Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Платежи, вдохновленные клиентом
10.10.2022 FinCorpFinTechАналитика

Платежи, вдохновленные клиентом

Как развивать платежный бизнес в условиях неопределенности? На какие технологии делать ставку? Какие сложные межотраслевые аспекты учитывать? Для поиска ответа на эти и другие вопросы собрался «антикризисный штаб платежной отрасли» на Форуме FuturePay_22


Открывая уже второй форум журнала «Банковское обозрение», посвященный будущему платежей, генеральный директор издания Дмитрий Равкин назвал три больших вызова или тренда, которые, по его мнению, будут влиять на будущее платежного рынка. Это геополитическая ситуация в сфере трансграничных платежей, углубление цифровизации платежной сферы и изменение практики применения расчетно-платежных инструментов с применением криптоплатежей, то есть насколько криптовалюты будут влиять на обороты и расчеты традиционными фиатными деньгами.

Платежный опыт клиента как драйвер роста

Уход с российского рынка ряда известных зарубежных торговых марок вынудил их приверженцев перебраться в интернет-магазины и маркетплейсы. Как следствие по итогам 2022 года рынок платежей вырастет на 30%, ожидает Николай Петелин, модератор первого блока форума.

Николай Петелин («Росбанк»). Фото: «Б.О» / Елена Сычева

Между тем, по статистике, 20% посетителей онлайн-магазинов отказываются от выбранных товаров из-за неудобства оформления заказов и еще 18% клиентов не хотят оставлять на сайтах свои платежные данные. Для повышения конверсии необходимо совершенствовать систему приема платежей, которая должна стать максимально бесшовной считает Дарья Ишимова, директор по маркетингу сервиса Yandex Pay.

По ее словам, кнопка Yandex Pay уже есть на десятках тысяч сайтов Рунета. Нажав на нее, пользователь может выбрать для оплаты любую из своих сохраненных в сервисах «Яндекс Карты», при этом ее данные предприятие онлайн-торговли получит в зашифрованном виде и не сможет сохранить у себя. Хранение всех карт клиентов находится в зоне ответственности компании «Яндекс».

Дарья Ишимова (Yandex Pay). Фото: «Б.О» / Елена Сычева

Другой российский платежный сервис — СБПэй (к слову, почти ровесник Yandex Pay) — готов к использованию в офлайне, но применим и для оплаты покупок в интернет-магазинах. Однако, несмотря на поддержку со стороны Банка России, проникновение этого сервиса мобильных платежей растет не очень быстро. Причин тому две. Первая — недостаточная мотивация торгово-сервисных предприятий (ТСП), чтобы они развернули у себя платежную инфраструктуру, вторая — отсутствие энтузиазма в отношении нового бесконтактного платежного средства со стороны банков.

«СБПэй — новый сервис, с ним надо разобраться, его нужно полюбить и предлагать своим пользователям», — констатировал Виталий Копысов, директор по инновациям банка «Синара». Вследствие участия Банка России в развитии платежей в рамках CБПэй кредитно-финансовым организациям рано или поздно придется это сделать. По крайней мере, уже сейчас выплаты государства гражданам (G2C) осуществляются посредством этого сервиса.

Вместе с тем, несмотря на дешевизну приема оплаты через СБПэй для ТСП, этот инновационный инструмент еще слишком «сырой», для того чтобы заменить собой банковские карты. Руслан Новиков, начальник управления «Платежи» ВТБ, считает, что для кредитных организаций это означало бы уход от «пластика», единого для всех банков, в ДБО, которое у банков разное. Как результат пока у СБПэй около 450 тыс. клиентов из числа ТСП, 50 тыс. из них активные, отметил эксперт, а конверсия составляет 70%. «Тренды в использовании этого сервиса платежей будут задавать мерчанты, регулятор и жалобы», — заключил Руслан Новиков.

Руслан Новиков (ВТБ). Фото: «Б.О» / Елена Сычева

Похожую точку зрения высказал и Евгений Гладилин, директор департамента цифрового бизнеса и программ лояльности НОВИКОМБАНКА: «Удобство пользования СБПэй пока оставляет желать лучшего».

Евгений Гладилин (Новикомбанк). Фото: «Б.О» / Елена Сычева

Подводя черту под дискуссией, сомодератор сессии Данил Поминов признал, что золотой век digital приходился на 2018-2019 годы и закончился с приходом пандемии коронавируса.

Сейчас пришло время новых бизнес-моделей платежных сервисов, подобных Yandex Pay, в основе которых лежат UX-менеджмент и глубинное понимание нужд клиента.

Переводы в зарубежье, дальнее и ближнее

В условиях, когда выпущенными в России картами МПС, как реальными, так и виртуальными, жители России за ее пределами расплачиваться больше не могут, а платежный ареал карты «МИР» все больше сжимается, тема трансграничных переводов приобретает новое звучание.

На сегодняшний день в России есть семь механизмов таких платежей: корреспондентские отношения плюс альтернативные способы передачи финансовых сообщений, СБП, платежная система «МИР», цифровые валюты, криптовалюта, хавала и карточный туризм, констатировал Александр Калякин, директор управления стратегического анализа и разработки стратегии департамента стратегического развития Россельхозбанка.

Александр Калякин (Россельхозбанк). Фото: «Б.О» / Елена Сычева

По его словам, свои системы быстрых платежей действуют в 70% стран мира, большинство из них носит внутристрановой характер, однако уже есть удачный пример интеграции двух СБП — Таиланда и Сингапура. Для большинства стран цифровые валюты — это пока область исследований и экспериментов.

Но в 11 странах, самой большой из которых является Китай, цифровая валюта уже используется как новая форма денег, еще в 14 странах она пилотируется. И, как ни странно, уже есть опыт трансграничных платежей в цифровой валюте — между Таиландом и Гонконгом.

Своим появлением цифровые валюты обязаны криптовалютам, поскольку возникли как реакция центробанков разных стран на деятельность криптобирж и их участников. В ряде стран, включая Россию, использование криптовалют запрещено, но кое-где в мире есть магазины, в которых можно расплатиться «криптой».

P2P- и P2B-переводы физических лиц — это 8% всего объема трансграничных платежей в России, а он, по данным Алексея Хранилова, начальника управления «Переводы» ВТБ, составляет 43 млрд долларов. Их четвертая часть приходится на дальнее зарубежье, остальные 75% — это переводы в Беларусь, Казахстан, Азербайджан, Армению и некоторые другие бывшие республики СССР. Именно в эти страны в обход SWIFT запустил трансграничные переводы ВТБ, о чем объявил этим летом на ПМЭФ. Позднее к ним добавились Вьетнам и Китай.

Алексей Хранилов (ВТБ). Фото: «Б.О» / Елена Сычева

Переводятся средства в национальных валютах, лимит — 1 млн долларов, комиссия — 1%, срок зачисления — один день. Как отметил Алексей Хранилов, на разработанной в ВТБ платформе выстраивание отношений по трансграничным платежам между двумя хостами в разных странах занимает шесть — восемь месяцев. Инвестиции в эту внутреннюю разработку, которая заняла полтора года, эксперт оценил в 250 млн рублей.

О подходах к регулированию технологий…

… шла речь на сессии, жанр которой ее модератор Алма Обаева, председатель правления НПС, обозначила как свободная дискуссия. В продолжение темы трансграничных переводов она отметила, что карточный туризм возник из-за того, что Банк России и Евразийский банк развития за пять лет не смогли договориться о порядке дистанционной идентификации граждан ЕАЭС, необходимой для дистанционного открытия банковских счетов.

Алма Обаева (НПС). Фото: «Б.О» / Елена Сычева

По ее мнению, эту задачу можно было бы решить за счет открытия банками стран ближнего зарубежья филиалов на территории России. В этом ее поддержал вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков, считающий, что банки среднего размера из соседних с нами стран могли бы выйти на наш финансовый рынок и отстроить эти отношения. По его словам, для этой цели может использоваться и ЕБС, в которой на сегодняшний день насчитывается около 240 тыс. записей, и такие небанковские игроки, как «Яндекс», который недавно вышел на рынок идентификации клиентов.

Кирилл Кузьмин, руководитель направления открытых API Ассоциации ФинТех, отметил, что технологии и регулирование — это взаимосвязанные вещи. И в этом смысле Open API как фундамент для Open Banking, для Open Finance создает новые возможности организации платежей для небанковских поставщиков платежных услуг (НППУ), не требующие приобретения банка для осуществления такой функции.

Кирилл Кузьмин (АФТ) и Алексей Войлуков (АБР). Фото: «Б.О» / Елена Сычева

Биометрия — надежный идентификатор?

Поддержка разных способов идентификации клиентов после ухода международных платежных систем и сервисов с российского рынка становится для кредитно-финансовых организаций все более и более актуальной. Одним из таких способов, в распространении которого напрямую заинтересован регулятор, является идентификация с помощью Единой биометрической системы.

Эта цифровая платформа эксплуатируется в России уже четвертый год, однако темпы подключения к ней новых пользователей не назовешь быстрыми. На сегодняшний день в ЕБС есть данные только 240 тыс. граждан РФ. Понятно, что для такой страны это не очень много.

Вместе с тем, по мнению Вадима Изотова, старшего вице-президента ВТБ, биометрия — это будущее, которое намного ближе к нам, чем мы думаем. Большой вклад в подготовку россиян к использованию биометрических данных при проведении платежа внесли зарубежные компании — крупные производители смартфонов. А уход с российского рынка международных платежных систем стал дополнительным драйвером роста проникновения этой технологии оплаты.

Вадим Изотов (ВТБ). Фото: «Б.О» / Елена Сычева

С ним согласился и независимый эксперт Андрей Чирков, который констатировал: «Совершать платежи вне привязки к “пластику” — это насущная потребность, нужда».

Андрей Чирков (Независимый эксперт). Фото: «Б.О» / Елена Сычева

ВТБ в качестве банка-эквайера с осени 2019 года участвует в проекте внедрения биометрической идентификации в московском метрополитене — Face Pay. При этом банк, как заметил Вадим Изотов, берет на себя все проблемы, связанные с ошибками в списании платежей из-за ошибок в распознавании биометрических данных. Не называя количество пользователей системы, Вадим Изотов отметил, что в 2022 году этот показатель демонстрирует очень хорошую динамику. (Согласно заявлениям руководителя департамента транспорта Москвы Максима Ликсутова, в мае этого года с помощью Face Pay поездки на метро оплачивали 82 тыс. человек.)

И если Андрей Чирков считает, что ни одна биометрическая система не обеспечивает 100%-ную идентификацию, то Вадим Изотов считает иначе:

Биометрия — прекрасный идентификатор, особенно в том случае, когда для подтверждения соответствия нужно задействовать третий фактор

По мнению эксперта, продвигать дальнейшее внедрение Единой биометрической системы в жизнь должно государство, ведь ЕБС — это государственная система. «Мы с вами все сдадим свою биометрию в процессе получения различных документов», — констатировал он.

Цифровизация углубляется

Введение в обращение на территории России цифровой валюты, с одной стороны, это следствие нарастающих процессов трансформации в сфере платежей, а с другой — требование времени, продиктованное, ухудшением геополитической ситуации.

В документе, утвержденном по результатам стратегической сессии по направлению «Развитие отечественной финансовой системы», перед Минфином совместно с Банком России, Росфинмониторингом, ФНС и ФСБ поставлена задача к 19 декабря выработать согласованную позицию по проектам федеральных законов, регулирующих выпуск, организацию выпуска и обращения цифровой валюты на территории России в части регулирования майнинга, а также использования цифровых валют в международных расчетах. Еще один блок поручений председателя правительства Михаила Мишустина посвящен развитию цифровых финансовых активов. В частности, Минфину при участии Банка России поручается до 1 декабря представить согласованные предложения по развитию в России рынка цифровых финансовых активов, включая использование децентрализованных технологий.

Банк России последовательно готовится к запуску платформы цифрового рубля. В ее тестировании участвовали 15 банков: семь из них протестировали полный цикл интеграции с платформой, еще шесть банков проверили в действии мобильные приложения для пользователей. Такие данные привела Дарья Петрова, аналитик Ассоциации ФинТех. По ее словам, с апреля 2023 года регулятор планирует перевести обращение цифрового рубля в «боевой режим» для ограниченного круга клиентов.

В одном русле с Банком России следуют и центральные банки других стран. Около 100 из них изучают возможность введения в обращение цифровой валюты, в 10 странах цифровая валюта уже используется. При этом, как отметил Александр Нам, управляющий директор, директор лаборатории блокчейн Сбера, вводя третью, цифровую форму денег, каждый Центробанк преследует свою цель. Кто-то рассчитывает с ее помощью повысить уровень проникновения финансовых услуг, кто-то планирует свести к минимуму обращение доллара. При этом, поскольку цифровая валюта выпускается для решения внутренних задач, остается проблема совместимости разных национальных платформ.

Александр Нам (Сбер). Фото: «Б.О» / Елена Сычева

Как отметил Сергей Рябов, директор по развитию бизнеса компании «Мастерчейн», в отличие от цифровой валюты цифровой финансовый актив — это не платежный инструмент, а инвестиционный. При условии их соответствия требованиям действующего законодательства (определенных Федеральным законом № 259-ФЗ от 31 июня 2020 года) это цифровые аналоги акций и облигаций. В отличие от криптовалют в ЦФА всегда есть юридическое лицо, которому можно предъявить претензии, добавил Роман Прохоров, председатель правления Ассоциации финансовых инноваций.

Практика выпуска цифровых ценных бумаг в России началась летом этого года, когда компания «Сбербанк Факторинг» провела первую сделку по выпуску цифровых финансовых активов.

Что нужно от банков самозанятым?

Количество плательщиков налога на профессиональный доход, или самозанятых, с 2019 года постоянно растет. Так, по информации с сайта Сергея Собянина, в столице зарегистрировано более 1 млн самозанятых. А в целом по России в 2021 году самозанятые заработали 800 млрд рублей, такие данные привела Надежда Панчурина, руководитель кластера малого бизнеса МТС Банка. Партнерами Федеральной налоговой службы по работе с этой категорией граждан выступают 29 кредитно-финансовых организаций.

Надежда Панчурина (МТС Банк). Фото: «Б.О» / Елена Сычева

МТС Банк делит самозанятых на две группы. К первой относятся так называемые синие воротнички, перешедшие на льготный налоговый режим по инициативе работодателя. Вторую составляют начинающие предприниматели, заинтересованные не только в получении электронных чеков и уплате налога, но и в разнообразных сервисах. По словам Надежды Панчуриной, это более доходная для банка группа самозанятых. Источником дохода для кредитно-финансовых организаций чаще всего выступают платежи в адрес плательщиков налога на профессиональный доход. Что касается дополнительных сервисов, то в МТС Банке есть интернет-эквайринг для клиентов этой категории.

С тем, что статус самозанятого для многих наших соотечественников является первым шагом к собственному бизнесу, согласен и Михаил Веселов, руководитель направления по управлению развитием сегмента самозанятых ВТБ. Он отметил, что этой категорией клиентов востребованы как банковские, так и небанковские сервисы. Для них ВТБ в личном кабинете предлагает ипотеку и кредит.

Михаил Веселов (ВТБ). Фото: «Б.О» / Елена Сычева

Осенью прошлого года Банк России объявил о том, что у самозанятых появилась возможность использовать для получения платежей СБП: по QR-кодам или по ссылкам, сгенерированным для клиентов, а также по подписке.

Как отметил Михаил Попов, основатель и CEO виртуального банка TalkBank.io, в конкуренции за самозанятых выигрывают те кредитно-финансовые организации, которые последовательно развивают функционал. А сервисы, предлагаемые ФНС, покрывают далеко не все интересные для самозанятых сценарии. Помимо регистрации и учета плательщиками налога на профессиональный доход сегодня востребованы сервис платежей по реквизитам, аналитика.

Данил Поминов напомнил еще одну опережающую технологию, потенциально полезную для самозанятых, — голосовых помощников, которые уже предлагаются некоторыми банками для проведения платежей.

С одной стороны, в перспективе количество самозанятых будет расти, их потребности в платежных сервисах и дополнительных услугах — тоже. С другой стороны, компаниям будет по-прежнему интересно работать с командами специалистов, которые формально не являются частью их штата. Так что ценность клиентов этой категории для банков будет повышаться, и это надо иметь в виду при формировании стратегии.

Ориентиры в туманном будущем

На что еще можно опереться кредитно-финансовым организациям, в очередной раз оказавшимся в зоне турбулентности? Однозначного ответа нет, считает Татьяна Глазачева, CEO компании CloudPayments. По опыту обслуживания около 15 тыс. торгово-сервисных предприятий она отметила изменения, произошедшие в потреблении. Так, рост показывают такие направления, как авиаперевозки и путешествия, а также спортивный инвентарь и консультации психологов. Падение — ретейл, информационный бизнес и развлечения. Это должны иметь в виду игроки платежного рынка, выстраивая планы на будущее. К тому же сейчас всем им придется решать инфраструктурные вопросы, думать об импортозамещении софта и «железа».

Татьяна Глазачева (CloudPayments). Фото: «Б.О» / Елена Сычева

При этом нужно стараться не упускать из виду спрос массового потребителя на легкие и быстрые платежные сервисы. Те компании, которые их имеют, на фоне ухода зарубежных игроков смогли кратно увеличить свою долю на рынке.

В качестве примера эксперт привела Yandex.Pay, у которого эта доля выросла с 5-6 до 25%.

В непростых условиях полезными могут оказаться и партнерства с участниками смежных рынков, в результате которых могут появляться инновационные решения. Примером может служить сервис «Смарт паркинг», позволяющий московским автомобилистам платить за парковку в автоматическом режиме. По словам Ильи Горячева, руководителя направления инновационных финансовых сервисов компании Tele2, в основе этого проекта лежит синергия финтеха, банковских сервисов, технологий M2M и искусственного интеллекта, которая обеспечивает упрощение клиентского пути, и потому выгодна всем участникам и пользователям.

Илья Горячев (Tele2). Фото: «Б.О» / Елена Сычева

Требование настоящего момента для выстраивания оптимального клиентского пути — быстрая разработка, считает Елена Грибок, директор департамента развития банковских сервисов и специальных проектов МКБ. По ее мнению, только в этом случае можно получить платежные решения, актуальные для пользователей. Так что в условиях неопределенности стратегия банка — фокус на тех направлениях, продвигаться в которых можно быстро: обеспечить юридическим лицам бесперебойные способы оплаты для обслуживания их клиентов, а своим клиентам предлагать новые каналы для обслуживания физлиц.

Елена Грибок (МКБ). Фото: «Б.О» / Елена Сычева

***

Несмотря на высокую степень неопределенности, санкции со стороны недружественных стран и курс регулятора на дальнейшую цифровизацию платежной сферы, многие игроки этого рынка сохраняют устойчивость. В этом им помогает постоянное развитие функционала своих сервисов, который задают их клиенты.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Дарья Ишимова, директор по маркетингу Yandex Pay Дарья Ишимова, директор по маркетингу Yandex Pay

После объявления, что сервисы Apple Pay, Google Pay и частично Samsung Pay перестанут работать в России, мы увидели многократный рост интереса россиян к отечественным платежным сервисам, в частности к сервису Yandex Pay.

На нас обрушился шквал запросов: как подключить сервис, как и где им можно пользоваться? Пик этой волны органического роста заинтересованности пользователей продержался два-три месяца. Люди искали, чем заменить ставший привычным сервис Apple Pay, и с грустью узнавали, что его бесшовная замена возможна далеко не во всех пользовательских сценариях.

Вместе с тем прекращение работы иностранных платежных сервисов в России положительно сказалось на бизнесе всех отечественных поставщиков подобных решений — способствовало его кратному росту. Выросли мы, SberPay, Mir Pay и некоторые другие, потому что люди попробовали все сервисы платежей, доступные на рынке, стараясь отечественными сервисами заменить «не наши».

Поскольку Yandex Pay — молодой сервис, трудно отделить наш естественный рост за счет расширения присутствия на онлайн-площадках и появления в новых интернет-магазинах, на маркетплейсах, сайтах авиакомпаний за счет развития сотрудничества с банками от роста, связанного с тем, что люди заменили нами Apple Pay или Google Pay.

Кстати, кое в чем для пользователей Yandex Pay удобнее платежных сервисов глобальных поставщиков. В отличие от них наш сервис не привязан к одной операционной системе, пользоваться им можно как с устройства под управлением iOS, так и с Android-планшета или смартфона. С его помощью можно оплачивать покупки и в ряде мобильных приложений. Также важно, что мы не привязаны ни к какому конкретному банку-эмитенту, чем выделяемся из круга российских коллег. При этом мы работаем с картами любых российских банков всех платежных систем.

Что дальше? Мы хотим распространить сценарий нашего платежа, дешевого для онлайн-площадок и удобного для их посетителей, на большее количество плоскостей — на мобильные приложения и сайты интернет-магазинов и розничных сетей, как уже сделали на сайтах поставщиков коммунальных ресурсов, например таких, как «Мосэнергосбыт».

Наша цель — сделать так, чтобы куда бы ни зашел человек, у него всегда была возможность воспользоваться нашим платежным сервисом. Так что мы планируем вывести Yandex Pay в офлайн. Детали раскрывать не могу, скажу только, что мы продолжаем прорабатывать этот сценарий.


Презентации спикеров

Александр Калякин. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМОВ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Алексей Хранилов. Переводы за рубеж в условиях санкций

Дарья Ишимова. Yandex Pay

Руслан Новиков. Карты vs СБП С2В


Партнеры






Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ