Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Почта Банк обнародовал результаты своей деятельности в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в 2019 году
На встрече с журналистами директор Северо-Западного макрорегиона Почта Банка Алексей Соловьев не только привел основные финансовые показатели Банка, но и поделился своим видением рыночных трендов, а также рассказал о конкурентных преимуществах Почта Банка.
За 12 месяцев 2019 года кредитный портфель Почта Банка в Петербурге и Ленинградской области увеличился на 32% по сравнению с аналогичным показателем 2018 года и составил 23,5 млрд рублей. В том числе сумма выданных кредитов наличными 19,7 млрд рублей (+31%), совокупный размер задолженности клиентов по кредитным картам — 1,3 млрд (+49%), объем POS-кредитования — 2,5 млрд рублей (+30%). По количеству выданных кредитов и совокупному портфелю Почта Банк занимает второе место на рынке POS-кредитования Петербурга и Ленинградской области. Количество средств, которые граждане хранят на счетах Почта Банка, увеличилось на 26%, совокупный портфель срочных вкладов — на 10%, итоговый годовой показатель средств на счетах клиентов — на 59%.
Клиентская база Почта Банка в регионе за год возросла на 23%, до 409 тыс. человек, более трети из которых — пенсионеры. Количество точек обслуживания достигло 686: охвачено 202 населенных пункта, из них 38 — деревни и села, где Почта Банк — единственная финансовая организация. На сегодняшний день Почта Банк установил в общей сложности 1100 банкоматов (включая банкоматы ВТБ) и оснастил отделения примерно 2 тыс. POS-терминалов.
Также в 2019 году в регионе уверенно развивалось дистанционное банковское обслуживание Почта Банка: число активных пользователей увеличилось в 3,6 раза по сравнению с началом 2018 года, объем платежей и переводов в дистанционных каналах возрос на 46%. Положительная динамика наблюдалась и в отношении кредитов по онлайн-заявкам, а также депозитов, открытых посредством ДБО.
Чистая прибыль Почта Банка в регионе по итогам 2019 года соответствует уровню 2018 года.
Почта Банк в Петербурге и Ленинградской области: главные показатели
На пресс-конференции Алексей Соловьев рассказал о трендах банковской сферы, которые оказывают заметное влияние на создание банковских продуктов и обслуживание клиентов, создавая определенные вызовы для финансовых организаций. Снижение маржинальности банковских операций заставляет банки искать способы удержания клиентов и увеличения доли на рынке. Это может быть как внедрение методов сокращения издержек, так и создание новых продуктов для разных сегментов. Соответственно происходит ужесточение конкуренции за более качественного заемщика путем создания более удобных и выгодных программ. Почта Банк в этом направлении уже накопил опыт по повышению лояльности клиентов и поддержке добросовестных заемщиков. Одна из самых популярных услуг Банка — «Гарантированная ставка» — позволяет при совершении своевременных платежей в течение минимум 12 месяцев после полного погашения долга вернуть разницу между оформленной ставкой и минимальной кредитной ставкой Банка. То есть, по сути, производятся перерасчет выплат и возврат клиенту переплаты. За 2019 год только в Петербурге и области по данной услуге Банк вернул клиентам 237 млн рублей, а в целом по стране за все время существования этого предложения — более 10 млрд рублей.
Другим трендом рынка становится эволюция программ лояльности, уход от «гонки кэшбэков» к более многофункциональным программам, с привлечением большего количества партнеров. Процесс наращивания кэшбэка по клиентским операциям практически достиг предела рентабельности, и банки начинают рассматривать другие варианты. Партнерские проекты Почта Банка включают помимо прочего сотрудничество с торговыми сетями «Пятерочка» и «Магнит» (кобрендинговые карты на базе платежной системы «МИР»). На базе Visa разработана карта «Марки», а на базе Mastercard — «Вездедоход». Недавно ВТБ и Почта Банк первые на рынке объединили свои программы лояльности, и с 1 февраля клиентам обоих банков стала доступна объединенная программа лояльности «Мультибонус». Она позволяет пользоваться выгодными предложениями обоих банков.
Почта Банк также предлагает виртуальную карту, которая выпускается моментально и удобна для безопасных покупок в Интернете и онлайн-платежей.
Наконец, Почта Банк поддерживает крупнейшую социальную инициативу по восстановлению лесов России «Подари лес другу!». Это первый российский проект в цифровизации направления, связанного с посадкой деревьев. Его цель — восстановление зеленых насаждений на территории особо охраняемых природных территорий страны. Любой желающий может посадить дерево через онлайн-платформу, а клиенты Банка могут поддержать восстановление лесов с помощью специальной карты «Зеленый мир» (может быть как дебетовой, так и кредитной).
Банк с масштабной региональной сетью
«Одна из наших задач — стать лучшим цифровым банком страны с самым большим физическим покрытием. Как вы помните, Почта Банк был создан только в апреле 2016 года, но уже к концу 2019-го мы практически завершили формирование сети обслуживания клиентов на базе существующих отделений Почты России. Наше преимущество в том, что мы можем открываться даже в самых дальних населенных пунктах», — прокомментировал Алексей Соловьев.
Развитие партнерских экосистем — еще один тренд на банковском рынке. Алексей Соловьев отметил, что такое быстрое развертывание сети произошло не только потому, что Почта Банк изначально обладал системой потенциальных точек присутствия в виде отделений почтовой связи. Большую роль сыграла схема агентского канала взаимодействия с Почтой России. Банковское обслуживание в конкретной точке может вести либо сотрудник Банка, либо прошедший обучение сотрудник почты, который является агентом Почта Банка. Последний формат наиболее интересен Банку сегодня: за 2019 год в Петербурге и области количество агентов Почта Банка выросло в 1,5 раза. Подчеркивается высокая мотивированность в этом и самих сотрудников почты: вознаграждение агенту в 2019 году могло превышать 50 тыс. рублей — хороший дополнительный доход для работника.
Повышению доступности банковских услуг в удаленных уголках региона способствуют реализация Почта Банком «дорожной карты», утвержденной совместно с правительском Ленинградской области, а также расширение агентского канала взаимодействия с Почтой России.
За 2019 год только в Петербурге и области по услуге «Гарантированная ставка» Банк вернул клиентам 237 млн рублей, а в целом по стране за все время существования этого предложения — более 10 млрд рублей
Большую востребованность получили POS-терминалы, расположенные на стойках практически в каждом почтовом отделении региона и предназначенные для проведения операций по пластиковым картам: с их помощью можно оплатить товар, снять средства с карточного счета любого эмитента (причем сумму с точностью до копейки), а также пополнить счет Почта Банка. По статистике, за 2019 год средняя сумма операций по выдаче средств через POS-терминалы и банкоматы Почта Банка составила 16 тыс. рублей, средняя сумма внесения средств — около 10 тыс. рублей, средний чек по оплате товаров и услуг — 500 рублей. Объем выдачи денежных средств за 2019 год вырос на 70% по сравнению с 2018-м, объем внесения — на 40%.
«В апреле 2020 года исполнится четыре года с момента создания Почта Банка, и за это время интенсивного развития Банк прочно занял свое место на рынке финансовых услуг Петербурга и Ленинградской области. Сейчас мы подошли к этапу повышения эффективности действующих точек, роста продаж в существующих каналах и освоения новых сегментов, каналов и технологий. Мы продолжим в равной степени развивать направление кредитования и наращивать портфель пассивов, а также будем совершенствовать модель агентских продаж в регионе в тесном сотрудничестве с Почтой России», — резюмировал Алексей Соловьев.
Много говорилось о том, как использование микросервисных решений для банков увеличивает производительность, ускоряет вывод новых бизнес-продуктов на рынок и помогает банкам стать по-настоящему цифровыми. В сложившихся реалиях ЦБ уделяет повышенное внимание стабильности критической инфраструктуры, к которой относится и банковская. Поэтому возникает серьезный вопрос: как поведут себя «модные» микросервисы в случае серьезных сбоев? Сможет ли банк сохранить требуемую регулятором непрерывность предоставления услуг?
Основатель Международного онлайн-университета инвестиций, инвестиционный советник Юлия Кузнецова в интервью генеральному директору АЦ «БизнесДром» Павлу Самиеву рассказала о своих прогнозах развития финансового рынка, начавшемся буме первичных размещений, рисках и возможностях сегмента высокодоходных облигаций (ВДО) и инвестициях в недвижимость