Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Петр Марголис (CUSTIS): Управление правами доступа должно быть централизованным и гибким
25.07.2016 Интервью

Петр Марголис (CUSTIS): Управление правами доступа должно быть централизованным и гибким

Главное в информационной безопасности банка — баланс между надежной защитой конфиденциальных данных, с одной стороны, и гибкой, оперативной реакцией на задачи бизнеса — с другой. О том, как обеспечить этот баланс в части разграничения прав доступа пользователей, «Б.О» рассказал Петр Марголис, архитектор решений группы компаний CUSTIS


— В банковской сфере вопросы информационной безопасности приоритетны. Какое место среди них занимает управление правами доступа?

— Исследования показывают, что львиная доля всех утечек информации в банках происходит именно из-за внутренних нарушителей и не сопровождается внешними атаками1. Это же касается и различных схем мошенничества. Поэтому важность эффективного управления правами доступа внутри финансовой организации сложно переоценить. Однако, в отличие от других областей информационной безопасности, которые сегодня активно развиваются, в области управления правами мы наблюдаем стагнацию. Безусловно, и в этом сегменте есть предложения (например, системы класса Identity Management — IdM), но практически повсеместно управление правами базируется на ролевой модели, которая получила вполне заслуженное распространение в начале 90-х годов, но во многом уже не отвечает современным вызовам.

— В чем заключается сложность распределения и контроля прав доступа сотрудников к информационным ресурсам банка?

— Система распределения прав должна предоставлять каждому сотруднику именно тот набор привилегий в IT-системах, который ему необходим в текущий момент для выполнения своих служебных обязанностей. Как принцип это звучит просто, однако наличие такой системы в масштабах крупного банка — большая редкость.

Сложностей немало. Во-первых, количество пользователей IT-систем может исчисляться тысячами, количество самих систем — десятками. При этом каждая система предоставляет до нескольких сотен элементарных привилегий, которые можно выдать тому или иному сотруднику. При таком многообразии комбинаций даже единожды спроектировать распределение прав доступа — весьма нетривиальная задача, а ведь нужно еще поддерживать их в актуальном состоянии, проводить аудит, оперативно реагировать на преобразования в организационной и функциональной структурах бизнеса, поддерживать изменения в самом IT-ландшафте.

Обычно для удобства управления элементарные привилегии объединяют в группы, а пользователей — в роли, соответствующие их должностным позициям. Это и есть суть ролевой модели доступа. Однако, например, операционист в филиале должен иметь доступ к данным только своего филиала, поэтому приходится создавать отдельную роль «операционист филиала N» для каждого филиала. Это лишь один пример, но из-за подобных факторов со временем происходит так называемый комбинаторный взрыв количества ролей (role explosion). Иногда для уменьшения числа ролей приходится их укрупнять, давая тем самым сотрудникам «лишний» доступ к данным и функциям IT-систем.

Есть также проблема централизации управления правами доступа, и системы IdM призваны решать прежде всего именно ее, однако заложенная в них ролевая модель зачастую оказывается менее гибкой, чем возможности разделения прав доступа внутри каждой из IT-систем.

— Как подход CUSTIS к управлению правами доступа позволяет решить эти проблемы?

— В основе нашего решения лежит атрибутная модель Attribute-Based Access Control (ABAC). Если в ролевой модели доступ пользователя к тому или иному информационному ресурсу определяется наличием у него конкретной роли, то в атрибутной модели у каждого пользователя и информационного ресурса есть набор признаков (атрибутов), а права доступа настраиваются в виде правил, в которых указываются ресурс, возможное действие над ним и некоторое логическое выражение с использованием их атрибутов. В результате в этой модели можно достаточно лаконично записывать весьма нетривиальные и гибкие правила доступа, например: «Сотрудник бухгалтерии филиала, проработавший в компании более трех месяцев, имеет доступ к формированию отчета о прибыли и убытках по своему филиалу в период отпуска своего руководителя».

Важно, что это правило будет вычислено динамически, то есть в момент, когда пользователь попытается сформировать указанный отчет, и, когда отпуск руководителя закончится, отчета он не увидит. Кроме того, атрибутный подход позволяет избежать проблемы комбинаторного взрыва количества ролей, а проектирование настроек прав доступа существенно упрощается. Количество правил обычно оказывается значительно меньше, чем количество ролей, и, как следствие, система становится более управляемой.

— Но атрибутная модель давно известна на рынке. Чем компания дополнила этот подход?

— Безусловно, атрибутная модель придумана не вчера. Так, консорциум OASIS с 2003 года поддерживает и развивает основанный на ней стандарт XACML 3.0. Наше решение использует форматы описания правил и основные элементы архитектуры, заданные этим стандартом, мы также применяем ряд Open Source библиотек и наработок, реализующих XACML. Все это позволяет нам задействовать огромный опыт, накопленный сообществом за последние годы.

Однако идея внедрения централизованного решения на основе ABAC на практике упирается в серьезную проблему: все существующие IT-системы должны быть доработаны, чтобы запрашивать доступ через сервис ABAC. В ситуации большинства банков, в IT-ландшафте которых обычно есть как вендорские, так и уникальные IT-системы разных поколений, эта задача становится практически невыполнимой. Поэтому в решении CUSTIS помимо стандартного подхода Attribute-Based Access Control предусмотрен гибридный режим работы, в котором правила, заданные в атрибутной модели, трансформируются в локальные настройки прав доступа IT-систем, в том числе при необходимости в ролевую модель. В этой гибкости гибридной системы и заключается существенное преимущество нашего решения.

— Как происходит процесс внедрения в IT-ландшафт и систему безопасности банка?

— Заказчик может использовать наше решение либо в качестве централизованного сервиса авторизации, либо как систему управления существующими настройками прав доступа. В первом случае можно получить все обозначенные выше преимущества атрибутного подхода, во втором придется частично пожертвовать гибкостью настроек, но внедрение пройдет существенно проще и быстрее. Возможна также комбинация этих подходов, при которой часть IT-систем работает по первому принципу, а другая часть — по второму.

— Каким финансовым организациям в первую очередь будет интересна предложенная CUSTIS модель управления правами доступа?

— Предлагаемая нами система универсальна, она может быть использована практически в любых компаниях. Но есть определенные характеристики организаций, в которых внедрение нашего решения способно существенно повысить качество управления правами доступа. Речь идет о компаниях с большим количеством пользователей (сотнями или тысячами) с разнородными служебными обязанностями, в которых используется множество IT-систем и существуют сквозные процессы, «протекающие» через несколько систем, а также об организациях с высокой динамикой изменений в организационной структуре и IT-ландшафте и высокой ценой последствий реализации риска утечки информации.

Можно с уверенностью сказать, что сегодня все средние и крупные финансовые организации соответствуют этому профилю.


1. Исследование InfoWatch «Утечки данных. Банки. Мир, Россия», июнь 2016 года.

Реклама






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной
Риски на высоких оборотах FINLEGAL Риски на высоких оборотах

«Б.О» провел конференцию FinLEGAL 2024: Залоги. В ходе мероприятия разгорелись дискуссии по процедурам и методам, которые, казалось бы, отработаны и уже не вызывают сомнений на рынке


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ