Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Делать самим или заказывать у внешнего разработчика специализированное ПО для банка? Если кредитная организация не позиционирует себя и не планирует стать «IT компанией с банковской лицензией», то лучше доверить это профессионалам
Я в последние два года много общаюсь с банками вне России: в Беларуси, Украине, Армении, Казахстане, Киргизии, Узбекистане и т.д.
Почти везде у банков большие проблемы с ДБО. Это почти классика, когда в банке каждой страны есть АБС локального вендора и 25-летний «клиент-банк» под windows. При этом все понимают, что время изменилось, и хотят, чтобы современное ДБО включало мобильные приложения.
Я постоянно слышу один и тот же вопрос: «Есть ли внедрения в нашей стране?». Обычно он мотивируется тем, что их ЦБ (НацБанк) «самый жесткий в мире», и все готовы доказать, что именно в их стране больше всего ограничений и изменений. Конечно, в каждой стране есть нюансы, но глобально вендору, у которого 35 стран мира в портфолио на протяжении 16 лет, все равно, где работать, для платформы это вопрос настроек, даже не программирования, а банковская система везде работает плюс-минус одинаково.
Не говоря уже о том, что ЦБ очень редко регулирует работу именно ДБО, а все предписания в основном относятся к АБС.
Но при всем этом банки готовы переплачивать локальным разработчикам за продукт худшего качества, лишь бы не брать на себя малейшую ответственность…
12 лет назад, когда я начал заниматься созданием сайтов в своей компании Epsilon-interactive, рынок был новый и молодой. Раньше у клиентов вообще не было понимания, зачем им сайт и сколько это стоит. Каждая вторая компания считала, что возьмет «айтишника», который им сделает сайт лучше, или сама сможет собрать нужную команду разработчиков внутри компании. Шли годы, рынок развивался, и сейчас практически не осталось компаний с такими «айтишниками».
Появились бизнесы, где Интернет критичен, например электронная коммерция. Фактически у Интернет-магазинов — интернет это и есть бизнес, а с развитием дроп-шиппинг сервисов можно иметь свой интернет-магазин и не иметь склада, остатков и товара.
Кроме того, почти все поняли, что держать внутри свою разработку — слишком накладно, хотя и выглядит дешево на первый взгляд. Такие компании, как «Эльдорадо» или «М.Видео», разработку и поддержку отдают крупным разработчикам, и это правильно.
Нужно понимать, что каждый должен заниматься своим бизнесом. Невозможно собрать компетенции по IТ и разработке внутри банка, и опыт с веб-индустрией это показал.
Чтобы не быть отстающим, нужно все время занимать R&D и много вкладывать в развитие и обучение сотрудников. Этого не может позволить себе банк, это не его бизнес. Сейчас же опора на инхаус — это отставание, и такие банки все время догоняют и не делают ничего нового.
Сейчас мне все скажут про Тинькофф Банк и Альфа-Банк, Приват банк (в Украине) и т.п.
В случае с Тинькофф Банк все логично, для них Интернет — это все, что у них есть. Они одни из немногих, кто реально выстроил IТ-компанию внутри себя, а главное, выстроил процессы именно, как в IТ-компании. Но даже Тинькофф Банк начинал бизнес с готовых платформ (не коробочных решений), где сервер работал на IND (нынче Mysis), а фронт — на Backbase, а уже потом начал выстраивать все остальное. На это ушли годы и много денег, но в их случае это оправданно: повторюсь, они онлайн банк.
Теперь об Альфа-Банке.
Многие считают, что Альфа-Банк тоже все делает инхаус, но это не совсем так.
Во первых, они создали «Альфа-Лаб», фактически IТ-компанию внутри себя, с процессами IТ.
Во-вторых, они тоже «Альфа-Клик» начинали с платформы myGemini. Но вот с платформой для МСБ мы видим опять игру в отставание. Обо всем, что в мире уже давно есть, сотрудники Альфа-Банка говорят: «Скоро будет». А нужно не скоро, нужно сейчас! Однако я уверен, что они вырвутся вперед, так как они уже обозначили цели: стать IТ-компанией с банковской лицензией.
Есть еще подход работать с небольшими, но крутыми разработчиками — как это делает Альфа-Банк, как он поступил с разработкой своего инновационного мобильного банка Sense. Разработчиком для него выступила компания Octoberry. Но не стоит забывать, что у Альфа-Банка есть высокоразвитые компетенции в менеджменте и продюсирование IТ-проектов, и именно поэтому они это себе могут позволить.
Поверьте, невозможно управлять командой разработчиков, если не будет как минимум менеджера проектов, которому не чужды термины и азы управления, например «управление рисками», «управление сроками», «управление командой» и т.д. С учетом кадрового дефицита на рынке digital-технологий и разработки, вы должны представить, какой титанический труд — собрать внутри эти компетенции. Или надо делать зарплаты в несколько раз выше рыночных, но тогда теряется основная виртуальная ценность инхауза — дешевизна.
Тоже самое в Приват банке Украины.
Приват банк уже перестал быть просто банком, и об этом свидетельствует не только их сервис и интернет-банкинг, но и то, что они развивают свои платформенные решения для всего сектора — например, платформа для онлайн-общения SENDER (sender.mobi) и облачная операционная система COREZOID (corezoid.com).
Подробно расписывать все примеры нет смысла, но ничтожно мало таких банков, по сравнению с общим количеством банков.
Сбербанк стал делать высококачественные продукты, когда начал развивать свою IТ-компанию, «Сбербанк Технологии», набрав по-настоящему классных специалистов на рынке разработки, но и они многое покупают, и иногда даже целыми компаниями. Для примера, в 2015 году Сбербанк купил платформу для автоматизированного размещения медийной интернет-рекламы Segmento (segmento.ru) и систему лояльности Platius.
10 лет назад, каждая веб-студия, каждый разработчик писали свою CMS для сайта, так называемую «админку для сайта», но все поняли, что это глупость. В какой-то момент стоимость владения продуктом становится непомерно большой, и появляются «неприкосновенные» люди, потому что только они разбираются в том, что написано. Не буду расписывать все риски, но посмотрите, «Битрикс» стал фактически стандартом для веб разработки любых сайтов. Куда делись все «самописные» системы?
Перенасыщенная информационно-маркетинговая среда вынуждает банкиров использовать дофаминовые стимулы для вовлечения клиентов в регулярный контакт с банком и повышения покупательской активности. Попытаемся осмыслить, оправдана ли такая ставка — с точки зрения не только этики, но и бизнеса, нацеленного на выстраивание долгосрочных лояльных отношений с клиентами
По приглашению инициаторов эксперты АОИП присоединились к рабочей группе создания в городе Анжеро-Судженске Кемеровской области Аллеи героев-авиаторов. Проект предполагается реализовать на средства, собранные через высокотехнологичную краудфандинговую онлайн-платформу