Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Не забыть сохраниться
18.11.2022 FinCorpFinTechАналитика

Не забыть сохраниться

Точки опоры для развития платежного бизнеса в условиях нынешней неопределенности находятся именно там, где в результате санкций, наложенных на российский финансовый сектор, пользователи ощутили утрату


Ситуация, которую мы все сейчас переживаем и от которой зависим, ассоциируется у меня с началом пандемии коронавируса. В разгар пандемии была разработана и стала доступной вакцина, и все решили, что жить можно. После объявления о частичной мобилизации роль прививки для нас как для представителей высокотехнологичных отраслей экономики сыграло право на отсрочку от призыва, которое получили сотрудники аккредитованных IT-компаний.

Впрочем, если продолжать проводить аналогию, то мы придем к сегодняшней ситуации с ковидом. Его нет, по крайней мере, в нашем информационном поле. Что случилось? Мы все — и предприниматели, и потребители — привыкли работать и жить в новых, не слишком комфортных условиях. Но если во время пандемии для формирования привычки нам потребовалось полтора года, то сейчас мы будем учиться намного быстрее, просто потому, что у нас есть отсылка к недалекому прошлому.

Несмотря на сложившиеся условия, бизнес должен развиваться. Как один из самых крупных игроков в сегменте онлайн-платежей для электронной коммерции онлайн-сервисов, который ежегодно обслуживает в интернете более 20 тыс. ТСП, мы с конца сентября наблюдаем изменение потребления наших покупателей. Видим значительный рост продаж у авиаперевозчиков, туристических агентств, магазинов спортивных товаров, амуниции и оборудования, а также фиксируем рост запросов на консультации психологов. В то же время в минусовую зону ушли ретейл, все развлекательные мероприятия. Почему это происходит — такого вопроса в ситуации неопределенности ни у кого не возникает. Уж, извините, не до развлечений. Кроме того, заметно потерян интерес пользователей к инфобизу. Вопросы «Как стать успешным?», «Как выглядеть и одеваться красиво?», «Как заработать миллион?» сейчас мало кого интересуют.

Для того чтобы оставаться на плаву в условиях неопределенности, банкам и всем крупным компаниям на рынке сейчас нужно подумать о сохранности своего бизнеса, в первую очередь о решении ставших очень актуальными инфраструктурных вопросов. Всем нам предстоит заменить зарубежное ПО российским, а затем отследить, каким образом эта замена отразится на нашем бизнесе в частности и на рынке в целом.

Сейчас нужно выходить на процессные вещи, просто сказать себе: «Пока мы не знаем, что будет дальше, давайте “приберемся дома”. Давайте выстроим все правильным образом, посмотрим, как у нас все работает, что необходимо изменить в процессах для стабильности и удержания существующей базы». И может статься, что руки дойдут до решения вопросов, которые мы откладывали в долгий ящик в погоне за ростом.

Если говорить о будущем платежной индустрии, то самой большой потерей для российских потребителей стало не прекращение приема пластиковых карт МПС за рубежом, а ставшие недоступными сервисы Apple Pay и Google Pay, к использованию которых мы так привыкли.

В сторону освободившейся ниши двинулись банки, чтобы предложить свою замену, позволяющую сделать платеж бесшовным, быстрым и интуитивно-понятным и сохранить возможность оплаты «в моменте», ситуационно. Ведь, пока вы достаете карточку, вы размышляете, нужна вам эта вещь или нет, и это существенно снижает конверсию. А бесконтактные мобильные платежи, наоборот, делают ее выше.

Этим уже активно занимаются наши крупные финансовые учреждения. Не так давно уникальное решение выпустил Тинькофф Банк. Tinkoff Pay позволяет совершать платеж всего в пару кликов за 8 секунд, в связи с чем доля успешных операций с его использованием на 30% выше, чем при оплате картой. Это именно то, чего ожидают наши плательщики взамен ушедших Pay-сервисов. Данный способ уже развернут на крупных площадках РУНЕТа: с Tinkoff Pay работает более 30 тыс. интернет-магазинов. Есть планы использовать его для всей линейки продуктов CloudPayments, а мы обслуживаем на ежемесячной основе более 25 млн транзакций, из которых около 15 млн — уникальные.

Кроме кредитных организаций это поле очень быстро осваивает Yandex Pay. И это объяснимо, поскольку у этой компании огромная база пользователей, практически все хоть раз оплачивали картой что-нибудь на «Яндексе». А для ее дальнейшего расширения они пошли дальше и внедрили программу лояльности в качестве начисления бонусов за оплату товара или услуги, которые могут использовать для оплаты любых сервисов Yandex, включая такси и доставку еды. Неудивительно, что многие платежные сервисы оперативно подключили Yandex Pay в качестве платежного инструмента. Но стоит подчеркнуть, что мы — единственные на рынке, кто подключил Yandex Pay как метод оплаты для мобильного приложения (Mobile SDK).

В заключение хочу сказать, что хоть Apple Pay не являлся российским изобретением, по его использованию Россия занимала первое место в мире. И сейчас всем нам нужно вспомнить особенности платежного поведения наших потребителей, подумать о том, каким образом можно сделать платежный сервис удобным. Мы просто обязаны эти сервисы возродить, сделать их лучше и предоставить людям возможность ими пользоваться.






Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ