Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Делать самим или заказывать у внешнего разработчика специализированное ПО для банка? Если кредитная организация не позиционирует себя и не планирует стать «IT компанией с банковской лицензией», то лучше доверить это профессионалам
Я в последние два года много общаюсь с банками вне России: в Беларуси, Украине, Армении, Казахстане, Киргизии, Узбекистане и т.д.
Почти везде у банков большие проблемы с ДБО. Это почти классика, когда в банке каждой страны есть АБС локального вендора и 25-летний «клиент-банк» под windows. При этом все понимают, что время изменилось, и хотят, чтобы современное ДБО включало мобильные приложения.
Я постоянно слышу один и тот же вопрос: «Есть ли внедрения в нашей стране?». Обычно он мотивируется тем, что их ЦБ (НацБанк) «самый жесткий в мире», и все готовы доказать, что именно в их стране больше всего ограничений и изменений. Конечно, в каждой стране есть нюансы, но глобально вендору, у которого 35 стран мира в портфолио на протяжении 16 лет, все равно, где работать, для платформы это вопрос настроек, даже не программирования, а банковская система везде работает плюс-минус одинаково.
Не говоря уже о том, что ЦБ очень редко регулирует работу именно ДБО, а все предписания в основном относятся к АБС.
Но при всем этом банки готовы переплачивать локальным разработчикам за продукт худшего качества, лишь бы не брать на себя малейшую ответственность…
12 лет назад, когда я начал заниматься созданием сайтов в своей компании Epsilon-interactive, рынок был новый и молодой. Раньше у клиентов вообще не было понимания, зачем им сайт и сколько это стоит. Каждая вторая компания считала, что возьмет «айтишника», который им сделает сайт лучше, или сама сможет собрать нужную команду разработчиков внутри компании. Шли годы, рынок развивался, и сейчас практически не осталось компаний с такими «айтишниками».
Появились бизнесы, где Интернет критичен, например электронная коммерция. Фактически у Интернет-магазинов — интернет это и есть бизнес, а с развитием дроп-шиппинг сервисов можно иметь свой интернет-магазин и не иметь склада, остатков и товара.
Кроме того, почти все поняли, что держать внутри свою разработку — слишком накладно, хотя и выглядит дешево на первый взгляд. Такие компании, как «Эльдорадо» или «М.Видео», разработку и поддержку отдают крупным разработчикам, и это правильно.
Нужно понимать, что каждый должен заниматься своим бизнесом. Невозможно собрать компетенции по IТ и разработке внутри банка, и опыт с веб-индустрией это показал.
Чтобы не быть отстающим, нужно все время занимать R&D и много вкладывать в развитие и обучение сотрудников. Этого не может позволить себе банк, это не его бизнес. Сейчас же опора на инхаус — это отставание, и такие банки все время догоняют и не делают ничего нового.
Сейчас мне все скажут про Тинькофф Банк и Альфа-Банк, Приват банк (в Украине) и т.п.
В случае с Тинькофф Банк все логично, для них Интернет — это все, что у них есть. Они одни из немногих, кто реально выстроил IТ-компанию внутри себя, а главное, выстроил процессы именно, как в IТ-компании. Но даже Тинькофф Банк начинал бизнес с готовых платформ (не коробочных решений), где сервер работал на IND (нынче Mysis), а фронт — на Backbase, а уже потом начал выстраивать все остальное. На это ушли годы и много денег, но в их случае это оправданно: повторюсь, они онлайн банк.
Теперь об Альфа-Банке.
Многие считают, что Альфа-Банк тоже все делает инхаус, но это не совсем так.
Во первых, они создали «Альфа-Лаб», фактически IТ-компанию внутри себя, с процессами IТ.
Во-вторых, они тоже «Альфа-Клик» начинали с платформы myGemini. Но вот с платформой для МСБ мы видим опять игру в отставание. Обо всем, что в мире уже давно есть, сотрудники Альфа-Банка говорят: «Скоро будет». А нужно не скоро, нужно сейчас! Однако я уверен, что они вырвутся вперед, так как они уже обозначили цели: стать IТ-компанией с банковской лицензией.
Есть еще подход работать с небольшими, но крутыми разработчиками — как это делает Альфа-Банк, как он поступил с разработкой своего инновационного мобильного банка Sense. Разработчиком для него выступила компания Octoberry. Но не стоит забывать, что у Альфа-Банка есть высокоразвитые компетенции в менеджменте и продюсирование IТ-проектов, и именно поэтому они это себе могут позволить.
Поверьте, невозможно управлять командой разработчиков, если не будет как минимум менеджера проектов, которому не чужды термины и азы управления, например «управление рисками», «управление сроками», «управление командой» и т.д. С учетом кадрового дефицита на рынке digital-технологий и разработки, вы должны представить, какой титанический труд — собрать внутри эти компетенции. Или надо делать зарплаты в несколько раз выше рыночных, но тогда теряется основная виртуальная ценность инхауза — дешевизна.
Тоже самое в Приват банке Украины.
Приват банк уже перестал быть просто банком, и об этом свидетельствует не только их сервис и интернет-банкинг, но и то, что они развивают свои платформенные решения для всего сектора — например, платформа для онлайн-общения SENDER (sender.mobi) и облачная операционная система COREZOID (corezoid.com).
Подробно расписывать все примеры нет смысла, но ничтожно мало таких банков, по сравнению с общим количеством банков.
Сбербанк стал делать высококачественные продукты, когда начал развивать свою IТ-компанию, «Сбербанк Технологии», набрав по-настоящему классных специалистов на рынке разработки, но и они многое покупают, и иногда даже целыми компаниями. Для примера, в 2015 году Сбербанк купил платформу для автоматизированного размещения медийной интернет-рекламы Segmento (segmento.ru) и систему лояльности Platius.
10 лет назад, каждая веб-студия, каждый разработчик писали свою CMS для сайта, так называемую «админку для сайта», но все поняли, что это глупость. В какой-то момент стоимость владения продуктом становится непомерно большой, и появляются «неприкосновенные» люди, потому что только они разбираются в том, что написано. Не буду расписывать все риски, но посмотрите, «Битрикс» стал фактически стандартом для веб разработки любых сайтов. Куда делись все «самописные» системы?
Буквально пять лет назад рынок пестрил оригинальными продуктами вроде карты «Зеленая польза» для вегетарианцев, «Карты паломника», карты «Халяль» и других узкосегментированных карт. Сейчас же предложения от банков по дебетовым продуктам сократились до флагманской карты, карты для бизнеса и (иногда) детского «пластика» с креативным дизайном. Нельзя сказать, что кредитные организации перестали бороться за клиента через дебетовые продукты, но изменились методы и подходы к привлечению
«Балтийский лизинг» провел сделку с представителями российской сети спортивных центров WorldClass. Липецкий филиал компании профинансировал покупку разнообразного спортивного оборудования для нового комплекса сети, открывающегося в Липецке