Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Переход на аутсорсинг АБС в Мираф-Банке
06.06.2014 Аналитика

Переход на аутсорсинг АБС в Мираф-Банке

Мираф-Банк стал новым ауторсинговым клиентом компании «ЦФТ», и на конец апреля 2014 года прошло уже два месяца с момента перехода банка на «облачную» АБС. При этом переход был хоть и не безоблачным, но продуктивным


Мираф-Банк — это региональный сибирский банк (г. Омск), имеющий три филиала в центрально-европейской части России и сеть дополнительных офисов. В банке в каждом филиале использовалась АБС, которую он в течение 20 лет самостоятельно разрабатывал и поддерживал собственными силами. И несмотря на то что команда программистов банка достаточно сильная, IT-ландшафт нуждался в обновлении в целях выполнения поставленных задач дальнейшего развития банка.

В 2013 год Мираф-Банк вошел под девизом «20 лет — новый старт». При этом стало очевидно, что действующая АБС — децентрализованная, не обладающая достаточной надежностью и требуемой функциональностью. Соответственно, встал вопрос о ее замене.

Около полугода заняло формирование различных предложений, причем рассматривались варианты от полного владения системой до ее тотального аутсорсинга. В финал вышли три разработчика АБС. Банк оценивал стоимость владения системой на пять лет, учитывая все расходы, которые возможно структурировать — в расчет, например, вошли и кондиционеры, и возможный рост стоимости услуг. Как говорит Ярослав Медокс, IT-директор Мираф-Банка, итоговые цифры не всегда получаются такими, какие обещают вендоры. Впрочем, по его словам, каждый новый кейс способствует унификации услуг.

Глава IT-департамента банка отмечает, что выбор был совсем неочевиден, и в итоге лучшим вариантом оказалась совсем не та система, которая изначально считалась предпочтительной. «Представьте, что банк развивается 20 лет, и ему вдруг говорят, что у него не будет своей АБС. Это все равно как сказать заядлому автомобилисту, что у него не будет автомобиля. Зато будет отличный автотранспортный сервис, и не нужно беспокоиться о заправке, налогах, обслуживании, оплате штрафов ГИБДД и других неприятных деталях, которые сопровождают удовольствие от вождения автомобиля», — говорит Ярослав Медокс.

Рассматривая аутсорсинговую АБС компании «ЦФТ», руководство финансовой организации понимало, что в банке возникнет сильное ментальное противоречие. Обсуждалось множество спорных вопросов, например: что будет, если что-то произойдет в Новосибирске, где расположен ЦОД «ЦФТ»; как можно работать без оффлайн-копии системы для отчетности; соответствует ли сервис закону 152-ФЗ; сколько у нас реальных пользователей системы; можно ли переходить единовременно всем банком; можно ли переходить единовременно без двойного ввода, но с тестовыми днями. На все вопросы, так или иначе, ответы найдены.

В итоге после полугода обсуждений концепция аутсорсинга была принята, и начался процесс внедрения. Компания «ЦФТ» использует agile-подход, предполагающий еженедельные встречи с представителями ключевых подразделений банка, совместный поиск проблем и их решений, и эти принципы в ходе проекта старались максимально использовать.

Одной из самых сложных задач было подготовить персонал банка. Учитывая, что в течение 20 лет банк не внедрял крупных систем, и постановкой задач системно не занимались, персонал приходилось стимулировать к активному участию. «Нужно было массовое осознание того, что грядет что-то глобальное, что нужно быть вовлеченным. Это касается любого проекта, но аутсорсинга — особенно, потому что внедрение принципиально ведется только силами внешней компании», — говорит Ярослав Медокс.

В итоге пришлось неоднократно выводить весь работающий с АБС персонал банка в выходные на тестирование системы, проводить увеличенное количество тестовых дней, привлекать руководство «ЦФТ» к регулярным встречам.

«Представьте, что банк развивается 20 лет, и ему вдруг говорят, что у него не будет своей АБС. Это все равно как сказать заядлому автомобилисту, что у него не будет автомобиля»

Особенное внимание было уделено миграции данных, и не потому, что данные трудно извлечь, а потому, что не всегда легко понять, какие именно данные нужны. Дополнительное время ушло и на то, чтобы стороны пришли к единому пониманию терминологии. К примеру, в банке привыкли отталкиваться от «проводок», в то время как компания «ЦФТ» основными сущностями считает «документ» и «фактическую операцию». Положение спас выделенный компанией «гуру миграции», который провел несколько дней с программистами банка. Ярослав Медокс считает такое внимание к деталям вполне оправданным, поскольку компания понимает, что систему будет обслуживать именно она, и хочет максимально сократить риски.

В итоге Мираф-Банк перевел на полный аутсорсинг в «ЦФТ» не только АБС, но и процессинг карт международных платежных систем, подключившись к ПЦ «КардСтандарт», и интернет-банк, начав переход на Faktura.ru. Ярослав Медокс не скрывает, что в ходе эксплуатации системы «ЦФT-Банк» на аутсорсинге, конечно, у банка возникает множество вопросов, и рецепт предотвращения сложных ситуаций, по его мнению, один: как можно больше заниматься постановкой задач вендору. При этом он отмечает, что количество обращений банка в службу поддержки «ЦФТ» неуклонно снижается, а вот количество решенных задач растет, и у банка сомнений в правильности выбора решения нет.

СПРАВКА Б.О

ЗАО КБ «Мираф-Банк» основан в 1993 году в Омске. В систему страхования вкладов вступил в октябре 2004 года.

Мираф-Банк — средний по основным показателям деятельности финансовый институт, располагает сетью из 13 офисов продаж, включая филиалы в Тольятти Самарской области, Москве и Санкт-Петербурге. Штат банка составляет около 300 сотрудников.

Банк развивает как розничный, так и корпоративный бизнес. Клиентам — юридическим лицам предлагается стандартный набор банковских продуктов и услуг, включая кредитование, расчетно-кассовое обслуживание, факторинг (в партнерстве с Национальной факторинговой компанией), лизинг (в партнерстве с лизинговой компанией «Сибинвест»), банковские гарантии и зарплатные проекты. Банк кредитует в основном торговые, производственные предприятия и организации из сферы услуг. Частным клиентам предлагаются вклады, ипотечные, авто- и потребительские кредиты, банковские карты MasterCard, денежные переводы.

Согласно данным отчетности по РСБУ, по итогам 2013 года банк получил 16,4 млн рублей чистой прибыли (в 2012 году аналогичный показатель составил 16,9 млн).

По данным «Банки.ру» в апреле 2014 года Мираф-Банк находился на 466 месте в рейтинге по размеру активов.

Реклама






Новости Новости Релизы