Финансовая сфера

Банковское обозрение


02.07.2021 FinRetailАналитика
Непримиримые противоречия, или Два ключа от лизинга

На 10-м Ежегодном съезде лизинговой отрасли России делегаты активно протестовали против «монополизма на рынке, которому способствует политика Минпрома», требуя равного доступа к субсидиям. А те, кто их получили, говорили, что надо повышать эффективность господдержки, увеличивать суммы и расширять программы


Открывая съезд, президент Объединенной лизинговой ассоциации (ОЛА) Кирилл Царев, модератор мероприятия, поделился своим видением перспектив развития и моделей работы лизинговых компаний. По его словам, в 2007 году представить себе текущие перемены в отрасли, связанные в том числе с «уберизацией» экономики, было невозможно. «Появилась “подотрасль” — те, кто финансируют физлиц в сабпрайм сегменете, называя это лизингом, поскольку они используют механизм лизинга. Нам это не нравится, мы считаем, что они неправильные и лизинга там нет, — заявил Кирилл Царев. — С другой стороны, мы тоже пошли к физическим лицам: на рынке появляется шеринг, в каких-то случаях производный: он предоставляется компаниям, которые передают объекты физлицам. Но появляется все больше потенциальных сервисов, связанных с подпиской. И в подписочных моделях работают специализированные компании (еще один, по сути, “подвид”) — вендоры, шеринговые компании и лизинговые».

Из актуальных трендов он обозначил также резкий рост парка такси и переход с финансовой модели лизинга на аренду

Последний кризис принес меньший «минус»

Среди стратегических изменений рынка за период с 2007 по 2020 год Кирилл Царев отметил черырехкратный рост совокупного лизингового портфеля (до 5 млрд рублей), а также трехкратный рост объемов нового бизнеса. Очевидна также консолидация лизингового рынка (хоть и менее значительная, чем в банковской сфере): на долю топ-10 по показателю «новый бизнес» приходится 65% компаний против 36% в 2007 году, а доля госкомпаний выросла с 22 до 43%.

При этом в пандемический 2020 год объемы нового бизнеса отечественных лизинговых компаний сократились на 6% (год к году), подсчитали в «Эксперт РА». В предыдущие кризисы ситуация была хуже: минус 70% в 2009 году и минус 30% в 2015-м. Но, по данным заместителя генерального директора «Сбербанк Лизинг» Алексея Киркорова, в среднем падение нового бизнеса в портфеле составляло 15–20%, и исправить ситуацию удалось за счет роста в сегменте лизинга автомобилей. Совокупный лизинговый портфель в 2020 году вырос по отношению к 2019-му на 6%. В предшествующие кризисы снижение составляло 31 и 3% соответственно. В 2020 году больше всего «просели» клиенты из категории «крупный бизнес», их доля сократилась за год на 13 п.п. 

Конфигурация и концентрация

Алексей Киркоров рассказал, что, невзирая на падение объема рынка, количество лизинговых компаний в стране за 2020 год выросло на 10%. «Основная масса компаний работает с активами менее 500 млн рублей и имеет капитал менее 25 млн рублей, но они дают массовость, присутствие в регионах. Однако 72% сделок сконцентрировано в 44 крупных компаниях с активами от 10 млрд рублей и капиталом более 65 млн рублей», — сообщил он.

При этом в кризис были опасения, что компании может «разорвать по ликвидности, поскольку клиенты могли по закону не платить в течение шести месяцев», рассказал эксперт. Это привело к появлению субсидий на перенос лизинговых платежей. 

Клиенты направили в лизинговые компании за первое полугодие 2020 года 74,2 тыс. обращений на реструктуризацию условий по договорам лизинга, из них около 52% относились к пострадавшим отраслям и 84% — к клиентам категорий МСБ. При этом для МСБ лизинг — практически единственная возможность получить долгосрочное финансирование, в котором банки ему зачастую отказывают. Доля сделок МСБ по количеству в новом бизнесе в прошлом году составила 91%, доля по объему в новом бизнесе — 58%, сообщил Алексей Киркоров. 

По ключу в одни руки

Проблемы с поддержкой самой лизинговой отрасли в кризис были во многом связаны с отсутствием ясности относительно ее регулирования. За право быть отраслевым надзирателем давно борется ЦБ РФ, пытающийся доказать кредитную природу лизинга, но участники рынка против.

«Регулирование лизинговой деятельности целесообразно закрепить за Минэкономразвития, — высказал мнение Евгений Царев, председатель подкомитета по лизингу Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике. — Позиция Центрального банка — в том, что предмет залога должен быть ликвидным, с учетом этого будут построены регулирование и нормативы. А мы говорим о том, что экономике государства остро необходимо именно обновление неликвидного высокотехнологичного инновационного оборудования». 

Спикер предложил в качестве альтернативы использовать «правило двух ключей»: «Лизинговая отрасль в принципе не против, чтобы контроль и надзор были закреплены за Центральным банком. Но наша и Минэкономразвития принципиальная позиция: они должны осуществляться в рамках лизингового законодательства, не затрагивая Закон о ЦБ».

Стимулы к развитию 

В будущем среди стимулов к развитию лизинга Кирилл Царев видит снижение процентных ставок. «Мировая практика показывает, что при достижении ставок 2–4% менялась модель потребления домохозяйств: становилось выгодно брать в долг. Это сделает подписочную модель более актуальной для физлиц», — пояснил он.

Пока же проникновение лизинга в продажи автомобилей для физлиц в России в пять раз ниже, чем в Европе, где данный показатель составляет 53%. На долю операционного лизинга приходится 37–39%, а доля аренды и лизинга у лидеров европейского рынка — 35%, в остальных странах — 15%. В России операционный лизинг начал развиваться только в прошлом году, после принятия соответствующего законодательства, и достиг по итогам года показателя 3%. 

Страсти по субсидированию 

Судя по приведенной на съезде статистике, основным драйвером развития лизинговой отрасли в прошлом году стало субсидирование приобретения автотехники: 67% — на корпоративные продажи легковых автомобилей, 79% — на грузовые автомобили и 37% — на автобусы. Всего во втором-третьем кварталах 2020 года были выданы субсидии Минпромторга на сумму 16 млрд рублей. 

Дискуссия среди участников съезда показала, что параметры отбора компаний — кандидатов на предоставление такой поддержки — «болевая точка» рынка. Так, из зала были слышны реплики относительно формата тендера на субсидии Минпромторга: «инсайд и сговор компаний»; «в распиле поучаствовали крупные компании»; «внесен раскол в отрасль»; «монополизм на рынке, которому способствует политика Минпрома». Причина недовольства ясна: из 90 желающих только 13 поучаствовали в программе господдержки. 

 

 

Некоторые коллеги пытались объяснить недовольным делегатам, что, выделяя субсидии, правительство ставило задачу поддержать вовсе не лизинговые компании, а их клиентов. Помимо прочего в такой ситуации важен охват клиентов. Накала страстей это не снизило. Вице-президент ОЛА Андрей Кожевников выступил с предложением создать в Ассоциации комитет по субсидированию. 

Раздачи денег не предвидится

Но и представители крупнейших компаний отрасли выступают за более справедливое распределение субсидий между лизинговыми компаниями — в частности, на эту тему высказалась замдиректора департамента корпоративного бизнеса «Сбербанк-Лизинг» Ольга Кириллова.

Григорий Цыба, замдиректора департамента автомобильной промышленности Минпромторга, обозначил на съезде позицию министерства: «Это был первый и единственный отбор, ко второму вы будете больше понимать, на какие коэффициенты рассчитывать. У нас работает такой же механизм с банками по автокредитным программам… Предлагайте варианты с конкурсным отбором, но вариант “вернуть как было”, чтобы просто всем раздавать деньги, не пройдет». 

Рынок ждет дополнительных лимитов 

Ольга Кириллова рассказала, что в январе 2021 года за счет субсидий «удалось быстро запустить продажи без свойственной январю раскачки», но лимиты на финансирование автотранспорта и спецтехники уже исчерпаны, и рынок ждет выделения дополнительных лимитов. По словам эксперта, при распределении выделенных субсидий лизинговые компании вынуждены решать сложный вопрос относительно программ поддержки: «Когда мы делаем выбор между 10% и 25%, мы часто выбираем 10%, чтобы поддержать больше клиентов». 

Ольга Кириллова считает, что необходимо субсидирование определенных подотраслей: мобильных сервисов, каршеринга, подписки и оперлизинга. «На сегодня компании этих сегментов операционно убыточны и выйдут на безубытчность при определенном количестве автомобилей в парке. Предлагаем выделить отдельную программу финансирования доступной аренды», — пояснила она. 

ESG как новый вызов

Гендиректор «ВТБ Лизинг» Дмитрий Ивантер заявил, что господдержка должна быть эффективной, направленной на решение важных экологических и социальных задач, развитие в стране комфортной среды. «Для этого программы субсидирования должны быть комплексными, состоять не только из субсидий на приобретение техники, но в первую очередь из набора инструментов, стимулов и преференций для создания эффективных производств такой техники в России», — сказал он.

Набирает обороты ESG-повестка в лизинге, отметил Дмитрий Ивантер, посетовав, что «пока невозможно применять экологичный электротранспорт во всех областях». Кирилл Царев согласился: из-за отсутствия заправок нельзя доехать на электромобиле даже от Москвы до Санкт-Петербурга. 

По мнению Дмитрия Ивантера, важно «направить льготный лизинг на то, чтобы производители были заинтересованы создавать некустарные производства». Рынок ждет решений Минтранса по механизмам и моделям субсидирования, позволяющим реализовать «потенциал роста за счет модернизации городского общественного транспорта» в регионах и городах, включая те, где есть проблемы с финансами. С другой стороны, по мнению спикера, есть вероятность, что госпрограмма по автобусам «съест все производственные мощности в России и Беларуси. Клиентам также нужны автобусы для туристических или корпоративных перевозок», — напомнил он. 

Лизинг уходит в цифру 

О том, как работает стартовавшее в прошлом году направление льготного лизинга для производителей вычислительной техники, участникам съезда рассказал замдиректора департамента развития отрасли IT Минцифры Алексей Дорожко. Поддержку получили четыре проекта серверного и сетевого оборудования, систем хранения данных, а также фото- и видеофиксации на 3 млрд рублей. 

До 2024 года планируется запустить 10 проектов стоимостью 10,3 млрд рублей. В то же время портфель потенциальных проектов в Минцифре оценивают в 358,7 млрд рублей. 

Универсалы против узких специалистов

В ходе мероприятия состоялся баттл на тему эффективности моделей, где был затронут и вопрос работы лизинговых компаний внутри экосистемы. Вячеслав Спиров, председатель правления, генеральный директор компании «Сбербанк Лизинг», сравнил показатели лизинговых компаний с универсальной моделью со специализированными компаниями. По его мнению, универсальные компании обладают большим потенциалом роста и запасом прочности на случай кризиса, именно поэтому их бизнес составляет 92% объема рынка. А «финансовая экосистема дает клиенту удобство и гибкость», обеспеченные в том числе мультиканальностью фондирования через филиальную сеть партнерского банка, страховые компании и клиентов партнерской сети, сообщил он.

В то же время гендиректор «Элемент Лизинг» Андрей Писаренко сказал, что универсальным компаниям сложно сформировать качественную экспертизу «во всем». «Не имеешь экспертизы — отдаешь маржу. Нет маржи — нет бизнеса. Универсальность менее приспособлена к ландшафту будущего».

Из «Сбера» — в «Сбер»

Во время съезда в ОЛА объявили о смене президента. Кирилл Царев (зампред правления «Сбера») передал бразды правления в Ассоциации Алексею Киркорову, пообещавшему провести «аудит целей и приоритетов», пересмотреть работу комитетов «в сторону проектного управления и совместной работы над основными задачами, которые сейчас стоят перед отраслью». Также новый руководитель планирует заняться информационным обеспечением деятельности ОЛА, продолжить работу «по популяризации лизинга и взаимодействию с госорганами, а также с российскими и зарубежными организациями по развитию законодательства лизинговой отрасли». 






Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ