Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Последний платежный шанс мобильных операторов
11.09.2019 FinTechАналитика

Последний платежный шанс мобильных операторов

RCS — технология мультмедийных сообщений для платформы Android — открывает новые возможности для e-commerce и других компаний, коммуницирующих с клиентами в мобильной среде. И, конечно, для самих операторов сотовой связи — в том числе в сфере мобильных платежей


Технология RCS (Rich Communication Service), которая должна прийти на смену SMS, обсуждается более десяти лет, и уже начало казаться, что она не «выстрелит» и в этом десятилетии. Однако компания Google, продвигающая RCS в операционной системе Android, летом 2019 года решила ускорить этот процесс и запустить технологию через свои системы «поверх» сотовых операторов. Пример Apple, реализовавшей подобный функционал в iOS еще в 2011 году, показывает, что технический обмен сообщениями на устройствах Android может быть полностью реализован на стороне владельца мобильной платформы. Великобритания и Франция выбраны в качестве пилотных стран: услугой смогут воспользоваться пользователи Android с предустановленными приложением Google RCS Chat.

Таким образом, Google намеревается в очередной раз запустить свой мессенджер — теперь как предустановленное приложение в Android. Мотивация корпорации вполне понятна — она не хочет потерять еще один перспективный рынок, как было, например, с облачными вычислениями. Предыдущие попытки оказались для Google неудачными, поэтому приоритет внедрения RCS высокий. К тому же участие в экосистеме мобильных операторов должно уменьшить потенциальные претензии антимонопольных служб в тот момент, когда решение станет мессенджером по умолчанию во всех Android-устройствах.

Интеграция платежного функционала в интерфейс мессенджеров является очевидным финтех-трендом. Это наглядно демонстрируют примеры китайского WeChat, ставшего де-факто основной платежной системой в стране, а также проекты Facebook в его мессенджерах. Google и RCS также не остаются в стороне — требования к проведению платежей описаны и в спецификации RCS Universal Profile, издаваемой ассоциацией GSMA.

Согласно RCS Universal Profile, платежи должны реализовываться посредством чат-ботов или плагинов, доступных в соответствующих магазинах. Возможно, оплата при помощи банковских карт и со счета мобильного телефона с обеспечением соответствующих мер безопасности. Если в чате передаются платежные данные, то они должны помечаться. На практике на текущий момент встроенный платежный функционал в RCS отсутствует, используется интеграция со сторонними платежными сервисами, такими как GooglePay, SamsungPay, Paypal и биллинг мобильных операторов.

Для GooglePay/SamsungPay это очередной шаг к укреплению лидирующих позиций, в то время как для мобильных операторов это, возможно, последний шанс занять нишу, особенно на платежном рынке развитых стран. Операторы давно пытаются стать платежными провайдерами, но по факту особых успехов до сих пор не добились, по крайней мере на западных рынках. Проведение платежей в RCS, если эта технология все-таки запустится, может помочь операторам увеличить долю на рынке платежей.

Есть две причины так полагать. Первая — удобство платежа. Для совершения оплаты по банковской карте необходимо перейти в сторонний веб-интерфейс платежного провайдера, выбрав соответствующий пункт меню в переписке с чат-ботами и вернувшись обратно после проведения платежа. Данный тип платежа напрямую в интерфейсе обмена сообщениями вряд ли будет реализован в ближайшее время, потому что в этом случае RCS-платформы Google и операторов попадут под требования стандарта безопасности PCI DSS.

В России все крупные мобильные операторы находятся в диалоге с Google о внедрении RCS на своих сетях, но планы по промышленному запуску этой технологии не озвучивались

В случае оплаты со счета мобильного телефона транзакция может происходить в один клик непосредственно в переписке, без перехода в сторонние приложения.

Вторая причина — интеграция дополнительных сервисов мобильных операторов. Потенциально интересным видится проведение платежа со счета оператора совместно с сервисом MobileConnect, передающим данные абонента сервису при регистрации, что позволяет упростить эту процедуру и повысить конверсию в покупку.

Платежи со счета мобильного телефона будут востребованы со стороны бизнеса как минимум для следующих кейсов:

• благотворительность, которая до сих пор использует оплату с помощью неудобных коротких номеров;

• продажа товаров новым клиентаминтернет-магазинов (особенно в мобильном интерфейсе) с небольшим средним чеком;

• продление/продажа подписки, где пользователю будет предложено один-два варианта покупки с кнопкой оплаты.

В России все крупные мобильные операторы находятся в диалоге с Google о внедрении RCS на своих сетях, но планы по промышленному запуску этой технологии не озвучивались, пилотных проектов российского бизнеса с использованием RCS также еще не было. Посмотреть на технологию в действии можно только на пилотных кейсах, представляемых, например, в Барселоне на Mobile World Congress (MWC).

Ocado. Британский интернет-магазин, торгующий продуктами питания. Совместно с компанией Esendex он изменил дизайн сервисных оповещений о доставке заказа и неудачном платеже, внедрив в оповещения дополнительную функциональность RCS. В случае отказа в проведении платежной транзакции пользователю приходит оповещение, с помощью которого он может повторить платеж с помощью ранее привязанной карты либо оплатить покупку с помощью Google Pay. В случае выбора последнего варианта пользователь перенаправляется из переписки в интерфейс GooglePay, а затем возвращается обратно в переписку с бизнесом.

Wegow. Еще один платежный кейс в рамках RCS — оплата билетов на мероприятие, который был реализован компанией Wegow совместно с Orange (Испания). Пользователь может выбрать интересующий его концерт с помощью меню чат-бота и заказать требуемое количество билетов. Оплата осуществляется с помощью лицевого счета мобильного оператора в один клик.

Перспективы RCS для P2P/C2C-коммуникации неочевидны — слишком уж поздно запускается сервис, к тому же технология не поддерживает шифрования на конечных устройствах. Однако тот факт, что SMS-сообщения до сих пор являются одним из основных каналов коммуникации бизнеса и покупателей, говорит о высоких шансах RCS как эволюционного преемника SMS стать основным механизмом b2c-коммуникации. Возможно, на вовлечение пользователей через общение с бизнесом делает ставку и Google, подключив к своим системам уже несколько десятков партнеров-интеграторов.

Несмотря на конкурентные преимущества оплаты со счета мобильного телефона, возможность для роста может загубить экономика — транзакционные комиссии при оплате с мобильного счета, которые существенно выше тарифов банковского эквайринга, особенно с учетом тренда на его удешевление.

Вероятно, внедрение RCS является последним шансом для мобильных операторов захватить значимую долю платежного рынка. Возможности просматриваются неплохие, потому что если RCS станет основным каналом b2c-коммуникации (в этом интерфейсе можно будет проводить удобную оплату со счета оператора в один клик), то преимущества такого контакта с клиентом станут значительными. Конечно, если операторы смогут предложить бизнесу конкурентоспособные платежные комиссии.






Читайте также

Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ