Финансовая сфера

Банковское обозрение


15.12.2020 FinCorpFinRegulationFinTechАналитика
Низкие ставки как возможность для развития лизинга

9 декабря 2020 года в гибридном онлайн-офлайн-формате состоялась XIX Ежегодная аналитическая конференция «Российский лизинг: адаптация к новым реалиям», организованная рейтинговым агентством «Эксперт РА», аналитической компанией «Эксперт Бизнес-Решения» и аналитическим центром «БизнесДром», при поддержке Объединенной лизинговой ассоциации


По словам Сергея Тищенко, генерального директора «Эксперт РА», структура управления и экономика справляются с текущими трудностями и сложностями. Однако не стоит смотреть на это только как на проблемы, это еще и большие возможности, которые есть и появляются, в том числе для лизинговой отрасли. 

Сергей Тищенко («Эксперт РА»). Фото: «Эксперт РА»

Сергей Тищенко («Эксперт РА»). Фото: «Эксперт РА»

Павел Самиев, генеральный директор аналитического центра «БизнесДром», отметил, что лизинг очень чувствителен к изменениям в экономике, это одна из тех отраслей, которая чувствует, что происходит в других секторах. По мнению эксперта, МСБ как генератор спроса и важный сегмент лизингового рынка показывает неплохой спрос, и есть вероятность, что доля сегмента будет расти. Лизинговый рынок зависит и от политики государства. Реформа институтов развития, которая сейчас намечается, также окажет влияние на лизинговый рынок, в том числе продуктов для МСП.

Павел Самиев («Бизнесдром»). Фото: «Эксперт РА»

Павел Самиев («Бизнесдром»). Фото: «Эксперт РА»

С докладом о реформе регулирования в лизинговой отрасли выступил Иван Чебесков, директор департамента финансовой политики Минфина России. В своем выступлении он рассказал, что, несмотря на непростое для индустрии время, объем лизингового рынка России занимает второе место в стране после банковского сектора. Ранее в лизинговой отрасли было много разных недобросовестных компаний, совершающих неправомерные действия, и это стало социальной проблемой. Законопроект, вводящий регулирование лизинговой деятельности в России, направлен на обеспечение стабильности и поможет прежде всего защитить права граждан. Отсутствие прозрачной статистики, отчетности делает невозможным системное прорабатывание мер поддержки для отрасли. Это послужило драйвером законопроекта, содержащего в себе введение госреестра лизингодателей, перевод на отчетность по МСФО, обязательный аудит отчетности, перевод на саморегулирование и создание стандартов защиты прав граждан. В долгосрочной перспективе это добавит ценности индустрии. 

Зоя Советкина, младший директор отдела рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА», представила доклад «Исследование рынка лизинга по итогам девяти месяцев 2020 года». Согласно отчету, в 2019 году прирост нового бизнеса был на уровне 15%. В 2020 году лизинговый рынок, как и все, столкнулся с ограничениями, в результате по итогам первого полугодия новый бизнес сократился на 22%. У агентства были консервативные ожидания относительно дальнейшего развития рынка, но они не оправдались: по итогам девяти месяцев 2020 года снижение нового бизнеса составило только 5%, а прирост в третьем квартале оказался 70% против 41% годом ранее. Этому способствовали реализация отложенного спроса в рознице, преимущественно в автолизинге, а также совершение крупных сделок с государственными компаниями в сегменте морских и речных судов и железнодорожной техники. Корпоративные сегменты сократились на 33%, розничные выросли на 13%. Основной драйвер — автолизинг, в общем объеме нового бизнеса его доля больше 40%. В числе новых возможностей — оперативный лизинг, выход лизинговых компаний на рынок облигаций, рост уровня цифровизации лизинга. По базовому прогнозу, ожидается восстановление рынка к 2022 году. В числе внутренних драйверов — развитие инфраструктурных проектов и шеринговой экономики, инвестиционная активность МСБ, а также динамика грузоперевозок и авиаперевозок.

Зоя Советкина («Эксперт РА»). Фото: «Эксперт РА»

Зоя Советкина («Эксперт РА»). Фото: «Эксперт РА»

Первым в панельной дискуссии «Российский лизинг: адаптация к новым реалиям» выступил Алексей Киркоров, заместитель генерального директора «Сбербанк Лизинг», вице-президент Объединенной Лизинговой Ассоциации (ОЛА). Он рассказал о деятельности ОЛА в течение 2020 года и проведенной работе: были сформированы предложения для поддержки отрасли, собрана информация о проведенных реструктуризациях, проведен анализ структуры рынка. Также проработали программы субсидирования вместо предоставления лизинговых каникул. В выступлении он прокомментировал текущие предложения Банка России по регулированию отрасли и озвучил предложения лизингового сообщества. Например, вместо прекращения действия договоров с лизинговыми компаниями, не входящими в реестр Банка России, предлагается сохранить действие таких договоров до конца срока их действия. Также, несмотря на превалирующую долю электронного подписания документов, до сих пор не решена проблема предоставления оригиналов в ГИБДД. В числе трендов отрасли были выделены: цифровизация, развитие операционного лизинга и дополнительных услуг

Алексей Киркоров («Сбербанк Лизинг»). Фото: «Эксперт РА»

Алексей Киркоров («Сбербанк Лизинг»). Фото: «Эксперт РА»

О масштабной государственной программе по обновлению автотранспорта в России рассказал Виктор Китаев, директор дирекции по реализации программ некоммерческого лизинга и развития инфраструктуры департамента по работе с клиентами Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). Сегодня в России 75% всех поездок совершаются на общественном транспорте. Чем удобнее, безопаснее и быстрее можно будет передвигаться, тем лучше для бизнеса и общества. Использовать старый, экологически грязный транспорт небезопасно. В 2020 году была запущена госпрограмма по обновлению автотранспорта. ГТЛК участвовала в масштабном обновлению парков, в программе принимают участие уже 100 агломераций. Это существенный шаг для будущего российских регионов — превратить транспортную систему из ограничительного фактора в  стимульный фактор. 

Дмитрий Ивантер, генеральный директор «ВТБ Лизинг», подвел итоги 2020 года: доходность ведения лизингового рынка снижется, рискованность ведения бизнеса в несколько раз повысилась. Сейчас дефолтность по реструктурированной части портфеля автолизинга составляет 13%. Негативный сценарий не реализовался, все показатели находятся в пределах управляемого риска, а текущий резерв покрывает проблемы — нет угрозы устойчивости бизнесу. В числе зон для развития отрасли он назвад новые сегменты, сервисы доставки (в автолизинге), лизинг для IT- и телеком-компаний, развитие лизинга в энергетике, фармацевтике и медицине. В числе новых продуктов — подписка на автомобиль, развитие оперлизинга для физлиц, услуги по управлению автопарком. 

Продолжил дискуссию Михаил Лысков, руководитель дивизиона «Москва» компании «Балтийский лизинг». Он поделился своим видением перспектив операционной аренды. Ее преимущества — решение проблемы клиента по обслуживанию автотранспорта. Во время пандемии компания была вынуждена работать дистанционно, в результате удалось запустить агрегаторы, был обновлен личный кабинет, мобильное приложение, но ключевой результат — подписание сделок через ЭДО (сейчас так подписывается примерно 25–30% сделок).

Михаил Лысков («Балтийский лизинг»). Фото: «Эксперт РА»

Михаил Лысков («Балтийский лизинг»). Фото: «Эксперт РА»

Про лизинг в сельском хозяйстве рассказал Дмитрий Крамаренко, заместитель генерального директора компании «Росагролизинг». Здесь ситуация более позитивная: качество портфеля улучшается, снижается стоимость долгосрочного фондирования. Компания подготовилась к пандемии: были адаптированы процессы, решения по сделке принимаются за несколько часов, так как есть данные по каждому фермеру в онлайн-режиме, а доля клиентов по онлайн-сделкам была и до пандемии на уровне 65%. Лизинг сектора АПК и дальше будет активно расти, а сектор АПК в целом в ближайшие годы станет драйвером развития экономики. 

Артем Языков, председатель совета директоров компании «Совкомбанк Лизинг», поделился результатом запуска нового продукта — лизинга для физлиц. В июле 2020-го уже были проведены первые лизинговые сделки для физлиц, на 2021-й в планах компании — заключать ежемесячно свыше тысячи сделок. Данный продукт представлен уже в 400 дилерских центрах страны. 

В конце первой сессии спикеры ответили на вопрос, каким они видят рынок лизинга в 2021 году. В целом, участники настроены позитивно, и 2021 год они видят через формулу «Кризис — время возможностей» и ожидают от него «особенно высокой конкуренции», «низких ставок как возможности для роста», «позитива», «ответа на вызовы» и «открывающиеся возможности».

Спикеры и все присутствовавшие конференции приняли участие в интерактивном голосовании. Главным вызовом для лизингового рынка в 2021 году они назвали инвестиционную активность бизнеса, на втором месте — конкуренция с банками за клиентов. Среди участников опроса проблем с реструктуризацией банковских кредитов / получением новых не отметили 44% лизинговых компаний. Участники рынка смотрят позитивно на его перспективы в 2021 году: по данным 48% проголосовавших, прирост нового бизнеса в 2021 году составит 5–15% (результаты голосования на момент проведения конференции, итоги будут опубликованы позднее).

Фото: «Эксперт РА»

Фото: «Эксперт РА»

Вторую сессию «Лизинг будущего: тренды и новые возможности развития» открыл Владимир Гамза, председатель Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП России. Он отметил сложность в определении лизинга с точки зрения законодательства. В связи с этим актуален вопрос, подлежит ли лизинг как бизнес регулированию Банком России. Для регулирования отрасли Банком России есть несколько оснований: предоставление финансов в качестве услуги, предоставление нефинансовой услуги при использовании средств деятельности (потребитель как неквалифицированный инвестор). В лизинговой деятельности такого нет, поэтому ТПП России считает, что оснований для регулирования лизинговой отрасли Банком России не существует. Корректно, чтобы лизинг регулировался Минэкономразвития.

В качестве трендов в развитии лизинга Виталий Милованов, генеральный директор компании «Райффайзен-Лизинг», выделил тщательный выбор узкой ниши; например, «Райффайзен-Лизинг» выбрала для себя цифровой лизинг колесной техники для компаний МСП. В этом направлении высокая маржинальность, которую можно поддерживать. Продукт хорошо подходит для продаж онлайн, а также обеспечен ликвидной техникой. Платформу компания разработала собственными силами и успешно запустила. На сентябрь 2020 года уже 14% продаж проводилось через сайт. Для оформления сделок требуются только паспорт генерального директора клиента — компании МСП — и заполнение анкеты, остальную информацию «Райффайзен-Лизинг» берет из открытых источников. Также компанией организован собственный маркетплейс. В числе других трендов: бесшовная интеграция клиентских сервисов лизинговых компаний и банков, обмен API лизинговых компаний с производителями и дистанционный осмотр предмета лизинга.

Комплексному решению для лизинговых компаний был посвящен доклад Екатерины Буториной, директора по развитию бизнеса «Комиссар». В портфеле этой компании более 20 услуг — участие в приемке-передаче предмета лизинга, осмотр бизнеса с составлением фотоотчета, хранение предмета лизинга на спецстоянке, предоставление интересов заказчика в ФССП, доставка предметов лизинга, выезд аварийного комиссара, госрегистрация средств в ГИБДД и т.д. В результате лизинговый комиссар позволяет исключить мошенничество в сделках компании, поскольку привлекаются независимые эксперты, сокращаются расходы на содержание штата, а сотрудники отдела продажи могут посвящать свое время общению с действующими клиентами и привлечению новых.

Мнение эксперта

Алексей Киркоров, заместитель генерального директора, финансовый директор компании «Сбербанк Лизинг», прокомментировал «Б.О» реформу лизингаАлексей Киркоров, заместитель генерального директора, финансовый директор компании «Сбербанк Лизинг», прокомментировал «Б.О» реформу лизинга

— Как вы оцениваете реформу регулирования лизинговой деятельности, в частности введение госреестра лизингодателей, перевод на саморегулирование и создание стандартов защиты прав граждан?

— Как мы неоднократно заявляли, если такое решение будет принято, мы готовы к введению регулирования. Главное, чтобы при этом не терялась основная цель — развитие отрасли.

Что касается введения госреестра лизингодателей, то это, по сути, является аналогом лицензирования, от которого в свое время отказались в силу его очевидной избыточности. И сейчас, по прошествии десяти лет, в возврате к нему нет никакой объективной необходимости. Переход к саморегулированию станет дополнительной финансовой нагрузкой на отрасль — особенно сложно придется небольшим региональным игрокам. На мой взгляд, существующие ассоциации лизинговых компаний вполне способны взять на себя все необходимые представительские и организационные функции для снижения нагрузки на контролирующий орган.

На рынке лизинговых услуг осуществляют деятельность организации, называющие себя лизинговыми компаниями и предоставляющие займы физическим лицам, не осуществляющим предпринимательскую деятельность, в обход требований законодательства о потребительском кредитовании и о защите прав потребителей, считая такие займы «возвратным лизингом».

Если в общем возвратный лизинг следует развивать, то в случае с недвижимостью, когда договор заключается с физическими лицами, а квартира является единственным жильем, его следует ограничить или запретить, и это никак не связано с необходимостью введения регулирования рынка в целом.

Это защитит права граждан, поскольку данный вид лизинга может использоваться недобросовестными предпринимателями для подмены договора ипотеки и введения в заблуждение физических лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию.






Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ