Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Ключевые макроэкономические показатели России, такие как ВВП, показатели промышленного производства, потребительский спрос, выходят на допандемийный уровень. Банковский сектор вносит существенный вклад в восстановление экономики — преимущественно через механизмы кредитования
За прошедшие два года банки проявили необходимую адаптивность, сумев не только оперативно перестроить свои бизнес-модели и выстроить новые каналы продвижения банковских продуктов, но и проявить высокий уровень клиентоориентированности, поддержав тем самым как население, так и поставщиков товаров и услуг.
Лидирующие позиции в обострившейся конкурентной борьбе займут финансовые институты, максимально быстро реагирующие на потребности клиентов и вызовы рынка. Это уверенно демонстрируют банки, которые в качестве основной стратегии выбрали цифровую трансформацию. Неизбежность цифровой трансформации подчеркнула на XVIII Международном банковском форуме председатель Банка России Эльвира Набиуллина, которая призвала банки инвестировать прибыль в «инновации, собственную трансформацию, подкрепляя свои будущие бизнес-модели».
Мировым трендом в цифровизации является развитие экосистем, поскольку именно экосистемный подход позволяет наиболее эффективно привлекать и удерживать клиентов, максимально удовлетворяя их потребности. В отличие от мировой практики в развитии российских экосистем преобладающую роль играет финансовый сектор, а не технологические компании. Российские банки всегда были в авангарде применения новейших технологий, что в первую очередь обусловлено высоким уровнем конкуренции в финансовом секторе и необходимостью поиска наиболее эффективных решений. Сегодня мы видим, что наиболее прогрессивные банки все чаще позиционируют себя как IT-компании, формируя свои экосистемы для продвижения как классических банковских продуктов, так и широкого ряда всевозможных небанковских сервисов и услуг.
Другой тренд, стремительно набирающий популярность, — интегрирование банковских организаций в экосистемы маркетплейсов и технологических компаний, что существенно повышает операционную эффективность, как банков, так и экосистем.
Ситуация, складывающаяся на финансовом рынке, заставляет его участников быть проактивными, на несколько шагов опережая действия конкурентов и предвидя новые потребности клиентов. Определяющим фактором в конкурентной борьбе остается показатель time to market: если банк не может быстро отреагировать на потребности рынка, то скорее всего его место займет другой игрок. Именно цифровизация стала естественной реакцией банков на необходимость формирования новых бизнес-моделей, основанных на современных реалиях.
Непреодолимым препятствием для эффективного развития банков являются ограничения со стороны собственной IT-архитектуры.
Путь цифровой трансформации поставил российские банки перед серьезной проблемой: как обеспечить максимальную цифровизацию бизнес-процессов, опираясь на устаревшую IT-архитектуру, представляющую собой «зоопарк» архаичных IT-систем?
Действительно, конкурентная борьба заставляет банки оперативно проводить цифровую трансформацию ряда специфических для банка бизнес-процессов: прибегать к микросервисной архитектуре, внедрять технологии ИИ, использовать RPA-решения, оставляя в качестве базиса устаревшие коробочные IT-решения. В результате в большинстве российских банков, независимо от размера активов, накопился ряд проблем, позволяющих охарактеризовать их IT-архитектуру как «колосс на глиняных ногах». И если в недалеком прошлом можно было говорить о «зоопарке» IT-систем, то сегодня это скорее «склад забытых вещей» — разрозненных архаичных IT-решений без должной документации и технической поддержки. В такой ситуации малейший стресс-фактор приводит к реализации многомиллионных операционных рисков, несущих репутационные и финансовые потери.
Существенной проблемой, о которой говорят представители и банковского сообщества, и IT-индустрии, является дефицит квалифицированных IT-специалистов.
К сожалению, обозначенные проблемы не решаются системно: нехватку квалифицированных кадров пытаются компенсировать раздуванием штата IT-подразделений и увеличением фонда оплаты труда; цифровая трансформация банковских сервисов проводится экстенсивными, малоэффективными методами — внедрением дополнительных модулей на базе устаревших коробочных решений; проблемы с быстродействием безуспешно пытаются решить закупкой дорогостоящих серверов и хранилищ данных (СХД) или дроблением инсталляций систем.
Практика показывает, что доработки коробочных решений традиционных АБС для соответствия современным требованиям лишь усложняют и удорожают процессы изменений под рыночные и регуляторные условия, а не обеспечивают достижения ключевого критерия эффективности — минимального time to market. Стоимость реализации таких проектов запредельно высока, несравнима с внедрением современных цифровых платформ. Причем зачастую на старом IT-ландшафте решить новые задачи в принципе невозможно.
Решение очевидно — необходим системный подход к цифровой трансформации на базе современных технологических инструментов. Одним из таких инструментов является цифровая платформа нового поколения, разработанная компанией «ФлексСофт» специально для банковского сектора — Платформа FXL.
Конкурентные преимущества платформы FXL — применение собственного интеллектуального BPM-процессора, обеспечивающего гибкость настройки финансовых продуктов и бизнес-процессов, и наличие встроенных low-code-конструкторов, которые дают банку возможность создавать уникальные продукты с помощью настроек системы без привлечения программистов-разработчиков. Все это обеспечивает достижение эффективного (минимального) показателя time to market.
Еще одно преимущество платформы FXL — ее отраслевая направленность. В отличие от «универсальных» многоотраслевых решений, существующих на рынке, платформа FXL учитывает всю специфику финансового сектора. В платформе FXL уже обеспечено наличие готовых специфических бизнес-объектов, ориентированных на банки («клиент», «договор», «счет», «транзакция» и т.д.), в нее встроены отраслевые методы работы с данными объектами («проверка клиента», «открытие/закрытие счета» и т.д.).
Кроме того, в платформе FXL реализована интеграция с внешними отраслевыми сервисами, такими как СМЭВ, СБП, ГИС ГМП, БКИ, НСПК, процессинг пластиковых карт и многими другими.
Наличие в системе готовых (преднастроенных) банковских продуктов и бизнес-процессов, таких как «Кредит», «Депозит», «Открытие счета», «Регистрация клиента», «Кредитный скоринг», «Продажа ипотеки», «Управление залогами» и многих других, в несколько раз сокращает время подготовки и вывода собственных продуктов банка на рынок.
Таким образом, платформа FXL обеспечивает банку возможность решения любой бизнес-задачи на единой технологической основе с автоматической реализацией внутренних бесшовных интеграций. Для автоматизации бэк-офиса и фронт-офиса, колл-центра, организации кредитного скоринга и продажи ипотеки не надо приобретать отдельные решения — все уже реализовано на единой платформе. Для банка это означает существенную экономию денежных средств и времени: вывод на рынок новых уникальных продуктов сводится к дням или часам, а любой новый бизнес в банке можно запустить менее чем за месяц!
Важными критериями современных IT-систем являются производительность и быстродействие. Производительность платформы FXL, в том числе и ее быстродействие, подтверждена экспертами мирового уровня при проведении независимого тестирования на сверхбольших объемах реальных данных реального банка: закрытие банковского операционного дня по счетам и договорам 144 млн клиентов осуществлено менее чем за три часа, при этом система обрабатывала 53 тыс. договоров в секунду! Платформа FXL поддерживает технологии кластеризации и масштабирования, а также технологию вычисления в памяти — in-memory.
Технологии 24×7, примененные в платформе FXL, обеспечивают установку обновлений системы в режиме нон-стоп, без технологических окон» а закрытие операционного дня происходит без блокирования пользователей и прерывания бизнеса. Надежность платформы FXL подтверждается на практике: особую гордость вызывает тот факт, что за 10 лет работы в Почта Банке, обслуживающем около 17 млн клиентов, ни разу не было зафиксировано технологических сбоев, то есть обеспечивается доступность сервисов 99,999%.
Будущее российского банкинга зависит от восприятия рынком необходимости перехода на современные высокотехнологичные отраслевые платформенные решения. Сам по себе этот переход неизбежен абсолютно для всех, но тот, кто сделает его раньше других, получит существенные конкурентные преимущества.
В этом году компании «ФлексСофт» исполнилось 30 лет. За эти годы накоплен огромный опыт, а наши сотрудники обладают уникальными компетенциями, позволяющими создавать цифровые решения нового поколения. Платформа FXL компании «ФлексСофт» дает банкам необходимую основу для успешной цифровой трансформации, решения стоящих перед ними стратегических задач и повышения эффективности их бизнеса.
Первые государственные банки располагались в бывших частных домах и даже на монастырском подворье, а первое здание, построенное специально для банка, появилось в 1783 году по Указу императрицы Екатерины II о строительстве в Санкт-Петербурге Ассигнационного банка