Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
НБКИ работает с 1300 МФО, которые регулярно и часто запрашивают кредитные отчеты (каждая МФО запрашивает в среднем по 1500 кредитных отчетов ежемесячно). Учитывая, что 30% из зарегистрированных МФО не ведут никакой деятельности, в настоящее время половина из реально работающих на рынке организаций запрашивает кредитные отчеты в НБКИ. На основе этого можно судить, насколько актуальна для них информация о кредитной дисциплине заемщика
МФО начали в обязательном порядке передавать данные в бюро кредитных историй только с 1 июля этого года. Для того чтобы получить репрезентативные данные, на основе которых можно делать выводы о состоянии этого сектора, должно пройти минимум полгода.
МФО все активнее перенимают банковские стандарты управления рисками. Только за 2013 год число МФО, внедривших скоринг-бюро НБКИ, увеличилось в четыре раза. Количество запрашиваемых скоринговых оценок за год выросло более чем в 15 раз — с 22 тыс. до 366 тыс. ежеквартально. В абсолютных значениях показатели микрофинансового рынка пока заметно отстают от банковского, но их динамика отражает возможности развития этого сектора.
Регулятор — ФСФР ранее и Банк России в настоящее время — проводит целенаправленную работу по борьбе с недобросовестными МФО, и обязательное включение этих организаций в реестр является одной из составляющих этой борьбы.
В базе НБКИ собрана информация о 67 млн заемщиков, из которых порядка 5 млн — клиенты МФО и КПК. При этом hit-rate (доля найденной информации) по запросам МФО и КПК приближается к банковскому значению и составляет 91%. Доля рынка, информация о которой имеется в НБКИ, сопоставима с этим значением.
В настоящее время половина из реально работающих на рынке организаций запрашивает кредитные отчеты в НБКИ
По данным НБКИ, доля заемщиков, имеющих более трех действующих займов, в I квартале 2014 года составила 6,51%. На таком же уровне она была и год назад. Это означает, что банки все менее охотно кредитуют людей, уже обслуживающих кредиты.
В этом плане поведение россиян не вызывает серьезных опасений. В НБКИ хранится информация о 67 млн человек. Порядка 50 млн из них обслуживают кредиты в настоящее время. По нашим расчетам, 80% заемщиков являются добросовестными. Они не допускают просрочек вовсе либо «откладывают» внесение платежа на недолгий срок. Злостных неплательщиков среди россиян немного.
На 55 млн действующих кредитов приходится около 6 млн займов, обслуживаемых с нарушением графика. Наибольшая доля таких займов — в секторе кредитов на покупку потребительских товаров: 11,64%, наименьшая — в ипотеке: 1,64%.
Из 20% заемщиков, нарушающих график погашения задолженности, к категории «злостных», то есть имеющих просроченную задолженность свыше 90 дней, можно отнести 72% должников. Остальные справляются с проблемами до истечения этого срока: 20% — на второй месяц возникновения проблем, 10% — на третий.
В жизни компании процесс управления рисками — неотъемлемая часть развития бизнеса. Санкции, финансовые колебания, непрерывность действия, комплаенс — все это риски, с которыми компаниям приходится работать. Неверные оценка рисков, модель управления, инструментарий воздействия на риски приводят к серьезным последствиям, ответственность за которые несут официальные лица компании (директора, топ-менеджмент). Цена ошибки — убытки и субсидиарная ответственность, которые не списываются в рамках личного банкротства, а более того, передаются по наследству
Совкомбанк с благотворительным проектом «Технологии добра» занял первое место в номинации «Лучшая программа, способствующая профессионализации некоммерческого сектора» (партнером номинации выступает Минэкономразвития)