Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Рейтинги как замена требования к капиталу при работе с госсектором
Комитет Госдумы РФ по финансовому рынку выступил с рекомендаций правительству РФ совместно с ЦБ продолжить работу по переходу от использования требования к размеру собственных средств кредитных организаций к использованию требования о наличии кредитных рейтингов, присвоенных национальными рейтинговыми агентствами, в целях допуска кредитных организаций к работе со средствами федерального бюджета, оказанию услуг государственным корпорациям и компаниям с государственным участием.
По мнению главы комитета Анатолия Аксакова, таким образом будет обеспечен равный доступ к информации, в том числе по заказам госкорпораций, а развитие частного бизнеса, малых и средних форм на финансовом рынке будет, по крайней мере, близким к равным условиям конкуренции. Это обеспечит толчок к развитию конкуренции, повысит качество оценки компаний и банков, участвующих в конкурсах и тендерах, будет способствовать повышению их прозрачности.
Средства федерального бюджета и раньше размещались в кредитных организациях. При этом размер собственного капитала всегда выступал основным критерием для допуска банков к средствам федерального бюджета. Этот критерий выражен в абсолютных значениях и не отражает финансового состояния кредитной организации.
Кредитные рейтинги в отличие от критерия «размер капитала» являются многофакторной оценкой, построенной на выборке относительных количественных и качественных показателей, характеризующих финансовое состояние банка. Анализ этих показателей выражается в оценке вероятности дефолта банка в среднесрочной или долгосрочной перспективе. При расчете кредитного рейтинга используются показатели, характеризующие достаточность капитала. Можно сказать, что критерий, связанный с капиталом банка, учитывается при расчете кредитного рейтинга.
Данная инициатива Комитета Госдумы по финансовому рынку очень своевременна и необходима для более точной оценки финансового состояния и способности банка возвращать заемные средства населения и юридических лиц, средства госкорпораций и федерального бюджета, размещенные на депозитах и текущих счетах.
Следующим шагом может стать определение лимита на размещение средств или участие в тендере в зависимости от уровня рейтинга. Важно, что рейтинговые агентства в обязательном порядке мониторят рейтинги, что позволяет обеспечить их объективность, особенно если присвоены они хотя бы двумя рейтинговыми агентствами.
На сегодняшний день государство является одним из крупнейших заказчиков в сфере услуг и должно быть заинтересовано в расширении числа подрядчиков для повышения уровня конкуренции.
НРА давно пошла дальше, разработав и предложив рынку рейтинговые методики, не связанные с кредитоспособностью
Действительно, интерес к работе с госсектором есть не только со стороны кредитных организаций. Проблема в том, что большинство потенциальных поставщиков продуктов и услуг находятся в непубличной плоскости рынка. В такой ситуации рейтинги могут помочь наладить взаимодействие между частным бизнесом и государством, снизить временные и материальные издержки для госсектора по оценке компаний. Рейтинговая оценка может быть доступна в цифровом виде и может дать представление о роле и месте поставщика продуктов и услуг в отрасли, уровне надежности, кредитоспособности и вероятности дефолта по обязательствам.
Необходимыми рейтинговыми методиками, позволяющими оценить качество продуктов и услуг, надежность и кредитоспособность, национальные рейтинговые агентства располагают. Доработка рейтинговых методологий с учетом отраслевой специфики и компетенции в сегментах оценки позволит рейтинговым агентствам обеспечивать более глубокую экспертизу.
Между тем НРА давно пошла дальше, разработав и предложив рынку рейтинговые методики, не связанные с кредитоспособностью. Услуга пользуется спросом, и это неудивительно — объем рынка компаний со средней и малой капитализацией в России огромен. Для участия в тендере таким компаниям вполне достаточно независимой оценки качества услуг или надежности. Вместе с тем рынок публичных компаний, в основном являющихся потребителями кредитных рейтингов, ограничен, новых игроков с крупной капитализацией не появляется.
Для российского бизнеса это дополнительная проверка на стрессоустойчивость. Публичность часто становится важным конкурентным преимуществом для частного бизнеса, предприятий малых и средних форм в кредитном и других секторах экономики. Собственники дополнительно получают информацию для принятия решения о развитии бизнеса. Это возможность привести бизнес к стандартам, необходимым для работы с госсектором, повысить качество и надежность оказываемых услуг. Компании станут более организованными, унифицируют документы, подаваемые на тендер.
Немаловажно и то, что в итоге от всего этого выиграет конечный потребитель рейтинговых продуктов, который получит дополнительную возможность ознакомиться с независимыми оценками, использовать рейтинги для информационной поддержки, при принятии управленческих и финансовых решений.
Спрос на рейтинги сохраняется всегда, даже в период волатильности. Правда, происходит изменение структуры спроса под влиянием запросов потребителей. Таким образом, рейтинговый рынок отражает процессы, происходящие как в бизнесе, так и в обществе
В эпоху, когда компании в значительной степени полагаются на облачные вычисления, эффективное управление затратами на облака становится одной из важнейших задач. Павел Токарев, директор по технологическим инновациям компании «Инферит Клаудмастер», раскрывает возможности подхода FinOps, основанного на гибком взаимодействии Finance (финансовое управление) и IT Operations (или DevOps). Эта практика помогает организациям оптимизировать затраты на облачные вычисления, в полной мере используя потенциал облачных сервисов
Как меняется рынок электронной коммерции, какую долю занимают сервисы СБП в онлайн-платежах и какие перспективы у BNPL, в интервью «Б.О» рассказал Алексей Киричек, руководитель департамента развития эквайринга и платежных сервисов Альфа-Банка
Почему развитие онлайн-банкинга для крупных корпораций отстает от ДБО для физлиц и МСБ и как Альфа-Банк намерен исправить это положение, в интервью «Б.О» рассказал Сергей Паршиков, руководитель департамента цифровых каналов юридических лиц Альфа-Банка
«СберСтрахование жизни» профинансировала приобретение современного оборудования для эргокомнат, которые помогают людям восстановиться после тяжелой болезни. Проект реализует фонд борьбы с инсультом ОРБИ