Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Формирование устойчивых навыков и рационального финансового поведения среди населения Российской Федерации является одной из ключевых задач, обозначенных в Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры на период до 2030 года. Сегодня 70% россиян демонстрируют высокий или средний уровень финансовой грамотности. Тем не менее данные аналитического центра НАФИ выявили проблемные области, которые требуют особого внимания для достижения целей Стратегии
Наиболее выраженные зоны риска среди населения — это закредитованность россиян и финансовое мошенничество. Кроме того, по каждой проблеме социологические методы позволили выделить причины и самые уязвимые группы.
Серия исследований НАФИ отражает высокий уровень закредитованности граждан. За последние пять лет доля россиян, имеющих обязательства по займам и кредитам, увеличилась на 20 п.п. — до 53%. Чаще всего их берут трудоустроенные россияне, женщины (58% против 47% мужчин) и респонденты в возрасте от 25 до 44 лет. Крупные покупки и ремонт — две основные причины, по которым граждане готовы оформить кредит.
По данным НАФИ за 2020 год, у россиян моложе 55 лет кредитная активность во многом определяется семейным статусом. Активнее всех берут кредиты семьи с двумя несовершеннолетними детьми. Также займы имеют больше половины (51%) матерей-одиночек с двумя детьми и 45% матерей-одиночек с одним ребенком. Семейные пары без детей обращаются за кредитами реже тех, у кого есть дети. Россияне без супруга/супруги берут кредиты еще реже.
После 55 лет кредитную активность начинает определять не семейный, а трудовой статус. Работающие люди в этой возрастной группе берут кредиты намного чаще, чем неработающие пенсионеры.
Чем выше по карьерной лестнице поднялся человек, тем вероятнее, что он пользуется кредитными продуктами.
Наличие кредитов практически не зависит от финансового статуса человека: заемщиком является примерно каждый третий представитель любой из доходных групп — от самых богатых до самых нуждающихся.
При этом сегодня каждый второй заемщик (50%) испытывал трудности с погашением таких платежей за последний год. Еще один тревожный факт: 42% опрошенных иногда берут новые займы или кредиты, чтобы оплатить долги. При финансовых сложностях почти половина, вероятнее всего, обратятся за помощью к друзьям или родственникам (43%), а каждый четвертый попросит отсрочку платежа или увеличение срока кредита в банке (27%).
Потенциальные заемщики чаще всего сравнивают информацию и условия всего из одного-двух источников, а каждый четвертый опрошенный (24%) ориентируется на первое поступившее предложение оформить кредит и не ищет выгодных вариантов в других финансовых организациях.
Кроме того, россияне рискуют из-за невнимательности при подписании договора на оказание финансовых услуг. Каждый пятый житель страны не проверяет все пункты документа, 7% опрошенных ставили подпись без ознакомления с текстом, а 10% читали договор и подписывали, даже если что-то осталось непонятным. Особенно невнимательны опрошенные без высшего образования и с низким достатком.
В то же время исследования кредитного поведения россиян показывают, что за восемь лет граждане стали более ответственно относиться к обязательствам по выплате кредитов.
На сегодняшний день каждый пятый (20%) не считает правонарушением взять кредит и не вернуть его, в то время как в 2015 году доля приверженцы такой позиции составляли 37% — почти в два раза больше.
Топ-3 веских причин, по которым сегодня россияне считают возможным не выплачивать кредит:
Портрет самого ответственного плательщика по кредиту: замужняя женщина с двумя или тремя детьми, имеющая средний уровень дохода и проживающая в небольшом городе с населением до 500 тыс. человек.
Уязвимые группы:
Причины:
Эмоциональные паттерны поведения россиян особенно остро проявляются при столкновении с финансовыми мошенниками. Основной метод, который используют злоумышленники, — социальная инженерия. Они играют на эмоциях жертв, запугивают или, напротив, обещают им легкую прибыль. И нередко это работает. За последний год в России на 9 п.п. выросла доля тех, кто сталкивался с попытками мошенничества: с 82% в 2022 году до 91% в 2023-м.
Наряду с этим растет число угроз, которые приходятся на одного человека. В 2022 году один житель страны сталкивался в среднем с тремя разнообразными схемами мошенничества, а в 2023-м — уже с четырьмя. Наиболее распространенные из них:
55% россиян, столкнувшихся с попытками мошенничества, обращались с жалобами в какие-либо инстанции. Чаще всего это банки (39%). Еще 14% сообщали о злоумышленниках полиции, 13% — операторам сотовой связи или интернет-
провайдерам, 10% — техподдержке сервиса или сайта, где были замечены подозрительные операции.
Уязвимые группы:
Причины: