит немалых денег. Поэтому некоторые банки из топ-15 отказались от безумной идеи «любимого клиентом приложения в смартфоне» и осваивают вместе с коллегами из прочих сфер кросс-продажи своих продуктов с использованием ДБО других банков. Масло в огонь споров юристов подливает и предстоящее внедрение открытых API. Кто, как и где будет информировать клиентов, принимать их обращения и т.д.?

Продолжать этот список можно довольно долго. Но нельзя не выделить всплеск мошенничества, прежде всего в каналах ДБО. Причем помимо уже набивших оскомину социальных инженеров проблем добавляют факты внутреннего мошенничества и мисселинга. Все это втягивает в воронку «стандартостроительства» подразделения регулятора, отвечающие за поведенческий надзор. Ведь никакие законы невозможно принимать в такие короткие сроки.

Немного теории

Ответом законодателей и банковского регулятора на эти вызовы стал запуск механизмов СРО на финансовом рынке и выработка ими внутренних стандартов. Однако, как говорят юристы, до консенсуса даже между ними самими еще очень далеко. А что же говорить о департаментах IT и ИБ, упоминаемых выше? Ведь именно их решениям, в частности ДБО, приходится технологически обеспечивать бизнес-процессы, результаты которых описываются «в как бы не обязательных для исполнения» стандартах?

Андрей Медведев, директор юридического департамента Банка России, и Алексей Чирков, начальник управления регулирования Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, в ходе X Банковской юридической конференции АБР «Банковское право России: выверяем фарватер», прошедшей в конце 2024 года, попробовали внести ясность в этот вопрос. По их словам, сейчас в юрисдикции Банка России действует четыре вида стандартов.

  • Базовые стандарты. После создания в 2013 году финансового мегарегулятора реализовалась идея о наделении рынка самостоятельными регуляторными полномочиями в виде Федерального закона № 223-ФЗ «О саморегулировании на финансовом рынке», который установил новый вид регуляторного акта — стандарт. Были выделены два их типа — базовый (обязательный нормативный акт) и внутренний (вырабатываемый СРО).
  • Внутренние стандарты СРО. Их отличительной чертой является наличие механизмов принуждения к исполнению стандартов.
  • Стандарты деятельности кредитных организаций. Банки до сих пор не имеют СРО и взаимодействуют с регулятором через две ассоциации. Проблемы возникли несколько лет назад вследствие массового использования банками агентских схем работы с иными видами финансовых организаций. Ответом стало принятие в 2021 году Федерального закона № 192-ФЗ «О внесении изменений…», где четко был прописан механизм информирования потребителей о продуктах. Кроме того, им были внесены поправки в Закон «О банках и банковской деятельности» в виде статьи 24.1. Там было сказано о том, что элементом регулирования банковской отрасли могут быть стандарты банковской деятельности с использованием механизмов Закона № 223-ФЗ, т.е. СРО. На сегодня действуют переходные нормы к № 192-ФЗ, описывающие временные правила создания стандартов, предполагающие создание в структуре ЦБ комитета по стандартам. Т.е. ситуация поставлена «с ног на голову»: в базовой модели этот комитет должен быть производной от СРО, а не от регулятора. Как долго продлится переходный период и появятся ли в итоге банковские СРО, в Банке России ответить затрудняются.
  • Стандарты-рекомендации Банка России (информационные письма). Это не норма права и не что-то обязательное для кредитных организаций. Тем не менее банки учитывают их в своей деятельности.

Последний пункт этого списка весьма любопытен и вносит немало сумятицы. В частности, в судебной практике было несколько решений, в которых и базовые стандарты, и информационные рекомендации упоминались не в рамках своего правового статуса. В каждом конкретном случае суд сам решает, на основании чего кредитная организация поступила так и или иначе, что воспринимается сообществом как дополнительный критерий, подтверждающий недобросовестность одной из сторон договора.

К чему это все?

«Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад», — часто приводит цитату русского философа Николая Бердяева Алексей Чирков, описывая подход Банка России, позволяющий разделить нормы законодательства и нормы, связанные с саморегулированием.

«Что прописано в законе — это некий минимум гарантий для потребителя и технологической реализации получения им сервисов. А вот базовые стандарты — это то, что улучшает сервисы, задавая повышенную планку», — считают в Банке России, успокаивая сотрудников организаций, в частности разработчиков ПО и представителей сферы ИБ.

Почему в первую очередь именно их? Центробанк 27 декабря 2024 года издал Методические рекомендации № 22-МР «По предоставлению потребителям финансовых продуктов (дополнительных услуг) в дистанционных каналах». А чуть раньше, по словам Дмитрия Еремеева, заместителя начальника юридического департамента Газпромбанка (ГПБ), в комитет по стандартам от ГПБ было внесено для проработки стразу три стандарта, включая сферу дистанционных каналов продаж, в целях снижения доли мошеннических операций путем «мягкого» регулирования ДБО.

В Банке России, по образному выражению его представителей, сейчас от удивления у чиновников поднимается вверх бровь — такого наплыва желающих внести свою лепту в разработку «необязательных» банковских стандартов никто не ожидал. Начавшие изучать проблематику эксперты, не являющиеся юристами, с изумлением узнают, что «железобетонные обязательные базовые стандарты», например в области ИБ или IT-аутсорсинга, становятся таковыми лишь после того, как в текст договора между банком и клиентом включаются ссылки на соответствующие стандарты. А вот некоторые иные необязательные нормы в свое время стали не больше и не меньше, как элементами федеральных законов. Как же быть? На «какую лошадь» ставить?

В мировой практике хорошо известно правило: «Кто первый разработал стандарт, тот и остается в выигрыше». Переходный период, определенный в Федеральном законе № 192-ФЗ, подходит к концу, поэтому к «нужному окошку» выстраивается длинная очередь. Приведет ли это к «раю», сложно сказать, но и «ада» точно не будет, как считают в ЦБ.






Новости Релизы