Финансовая сфера

Банковское обозрение


15.04.2021 FinRegulationFinRetailFinTechАналитика
Непростое настоящее цифровых платформ

Регулятор следует мировым трендам на цифровизацию коммуникаций надзорных органов с банками, повышает качество получаемых данных и сокращает собственные расходы на их обработку. Процесс осложняется разными факторами


Ольга Смирнова, руководитель проекта «Контур.Призма» Суть инициативы Банка России

ЦБ разработал дорожную карту мероприятий в сфере SupTech и RegTech. Они включают в себя создание единой KYC-платформы, передачу отчетности в XBRL-формате, внедрение автоматизированной системы мониторинга и анализа операционных рисков банков и др.

Использование новых цифровых технологий и унифицированных форматов, таких как XBRL, позволит ЦБ пристальнее следить за подотчетными организациями. Сейчас регулятору приходится прилагать усилия, чтобы «причесывать» большое количество данных, полнота и качество которых оставляют желать лучшего.

Преимущества новой схемы работы для банков

Некоторые эксперты утверждают, что банки выиграют от нововведений. По задумке авторов проекта, открытые API, а также унифицированные языки формата XBRL должны облегчить финансовым организациям нагрузку и повысить прозрачности их деятельности. Банки смогут снизить избыточность передаваемой ими в надзорные органы информации.

Вот предполагаемая схема работы:

  • банк ведет необходимый массив данных в едином формате и передает в надзорные органы полный набор фактов с визуализацией, описанной в таксономии регулятора и опубликованной на сайте;
  • затем выкладывает данные с 6 тыс. тэгов, позволяющих оперировать ими при создании произвольных отчетов;
  • из этих фактов контролирующие органы (ЦБ, ФНС, Росфинмониторинг) смогут собрать любые нужные отчеты.

Ценность такого решения будет заметна только в масштабах крупных банков с их огромным объемом данных. Для небольших региональных банков выгоды от перехода на новые цифровые технологии не всегда оправдают расходы на их внедрение.

Риски перестройки

В краткосрочной перспективе банки скорее столкнутся с проблемами, чем извлекут сиюминутную выгоду. 

Во-первых, возникают риски, связанные с обеспечением безопасности передаваемых данных. Чем больше цифровых технологий используется для взаимодействия с регулятором, тем больше IT-вендоров вовлекается в процесс. В паутине взаимодействующих сторон сложнее защищать данные от краж, взломов и атак мошенников. 

Во-вторых, возрастет зависимость банков от вендоров. Чем новее технология, тем меньше провайдеров ее предлагают. Так рождаются IT-монополии, в рамках которых вендоры завышают цены на свои услуги.

В-третьих, использование инновационных технологий, которые продвигает регулятор, заставляет банки искать ML-разработчиков и специалистов по Data Science, которых немного в России. В этом случае начинается игра в бесконечное повышение зарплаты таким специалистам. Выиграть в этой гонке способны только крупные федеральные банки. И это несмотря на старания регулятора упростить вход игроков в новые решения, например разработать и опубликовать на своем сайте готовую таксономию для XBRL.

Ожидания от вендоров

Повезет банкам с грамотными АБС и сложными бухгалтерскими продуктами от проактивных вендоров, которые уже добавили в свои решения модули XBRL с хранилищами, компонентами генерации и валидации отчетов. 

Вендоров, работающих с банками, в России немного, и они либо уже построили модули-конвертеры, как, например, ЦФТ, «Диасофт» или 1С, или ведут их разработку. Причем никаких технологических проблем в этом нет, так как требуемые модули не встраиваются в ядро информационных систем. Банки получат этот функционал в рамках очередного обновления АБС. Сложнее банкам, у которых задействованы АБС-решения собственной разработки или какие-то редкие зарубежные АБС-системы. Скорее всего, им придется выбирать качественных российских производителей.

Реинжиниринг бизнес-процессов

Практически все решения вендоров — это универсальные инструменты для обмена информацией с регулятором. Но на банки все равно ляжет бремя подготовки данных к пересылке, т.е. перевода своих уникальных методик расчета показателей во внутренних системах в единые форматы регулятора. А это уже близко к комплексному реинжинирингу внутренних процессов. 

Одни и те же факты могут по-разному называться в разных банках, квалификация сотрудников может влиять на сумму прибыли. Также разные финансовые организации используют различные методики оценки основных средств. Есть факты, которые можно сформировать только вручную, например уставные документы или номера лицензий, а есть нерегулярные факты, которые сдаются только в случае наступления события. Процесс сложный. И в конце концов есть проблема ошибки тэгирования. Для создания нужных отчетов данные должны выкладываться банком с 6 тыс. тэгов. Исключить ошибку в присвоении тэгов сложно. Это значит, что банк может сдать некорректную отчетность, что приведет к штрафам.

Например, НПФ Сбербанка перешел на XBRL одним из первых — еще в 2015 году. С помощью Fujitsu была построена инфраструктура, позволяющая пройти весь цикл подготовки отчета XBRL. Фонду пришлось разработать свою таксономию с дополнительными слоями формул, которые позволяют проверять качество передаваемых данных и добиваться нужной визуализации. 

Это означает, что банкам придется нагрузить подобной работой своих бизнес-аналитиков или выплачивать внушительные суммы внешним консультантам за выполнение этой работы. Но не все проекты регулятора будут такими ресурсозатратными. Переход на цифровую платформу KYC пройдет более мягко и позволит банкам сократить затраты на соблюдение требований надзорной организации. Для банков — это лишь вопрос подключения к готовому портальному решению через стандартный API-шлюз, а бесплатное подключение позволит не платить за дорогие решения вендоров.

Переход на новые цифровые технологии RegTech и SupTech позволит существенно улучшить процесс обмена данными между банками и регулятором. Одновременно это повлечет за собой ряд проблем, ни одна из которых не связана с технологическими факторами. Все сложности лежат в области законодательной базы и необходимости реинжиниринга внутренней инфраструктуры банков, предназначенной для работы с данными.






Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ