Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Открытость и прозрачность
25.02.2019 Аналитика

Открытость и прозрачность

Как МФК будут привлекать инвесторов


Микрофинансовый рынок меняется: регулятор постепенно усиливает контроль, с рынка уходят ненадежные участники. Компаниям, заинтересованным в привлечении частных инвесторов, следует уделять внимание не только повышению своей финансовой устойчивости (это необходимое условие), но и эффективным навыкам общения с клиентами, повышению финансовой грамотности своих консультантов, раскрытию информации для инвесторов.

Инвестиции в МФК начинаются от 1,5 млн рублей, но на практике средний инвестор приносит в компанию раза в 2-3 больше. Эти вложения не застрахованы государством, а потому важность анализа финансовой отчетности компании, сведений об акционерах, как и оценка уровня предоставляемого сервиса, выходят для инвестора на первый план.

Несмотря на очевидность данного тезиса, его разделяют далеко не все. Подтверждением этому стала дискуссия, которая состоялась на прошедшей осенью прошлого года в Санкт-Петербурге Национальной конференции по микрофинансированию и финансовой доступности. Собственно инвестициям на этом форуме была посвящена отдельная секция, участники которой спорили о том, сколько информации нужно раскрывать инвестору, и мнения на этот счет разделились. Аргументы сторонников меньшей открытости понятны, но не поддаются исследованию, как вы понимаете. С другой стороны, проанализировать уровень существующего раскрытия информации со стороны МФК можно. Агентство «БизнесДром» и Институт развития финансовых рынков провели исследование качества продаж инвестиций микрофинансовых компаний. Удивительно, но результаты исследования буквально воспроизвели картину, которая предстала на Конференции. Тем интереснее.

Исследование проходило в три этапа: оценивался уровень раскрытия информации и сервис через сайт, посредством телефонной беседы и, наконец, по итогам очной встречи в офисе МФК. Так, самый высокий уровень и лучшее качество коммуникаций с инвесторами МФК оказались на сайтах. Компании продемонстрировали готовность раскрывать финансовые показатели. Так, в 11 из 19 обследуемых МФК разместили информацию об уставном капитале, шесть компаний — информацию о своих аффилированных лицах, большинство МФК (15) — информацию о руководителе и финансовую отчетность.

Помимо анализа сайтов исследователи обращали внимание на качество и уровень сервиса коммуникаций посредством телефонной беседы. Этот этап исследования в целом удовлетворил потенциальных инвесторов, в роли которых выступили «тайные покупатели». По телефону им сообщили не только базовую информацию, но и условия досрочного расторжения договора, информацию о страховании рисков. В большинстве проверенных случаев после телефонной консультации потенциальному клиенту направляли на почту для ознакомления шаблон договора.

Между МФК идет острая конкурентная борьба за деньги инвесторов, и, очевидно, пальму первенства постепенно перехватывают те, кто готов делиться информацией

Самым любопытным со всех точек зрения стал последний этап исследования — результаты личных встреч в офисах МФК. Этот этап «прошли» менее половины компаний — лишь девять МФК. Всего в 13 компаниях собеседники потенциальных инвесторов проинформировали их о рисках, нередко представители МФК демонстрировали некомпетентность, были недостаточно финансово грамотными или в разговоре больше внимания уделяли достоинствам не своего продукта, а недостаткам продукта конкурентов. Но были и плюсы. Так, можно отметить, что на нескольких встречах потенциальным инвесторам предложили познакомиться лично с руководителем МФК и получить необходимую информацию, что называется, из первых рук: в трех МФК состоялось знакомство с генеральным директором.

В результате по всем трем этапам исследования лишь три МФК прошли строгий отбор: «тайные покупатели» заявили, что хотели бы продолжить с этими компаниями сотрудничество.

Несмотря на очевидно невысокие результаты исследования, повод для оптимизма все же есть. Сам факт разгоревшейся в профессиональной среде дискуссии о степени раскрытия информации говорит о том, что между МФК идет острая конкурентная борьба за деньги инвесторов, и, очевидно, пальму первенства постепенно перехватывают те, кто готов делиться информацией, предоставлять по запросу более детальную информацию и в целом демонстрирует прозрачность и транспарентность. Построение коммуникации с инвесторами — довольно сложный, многоуровневый процесс, в котором важно все: прозрачность, открытость, качество сервиса — вплоть до внешнего вида сотрудников МФК, их приветливости и дружелюбия.

Добавим к этому, что дискуссия по поводу прозрачности МФК возникла не случайно, а в том числе в связи с фактическим банкротством одного из лидеров рынка микрофинансирования в России в прошлом году. В связи с этим инвесторы справедливо задают вопросы, ведь такое случилось с нашей микрофинансовой отраслью впервые.

Стоит упомянуть также о том, что микрофинансы до сих пор не избавились от имиджа ростовщиков: пусть и несправедливого, но по факту именно так их воспринимает часть нашего общества. Безусловно, свою роль в избавлении от этого штампа сыграют и усилия финансовых властей. Напомним, что в этом году для микрофинансового рынка будет законодательно установлен ряд ограничений, снижающих доходы МФО в абсолютном выражении. Так, будут постепенно снижены так называемые иксы (коэффициент предельного размера долговых обязательств заемщика по договору потребительского кредита/займа, рассчитанный по схеме «тело долга х на X = максимально возможный размер переплаты»), ограничена абсолютная ставка по микрозайму (не выше 365% годовых).

Что касается сегмента «займов до зарплаты» (PDL), который и вызывает ассоциации с ростовщиками, то выдачу таких займов планируется свести к единым условиям. МФО смогут выдавать их только в рамках «специализированного продукта»: не более 10 тыс. рублей сроком не более чем на 15 дней. При этом максимальная сумма переплаты (со всеми штрафами и пенями) не сможет превышать 3 тыс. рублей. Также будет действовать запрет на пролонгацию и увеличение суммы займа.

Однако это, скажем так, факторы внешней среды, которые будут положительно влиять на имидж отрасли. А ее представителям стоит уделить повышенное внимание вопросам открытости и прозрачности. Многие микрофинансовые компании уже давно привлекают средства инвесторов и стабильно исполняют обязательства — это необходимое условие для роста доверия, но прозрачность и правильные коммуникации тоже важны для роста инвестиций в МФК.

Реклама






Читайте также

Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ