Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Обзор регулирования финансовых рынков
- 21 ноября 2017 года в Ассоциации российских банков состоялась рабочая встреча членов Комитета по банковской безопасности, в которой приняли участие представители Банка России (ГУБиЗИ и FinCERT) и руководители подразделений информационной безопасности кредитных организаций с сотрудниками УУР, УЭБиПК, ГСУ, УОД, УНК ГУ МВД России по г. Москве по теме «Изменение параметров услуг по дистанционному банковскому обслуживанию клиентов с целью исключения противоправного несанкционированного вмешательства».
Участники встречи на компетентном уровне обсудили ряд вопросов, предложенных инициаторами, и по многим из них нашли взаимопонимание. В частности, общее одобрение вызвали предложения о совершенствовании взаимодействия подразделений безопасности кредитных организаций с правоохранительными структурами в решении задач борьбы с мошенничеством в системах дистанционного банковского обслуживания.
- 22 ноября состоялось заседание Президиума Совета АРБ, в котором принял участие Директор Департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ РФ Юрий Полупанов.
Основные вопросы, рассмотренные на заседании, касались проблем отказа банками в обслуживании (открытии счетов и проведении операций по счетам) клиентам, попавшим в «списки 550-П» в рамках соблюдения противолегализационного законодательства.
- Госдума приняла в третьем чтении законопроект № 978680-6 «О внесении изменений в статью 9-1 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)».
Целью законопроекта «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)» является создание дополнительной защиты граждан при получении кредитов (займов) в валюте, отличной от валюты, в которой выражен их доход, путем информирования о повышенных рисках, возникающих при получении таких кредитов (займов).
Законопроектом предлагается дополнить информацию о потребительских кредитах (займах), обязательную к размещению кредитором, сведениями о повышенных рисках заемщиков, получающих доходы в валюте, отличной от валюты кредитов (займов). Принятие законопроекта позволит гражданам более точно оценить риски, возникающие при получении кредитов (займов) в иностранной валюте, в том числе обеспеченных ипотекой.
- Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроекты, направленные на совершенствование законодательства о финансовом оздоровлении кредитных организаций.
Цель законопроектов — повышение эффективности действующего механизма финансового оздоровления кредитных организаций, которым предусматривается использование средств Банка России для финансирования предупреждения банкротства банков. Предлагается, в частности, установить возможность не прекращать право банков предоставлять соответствующие банковские услуги в случае реализации Банком России в отношении них мер, направленных на повышение их финансовой устойчивости.
Предлагается также в этом случае не ограничивать банки в возможности выдавать банковские гарантии для обеспечения обязанности по уплате налогов и других платежей, регулируемых Налоговым кодексом. Внесение в законодательство предлагаемых изменений будет способствовать сохранению ликвидности кредитных организаций и стабильности банковской системы в целом.
Проекты федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (законопроект 1), «О внесении изменений в статью 15.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (законопроект 2, КоАП), «О внесении изменения в статью 741 Налогового кодекса Российской Федерации» (законопроект 3) внесены Минфином России.
Федеральным законом от 1 мая 2017 года №84-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлен порядок прямого участия Банка России в реализации мер по предупреждению банкротства банков за счет средств Банка России, составляющих Фонд консолидации банковского сектора, для восстановления их финансовой устойчивости и сохранения на финансовом рынке участников, соответствующих регулятивным требованиям.
В рамках реализации этого механизма Банк России приобретает не менее 75% обыкновенных акций (долей) санируемого банка, что минимизирует риски, связанные с возможностью неисполнения банком своих обязательств.
В то же время до завершения реализации Банком России мер по предупреждению банкротства банки в течение определенного периода времени могут не соответствовать требованиям отдельных нормативных правовых актов Российской Федерации для целей открытия в них счетов и депозитов отдельными видами юридических лиц, выдачи гарантий и поручительств.
Исключение санируемых банков из числа кредитных организаций, имеющих право обслуживать стратегические предприятия и организации, может привести к снижению ликвидности и ухудшению их финансового состояния, существенно осложнить реализацию действий по предупреждению их банкротства, что не соответствует целям введения нового механизма санации.
Законопроектом 1 предлагается установить возможность не прекращать право банков предоставлять соответствующие банковские услуги в случае реализации Банком России в отношении таких банков мер, направленных на повышение их финансовой устойчивости.
Внесение предусмотренных законопроектом 1 изменений в действующее законодательство повлечет необходимость уточнения отдельных положений КоАП. Законопроектом 2 предлагается внести необходимые корреспондирующие изменения в статью 15.39 КоАП.
Кроме того, до завершения реализации Банком России мер по предупреждению банкротства банки в течение определенного периода времени могут не соответствовать требованиям, предъявляемым к банкам, выдающим банковские гарантии для целей обеспечения обязанности по уплате налогов и других платежей, регулируемых Налоговым кодексом (пункты 3 и 9 статьи 741 части первой Налогового кодекса).
Ограничение санируемых банков в возможности выдавать такие банковские гарантии также может привести к снижению ликвидности и ухудшению их финансового состояния, осложнить реализацию действий по предупреждению их банкротства.
Законопроектом 3 предлагается не ограничивать банки в возможности выдавать банковские гарантии для обеспечения обязанности по уплате налогов и других платежей, регулируемых Налоговым кодексом, в случае реализации Банком России мер, направленных на повышение финансовой устойчивости банка.
Принятие законопроектов будет способствовать сохранению ликвидности кредитных организаций и стабильности банковской системы в целом.
Законопроекты будут рассмотрены на заседании Правительства.
Онлайн-обучение в школе проходят студенты из Донецкого национального технического университета, Азовского государственного педагогического университета, Херсонского технического университета, а также колледжа при Луганском государственном аграрном университете им. Ворошилова