Банковское обозрение

Финансовая сфера

25.05.2011 Мнение
Полезные связи

В российской экономике чрезвычайно велико присутствие государства, поэтому правильно выстроенные взаимоотношения с органами государственной власти — один из важнейших факторов успешного развития компаний, особенно крупных, не говоря уже о финансово-промышленных группах


Владимир Сенин
Президент
Ассоциация менеджеров России

Инициатором в отношениях с государством, как правило, выступает бизнес. С другой стороны представители государственных органов тоже заинтересованы в обратной связи, в понимании происходящего в деловой среде. Так что в обсуждении проблем заинтересованы обе стороны.

Необходимо разделять понятия GR и «лоббизм». Понятие GR более широкое, чем лоббизм. GR— это взаимодействие бизнеса и власти с целью обеспечения, отстаивания и продвижения интересов бизнеса в системе органов государственной власти. А лоббизм — ключевая подсистема GR, работа по решению конкретных задач, таких как влияние бизнеса на принятие или отклонение тех или иных законодательных инициатив, или решений органов исполнительной власти, продвижение отдельных конкретных проектов.

Общего мирового тренда законодательного регулирования лоббистской деятельности не существует. Понятие «лоббизм» появилось в США в конце 1930-х годов. Позже, в середине 1940-х годов, был принят закон о регистрации лоббистской деятельности. Уже ближе к нашему времени, в 1990-х годах, в США вступает в силу закон о раскрытии лоббистской деятельности. Во Франции сложилась другая практика: до 1960-х годов лоббизм был вне закона. В Великобритании нет специального закона о лоббизме, но существует множество норм, которые регулируют взаимоотношения государственных служащих и представителей бизнеса, и это отражается в работе Комитета по стандартам в публичной сфере.

В России с начала 1990-х годов складывается своя практика взаимоотношений в этой сфере, которая напрямую не регулируется специальным федеральным законом. Хотя есть действующие законы, которые, так или иначе, влияют на эти взаимоотношения. Я слабо верю в перспективу создания и принятия закона о лоббизме. Это сложная сфера деятельности, которую трудно описать правовыми актами. У нас достаточно норм, которые косвенно регулируют этот вид деятельности.

В Альфа-Групп все большие проекты, которыми занимается GR, естественно, разрабатываются в интересах компании, но одновременно они, как правило, служат интересам рынка и всех участников процесса. Интересы крупной группы вольно или невольно отражают вектор развития экономических отношений. Мы улучшаем поле деятельности в целом для всех участников рынка. Противоречия, конечно, возникают, но это естественно для рынка.

К основным направлениям деятельности GR-подразделения банка можно отнести следующие:

1. Выстраивание и развитие отношений с органами государственной власти, Деятельность которых затрагивает сферу интересов банка или всей группы.

2. Решение стратегических задач развития банка и группы через создание нормативно-правовых условий для продвижения бизнес проектов компании.

3. Снятие рисков, возникающих в связи с действиями органов государственной власти в процессе деятельности компании.

4. Решение текущих задач деятельности компании, обеспечение комфортной среды для бизнеса в части взаимодействия с регулятивными органами.

Модная нынче практика KPI при оценке деятельности коллекторских агентств, безусловно, полезна, но методология расчетов этих значений непрозрачна

В процессе решения некоторых задач полезно участие общественных структур, но жизненно важные для бизнеса вопросы крупные компании, как правило, решают самостоятельно, а ассоциации используются как вспомогательный инструмент. Мы взаимодействуем с Ассоциацией российских банков, Ассоциацией региональных банков России и РСПП. Но важные для отрасли вопросы решаются совместными усилиями крупных банков без участия ассоциаций. Например, когда депутаты предлагали уменьшить ставку по кредиту, полученному в рамках госпомощи, только для Сбербанка, естественным путем произошло объединение ряда крупных банковских структур. Банки не допустили предоставления преференций одному игроку. Это пример того, когда банки объединились, чтобы решить конкретный вопрос, причем вне ассоциаций.

Сейчас для Альфа-Групп очень важно такое направление, как мобильная коммерция. Необходимо развивать мобильные платежи и электронные каналы оплаты и добиваться кумулятивного расширения клиентской базы Альфа-Банка. В феврале 2010 года консорциум «Альфа-Групп» представил проект, связанный с предоставлением финансовых услуг посредством мобильной связи. Его поддержали депутаты. Параллельно двигался проект федерального закона «О национальной платежной системе», где в том числе регулируются вопросы предоставления финансовых услуг населению с использованием сотовой связи. Сейчас в Комитете ГД идет работа над поправками в ФЗ «О национальной платежной системе» ко второму чтению. Мы очень надеемся, что депутатам, представителям исполнительной власти и ЦБ удастся согласовать вариант закона, который будет отвечать и интересам развития бизнеса.

Говоря о том, каким должен быть специалист в сфере GR, я выделил бы несколько важных моментов. Такой человек обязан хорошо представлять себе систему органов государственной власти или по крайней мере тех структур, с которыми он должен постоянно контактировать. Хорошее понимание организации труда в госорганах и психологии чиновников приходит, только если человек довольно долго сам проработал на государственной службе.

Кроме того, GR-специалист должен хорошо знать сущность вопроса, относительно которого идет переговорный процесс. Во всяком случае, необходимо знать о предмете переговоров не меньше, чем контрагенты. Важно обладать аналитическим складом ума и уметь просчитывать свои шаги и возможные действия оппонента. Разумеется, нужно быть хорошим переговорщиком, поскольку ведение переговоров — один из основных инструментов в GR. Во многом успех зависит от умения ясно и аргументировано формулировать свои мысли, убеждать и доказывать их. Правда, всегда следует ясно понимать сферу ответственности человека, с которым в данный момент ведется работа. Бессмысленно добиваться от чиновника выполнения тех действий, которые находятся вне его функциональных обязанностей.

Профессиональная этика играет огромную роль в GR. Никогда нельзя давать пустых обещаний и требовать у своих коллег невозможных вещей. И очень важно никогда не подводить своего партнера. Можно сто раз выполнить свои обязательства и один раз их серьезно нарушить, и с таким человеком больше никогда не будут иметь дело. Профессиональный круг узок. Репутация нарабатывается годами, а рушится в одночасье.

Наконец, всегда нужно видеть конечную цель в переговорах, иметь четкий план по ее достижению и никогда не забывать, что в бизнесе важен не процесс, а итог. Если переговоры шли в течение полугода, а результатов нет, то эффективность GR равна нулю.




Сейчас на главной