Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Рейтинги как замена требования к капиталу при работе с госсектором
Комитет Госдумы РФ по финансовому рынку выступил с рекомендаций правительству РФ совместно с ЦБ продолжить работу по переходу от использования требования к размеру собственных средств кредитных организаций к использованию требования о наличии кредитных рейтингов, присвоенных национальными рейтинговыми агентствами, в целях допуска кредитных организаций к работе со средствами федерального бюджета, оказанию услуг государственным корпорациям и компаниям с государственным участием.
По мнению главы комитета Анатолия Аксакова, таким образом будет обеспечен равный доступ к информации, в том числе по заказам госкорпораций, а развитие частного бизнеса, малых и средних форм на финансовом рынке будет, по крайней мере, близким к равным условиям конкуренции. Это обеспечит толчок к развитию конкуренции, повысит качество оценки компаний и банков, участвующих в конкурсах и тендерах, будет способствовать повышению их прозрачности.
Средства федерального бюджета и раньше размещались в кредитных организациях. При этом размер собственного капитала всегда выступал основным критерием для допуска банков к средствам федерального бюджета. Этот критерий выражен в абсолютных значениях и не отражает финансового состояния кредитной организации.
Кредитные рейтинги в отличие от критерия «размер капитала» являются многофакторной оценкой, построенной на выборке относительных количественных и качественных показателей, характеризующих финансовое состояние банка. Анализ этих показателей выражается в оценке вероятности дефолта банка в среднесрочной или долгосрочной перспективе. При расчете кредитного рейтинга используются показатели, характеризующие достаточность капитала. Можно сказать, что критерий, связанный с капиталом банка, учитывается при расчете кредитного рейтинга.
Данная инициатива Комитета Госдумы по финансовому рынку очень своевременна и необходима для более точной оценки финансового состояния и способности банка возвращать заемные средства населения и юридических лиц, средства госкорпораций и федерального бюджета, размещенные на депозитах и текущих счетах.
Следующим шагом может стать определение лимита на размещение средств или участие в тендере в зависимости от уровня рейтинга. Важно, что рейтинговые агентства в обязательном порядке мониторят рейтинги, что позволяет обеспечить их объективность, особенно если присвоены они хотя бы двумя рейтинговыми агентствами.
На сегодняшний день государство является одним из крупнейших заказчиков в сфере услуг и должно быть заинтересовано в расширении числа подрядчиков для повышения уровня конкуренции.
НРА давно пошла дальше, разработав и предложив рынку рейтинговые методики, не связанные с кредитоспособностью
Действительно, интерес к работе с госсектором есть не только со стороны кредитных организаций. Проблема в том, что большинство потенциальных поставщиков продуктов и услуг находятся в непубличной плоскости рынка. В такой ситуации рейтинги могут помочь наладить взаимодействие между частным бизнесом и государством, снизить временные и материальные издержки для госсектора по оценке компаний. Рейтинговая оценка может быть доступна в цифровом виде и может дать представление о роле и месте поставщика продуктов и услуг в отрасли, уровне надежности, кредитоспособности и вероятности дефолта по обязательствам.
Необходимыми рейтинговыми методиками, позволяющими оценить качество продуктов и услуг, надежность и кредитоспособность, национальные рейтинговые агентства располагают. Доработка рейтинговых методологий с учетом отраслевой специфики и компетенции в сегментах оценки позволит рейтинговым агентствам обеспечивать более глубокую экспертизу.
Между тем НРА давно пошла дальше, разработав и предложив рынку рейтинговые методики, не связанные с кредитоспособностью. Услуга пользуется спросом, и это неудивительно — объем рынка компаний со средней и малой капитализацией в России огромен. Для участия в тендере таким компаниям вполне достаточно независимой оценки качества услуг или надежности. Вместе с тем рынок публичных компаний, в основном являющихся потребителями кредитных рейтингов, ограничен, новых игроков с крупной капитализацией не появляется.
Для российского бизнеса это дополнительная проверка на стрессоустойчивость. Публичность часто становится важным конкурентным преимуществом для частного бизнеса, предприятий малых и средних форм в кредитном и других секторах экономики. Собственники дополнительно получают информацию для принятия решения о развитии бизнеса. Это возможность привести бизнес к стандартам, необходимым для работы с госсектором, повысить качество и надежность оказываемых услуг. Компании станут более организованными, унифицируют документы, подаваемые на тендер.
Немаловажно и то, что в итоге от всего этого выиграет конечный потребитель рейтинговых продуктов, который получит дополнительную возможность ознакомиться с независимыми оценками, использовать рейтинги для информационной поддержки, при принятии управленческих и финансовых решений.
Спрос на рейтинги сохраняется всегда, даже в период волатильности. Правда, происходит изменение структуры спроса под влиянием запросов потребителей. Таким образом, рейтинговый рынок отражает процессы, происходящие как в бизнесе, так и в обществе
Санкционное давление и все новые меры, которые призваны ослабить российскую экономику и создать проблемы для ее внешней торговли, на самом деле становятся катализатором глобальных структурных сдвигов: формирования альтернативных платежных, финансовых систем, перехода к цифровым расчетам и снижению роли доллара