Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Эквайринг vs кэш: «живые» деньги сдают позиции
04.12.2018 Аналитика

Эквайринг vs кэш: «живые» деньги сдают позиции

За последнее десятилетие в платежном мире произошли гигантские преобразования. Получили повсеместное распространение карты с чипом, пластиковые карты быстро уходят в прошлое, их вполне успешно заменяют смартфоны и «умные» часы, которые уже стали более удобным средством оплаты. Как быстро эти новшества завоюют мир и откажутся ли люди совсем от наличных денег, покажет время, но пока видно, что у технологий шансов вытеснить наличность все больше


Тренды в цифрах

По данным компании TNS (Transaction Network Services), в 2017 году объем электронных платежей в мире вырос примерно на 15% и составил около 450 млрд трансакций. В этот показатель включены мобильные платежи, электронные операции в банкоматах и платежных терминалах, а также онлайн-операции по банковским картам. Больший трафик на этом рынке генерят нетрадиционные платежные операторы, среди которых PayPal, Venmo, Alipay. Рост на развивающихся рынках (Африка, Саудовская Аравия, Индия) был еще более активный (20% за год).

По оценкам экспертов TNS, драйверами роста мирового рынка электронных платежей стали рост уровня проникновения банковских карт, введение дополнительных мер безопасности (шифрование, токенизация и биометрия), растущая популярность мобильных платежей и определенное регулятивное стимулирование.

В топ-10 стран с самым быстрым ростом безналичных трансакций вошли Канада, США, Бразилия, Великобритания, Евросоюз, Россия, Китай, Япония, Южная Корея и Австралия).

Другое исследование, от Juniper Research, гласит, что объем рынка цифровых платежей в 2017 году составил 3,9 трлн долларов, что на 14% больше, чем в 2016-м. В текущем году прогнозируется не менее динамичный рост. Исследование выявило, что наибольший объем электронных трансакций (55%) приходится на оплату онлайн-покупок, а самый большой рост чистого дохода в годовом исчислении демонстрирует сегмент денежных p2p-переводов (до 200 млн долларов). 62% трансакций в электронной коммерции будут совершены с помощью смартфона. К ключевым драйверам рынка цифровых платежей Juniper Research относят собственно электронную коммерцию, денежные переводы и бесконтактные мобильные платежи.

«Ключевые тенденции — увеличение скорости и безопасности трансакций, — рассказывает Андрей Петров, совладелец и председатель правления Модульбанка. — Сегодня мы живем в эпоху информационного общества, в котором темп изменений и ритм жизни намного более высоки, чем в прошлые эпохи. И это почти необратимый процесс. Конечно, это касается и финансовых трансакций. Ведь, по сути, эти трансакции полностью обеспечивают нашу жизнь — от оплаты проезда в общественном транспорте до инвестиций в ценные бумаги на биржах мира. Так что сегодня мы ожидаем, что все эти трансакции будут происходить в прямом смысле со скоростью движения электронов по каналам связи».

«Один из важнейших трендов — создание возможностей для того, чтобы платить можно было практически любым устройством. Исследуя появляющиеся инновации, касается ли это Интернета вещей (IoT) или искусственного интеллекта, мы думаем о том, как привнести платежный функционал в устройства следующих поколений, которые идут за мобильными телефонами», — рассказывает Михаил Федосеев, директор по развитию бизнеса и цифровых платежей Mastercard в регионе быстрорастущих европейских рынков.

Российская реальность

Российский рынок развивается в рамках глобальных трендов. Распространение безналичных трансакций набирает обороты, и динамика даже обгоняет средние темпы роста по миру. Если в 2017 году доля безналичных платежей составляла 39,6%, то в 2018-м Центральный банк прогнозирует, что этот показатель может вырасти до 50%.

По словам Екатерины Петелиной, гендиректора Visa в России, российский рынок безналичных платежей в этот период будет показывать прирост на 15–20% ежегодно. Этому способствуют тренд на отказ от наличных платежей, например, в части антикоррупционной политики многих стран; стремление многих государств осуществлять контроль за денежной массой и, безусловно, развитие технологических возможностей и Интернета. Россия стремится идти в ногу с технологиями. Это обеспечивается как скоростью проникновения мировых новинок и новшеств на наш рынок, так и стремлением государства, регулятора создать для этого все возможные условия.

Инновации, которые стали в России трендами, — бесконтактная технология и токенизация

Наша страна с точки зрения безналичных платежей — очень крупный рынок, и он быстро растет. В Visa подсчитали: за последние четыре года объем безналичных платежей в России удвоился. За прошлый год обороты выросли более чем на 20%, количество трансакций — более чем на 30%. При этом все еще достаточно большой объем оборотов по картам (65%) приходится на наличные траты, то есть снятие наличных в банкоматах.

«Доля безналичных операций будет расти и дальше с распространением карт “Мир”, зарплатных проектов, ростом популярности кредитных карт, появлением детских платежных карт, а также развитием рынка других бесконтактных видов оплаты», — уверен Илья Карпейкин, руководитель департамента продуктов и решений компании INPAS. «Растут эмиссия карт “Мир” и количество операций по ним, — согласились в пресс-службе компании Union Pay. — До 2020 года до 90% операций внутри России должны проходить по этим картам, а с 2021 года все торговые точки обязаны принимать карту “Мир”, в связи с этим развивается инфраструктура, связанная с электронными платежами в целом».

Отдельно, стоит отметить проникновение на российской рынок китайской платежной системы Union Pay. С учетом географической близости России и Китая, а также дружественных и экономических отношений между нашими странами у китайских коллег высокие шансы занять весомую долю рынка. Правда, придется побороться с конкурентами — Visa и Mastercard, а также «Мир». В Union Pay также подчеркнули, что основные тренды на платежном рынке — усиление конкуренции, рост доли государственных банков и бурное развитие новых технологий.

Инновации, которые стали в России трендами, — бесконтактная технология и токенизация. «С начала этого года уже более 50% всех трансакций осуществляется в стране по бесконтактной технологии, — комментирует Михаил Федосеев. — При этом россияне очень активно пользуются не только картами, но и смартфонами, и носимыми устройствами — по данным Mastercard, Россия находится на первом месте в мире по числу токенизированных операций».

По словам Ильи Карпейкина, помимо широко известной и популярной в России оплаты с помощью смартфона или часов посредством технологии NFC активно развиваются и другие формы ее применения: платежные кольца, браслеты и т.д. Этот рынок пока только начинает свое развитие, и, конечно, он тоже окажет влияние на рост числа трансакций. «Мы живем в век цифровых технологий, которые постепенно входят в нашу повседневную жизнь, поэтому такие понятия, как цифровизация, Интернет вещей и бесшовные платежи, уже никого не удивляют, — говорит Илья Карпейкин. — Эти технологии постепенно проникают и на довольно консервативный рынок платежей».

«В ближайшее время на российском рынке будут укрепляться тенденции последних лет, включая распространение токенизации и новых методов аутентификации держателей карт, развитие денежных переводов с карты на карту (p2p) и рост интернет-платежей», — комментирует Александра Борсук, руководитель блока «Платежные инновации и маркетинг» UCS. По ее словам, эквайринг в России развивается энергично и по некоторым показателям даже опережает западные страны. Россияне очень восприимчивы к инновациям и все чаще используют банковские карты для оплаты ежедневных покупок. «Мы наблюдаем рост безналичных платежей в категориях “фастфуд”, “супермаркеты” и “салоны красоты”, — продолжает эксперт. — С ростом платежей по банковским картам малый и средний бизнес уже не воспринимает эквайринг исключительно как услугу по приему безналичных платежей. Предприниматели заинтересованы в некой добавочной стоимости, то есть использовании эквайринга как инструмента оперативной аналитики поведения потребителей. Отсюда еще одна важная тенденция — это растущий интерес к работе с Big Data для аутентификации клиентов и создания персонифицированных предложений для потребителей. Современный эквайринг развивается в сторону предоставления широкого спектра сервисов по торговым операциям». Так, недавно UCS анонсировала проект по переходу на новую международную процессинговую платформу, которая позволит клиентам формировать различные запросы на аналитику продаж и поведения потребителей. Предприятиям малого и среднего бизнеса это дает возможность создавать персонифицированные предложения и продукты для потребителей, что в итоге означает повышение уровня удовлетворенности клиентов и рост продаж.

Будущее безнала

«С расширением спектра доступных в мире платежных устройств и ростом сети приема безналичных и бесконтактных платежей на смену привычной нам инфраструктуре придет совершенно новая, — рассказывает Михаил Федосеев. — Держателям карт нравится использовать биометрические данные, отпечатки пальцев и распознавание лица, при подтверждении оплаты это прекрасная надежная замена паролям».

«Будут появляться новые формы платежей и сервисы, несущие дополнительную пользу и для торговых точек, и для их клиентов, — продолжает Заурбек Бесолов, директор по развитию платежных решений компании «Эвотор». — Например, чаевые по карте — возможность перечисления чаевых на личную карту официанта при расчете в ресторанах. Также будет происходить рост платежей по QR-коду, появится возможность повсеместного снятия наличных с карты при оплате в розничных магазинах».

За последние четыре года объем безналичных платежей в России удвоился

«Какие именно решения будут появляться, сейчас предсказать трудно, главное — то, что эти решения будут избавлять людей от неудобных и устаревших методов платежей и переводов, — рассказывает Андрей Петров. — Посмотрите, например, на привычную вам пластиковую карту — это же музей в кошельке — рельефный номер для древних “прокатывающих” машинок, магнитная полоса для старых терминалов эквайринга, чип — для терминалов и банкоматов посовременнее и теперь еще и радио-чип для бесконтактных платежей».

Кстати, благодаря развитию платежных технологий появляются интересные финансовые гибриды, например так называемый смарт-терминал — касса и эквайринг в одном лице. Такие «умные» устройства есть у «Эвотора», у компании «АТОЛ», такое решение предлагает и Модульбанк. Причем подобные кассы принимают и другие способы оплаты, в частности вообще без карт — скажем, Alipay.

А банки где?

По словам Заурбека Бесолова, банки еще долгое время будут участником рынка, но как ядро процесса. Рядом с банками и их API начнет расти все больше финтех-проектов. «Сейчас перед Ассоциацией финтеха и ЦБ в рамках госполитики развития цифровой экономики стоит задача изменить регуляторное поле для бурного развития финтеха и конкуренции между банками и финтехом, — поясняет он. — Мировой опыт концепции Open Bankig говорит о правильности этого направления. Ключевые факторы — быстрое изменение технологий и поведения потребителя, а также растущая роль IТ и скорости реакции на изменения».

«Появление различных “Pay-ев” (Samsung, Apple, и т.д.) — это только первый шаг, — продолжает Илья Карпейкин. — На фоне значительного роста онлайн-платежей, быстрых переводов идут обсуждения вопроса открытых API по аналогии с директивой PSD 2.0 в Европе и запуска системы быстрых переводов, что, безусловно, скажется на платежной индустрии». Появление таких способов оплаты, как AliPay и WeChat, вдохновил многих, и различные модели и стартапы по приему QR-платежей стали появляться по всему миру, как грибы после дождя. Это, в свою очередь, дает толчок развитию альтернативных электронных средств платежей.

Еще одним трендом, который, по сути, пришел от различных технологических компаний, является ориентация на клиента и предоставление ему максимально удобного и простого в использовании сервиса. В результате стали появляться так называемые бесшовные платежи, которые вместе со значительным ростом IoT-устройств способны предоставить дополнительные преимущества и способы оплаты.

Привычный нам ретейл также может сильно измениться, уверен Илья Карпейкин. По его словам, интерес вызывают различные проекты со стороны таких крупных гигантов, как Amazon, Alibaba и Walmart, которые пытаются создать некий симбиоз торговых онлайн- и офлайн-точек и открывают полностью автоматизированные магазины, работающие без кассиров и принимающие оплату «по воздуху» через смартфоны. Останется ли это только экспериментами или имиджевыми проектами либо трансформируется во что-то массовое, покажет время.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ