Банковское обозрение

Финансовая сфера

  • Некоторые вопросы мобильного банкинга
28.03.2013
Некоторые вопросы мобильного банкинга

Прошли времена, когда банки заявляли о внедрении передовых технологий лишь для того, чтобы поднять свой имидж. Кризис заставил задуматься о целесообразности вложений и достижении максимального эффекта от внедренного. Мобильный банкинг превратился из «модной фишки» в рабочий инструмент



Системы мобильного банкинга позиционируются на рынке с учетом нескольких базовых требований: клиенты и оказываемые им услуги, характеристики мобильных устройств, требования к каналам связи (принимая во внимание, в том числе, особенности регионов обслуживания клиентов). Исходя из сказанного очевидно, что некоторого универсального оптимального функционала не существует — оптимум определяется, исходя из требований. Конечно, есть определенный, интуитивно ожидаемый функциональный минимум — информация об остатке, выписка, информирование о поступлениях и ожидаемых платежах по кредиту и т.д. Но не менее интересна клиенту функциональность, использующая технические возможности персонального мобильного устройства:

• камера — используется как сканер платежного документа (например, ЖКХ) с последующим распознаванием и оплатой;

• GPS-приемник — геопозиционирование и указание ближайших банкоматов и подразделений банка с режимом их работы и маршрутом проезда или прохода;

• наличие мобильного интернета — широкие возможности в получении клиентом консультаций: чат, аудио- и видеоконференции.

В то же время, некоторая функциональность так и не нашла массового применения. Например, попытка совмещения для осуществления оплаты на мобильном устройстве функциональности банковских карт и систем дистанционного управления счетом.

В целом, признание пользователей находит то, что легко в использовании, очевидно, наглядно и необременительно. Эти требования, в совокупности с характеристиками предполагаемых к использованию мобильных устройств, и определяют используемые разработчиками технологии. Именно на требование необременительности наталкиваются попытки повышения защищенности мобильного банкинга. Для того чтобы оставить мобильный банкинг привлекательным для клиентов, банку приходится затрачивать дополнительные «усилия» для минимизации рисков использования. Например, внедряются системы мониторинга подозрительных операций, управления мобильным контентом и другие.

Одним из вопросов, сдерживающих развитие мобильного банкинга, являются сложности обеспечения юридической значимости сообщений клиента и накопление значимой доказательной базы. Зачастую отношения между банком и клиентом строятся на взаимном доверии или по схеме «если что, то клиент неправ».

Практика внедрения говорит о том, что в качестве оптимального решения выбирают:

• банки, ориентирующиеся на широкий круг клиентов, — «платформу» мобильного банка — централизованное решение, позволяющее к единому центру подключать спектр клиентских интерфейсных компонент;

• банки, сфокусированные на клиентах с определенными потребностями и возможностями — специализированные решения, оптимизированные для своих клиентов.

Но, в любом из указанных случаев, от решения требуется гибкость настройки, оперативная нетрудоемкая адаптация к изменяющейся бизнес-задаче. При этом время «наколенных» решений прошло — требуются промышленные решения.

Наша статистика показывает, что заказчиками сегодня востребован весь цикл услуг по внедрению подобных решений — подбор оптимальной платформы, ее внедрение, проведение комплексных проектов по снижению рисков оказания дистанционных услуг клиентам.