Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Осознанное следование
04.12.2019 Аналитика

Осознанное следование

Почему важно развивать финансовую грамотность на инвестиционном рынке


Инвестиции становятся доступнее: начать «торговать» можно даже без знаний о механизме работы рынка, его специфике и особенностях — робот-советник за вас сформирует портфель и предложит стратегию. Однако на самом деле робоэдвайзинг и автоследование представляют собой большой риск для начинающих инвесторов, а развитие финансовой грамотности позволит системно снизить риски.

На рынке частных инвестиций активно развиваются направления робоэдвайзинга и автоследования. Это стало возможным благодаря анализу больших данных, применению машинного обучения и искусственного интеллекта, углубленной аналитики. Инвесторы хотят получать «все и сразу», не вдаваясь детально в подробности и механизмы, а также без человеческого фактора. Автоматизация продуктов для розничных частных инвесторов — это тренд, который будет усиливаться. Клиенты хорошо реагируют на такие предложения: во-первых, «инвестирование» с помощью цифровых помощников позиционируется как простое, понятное и доступное для новичков. Во-вторых, потребители считают, что могут не разбираться в инвестициях, за них все сделает робот. Зачем тогда тратить время на изучение рисков?

Получается, что робоэдвайзинг становится и просто каналом продаж, причем дешевым для финансовой организации: без участия человека можно охватить большое количество инвесторов с небольшими суммами на счетах. «Качественно обработать» этих клиентов «живыми» сотрудниками — очень затратное мероприятие, а при использовании робота получается и быстрая генерация клиентской базы, и дешевый процесс вовлечения клиентов в инвестирование. Выглядит так, что и клиенту проще и удобнее, и инвесткомпании дешевле и выгоднее. Где подводные камни?

В отличие от консультаций персонального менеджера по тем бумагам и портфелю, который учитывает риск-аппетит (а главное, реальную финансовую ситуацию конкретного инвестора), стратегию инвестирования потребителя, робоэдвайзинг руководствуется только ответами на несколько вопросов. Для клиента этот инструмент действительно проще и кажется понятнее, но за ним скрывается существенный риск.

Инвестор не должен мыслить в категориях «потерял», «не потерял», так как риск — это не дискретная градация

Он состоит в том, что клиент доверяется «советнику» и возлагает всю ответственность на искусственный интеллект. При этом инвестор может выбрать более рискованную стратегию, не понимая, что ему предложено. Клиент не станет адекватно оценивать параметры, он попадает в ловушку кажущейся «простоты» модели. А ведь это в долгосрочном периоде очень опасно и для инвесткомпаний: на самом деле они заинтересованы в том , чтобы клиент так не думал и адекватно оценивал риски. Привлекая на рынок новых людей, инвестиционные компании должны позаботиться об их обучении, чтобы потребители не просто следовали советам алгоритмов, но и понимали, как формируется портфель, умели оценить свою толерантность к риску и при использовании автоматизированной стратегии понимать, какой риск они готовы принять, определить для себя инвестиционную стратегию, а не принимать по умолчанию данную роботом.

Инвестор не должен мыслить в категориях «потерял», «не потерял», так как риск — это не дискретная градация. Любому инвестору, особенно начинающему, необходимо понимать эту градацию исходя из портфеля и его размера при разных стратегиях. В конечном счете, даже если человек — неквалифицированный инвестор, он все равно должен быть финансово грамотным.

Развитие финансовой грамотности позволяет добиться понимания собственного риск-профиля, правильного отношения к инвестициям в целом. Надо воспитывать инвестора, предоставлять ему релевантную информацию, чтобы потребитель знал, как соотносятся риск и доходность, как правильно составлять портфель, как работает робот. Повышение финансовой грамотности — это большая работа, отдельные инвестиционные компании или консультанты не сделают этого самостоятельно. Это задача для всех участников финансового рынка: инвестиционных компаний, общественных организаций, регулятора. Только так мы можем добиться того, чтобы инвесторы понимали устройство рынка и его механизм и в итоге не разочаровывались в инвестиционных инструментах. Ассоциация развития финансовой грамотности вместе с регулятором, волонтерами финансового просвещения, СРО и профобъединениями, участниками рынка — это пример такого партнерства государства и бизнеса в целях повышения финансовой культуры.






Читайте также

Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ