Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Практика решения задач по ПОД/ФТ в СМП Банке с ПО «Диасофт»
25.09.2012

Практика решения задач по ПОД/ФТ в СМП Банке с ПО «Диасофт»

Мы определили себе важнейшей задачей реализацию риск-ориентированного подхода: оптимизацию трудозатрат на выполнение финансового мониторинга без ущерба качеству деятельности в области ПОД/ФТ


Регулярное расширение и ужесточение требований к банкам в связи с реализацией антиотмывочного законодательства ложится на них тяжким грузом. Резко увеличивается объем работы, в том числе обработки бумажных документов (ежедневно в Росфинмониторинг приходится направлять до 300 уведомлений). При этом важно учитывать тот факт, что сеть подразделений СМП Банка, например, распределена по разным регионам и часовым поясам.
В связи с этим было принято решение автоматизировать деятельность в сфере ПОД/ ФТ, выведя ее на новый уровень. Залогом успешного выполнения функций финансового мониторинга в банках, осуществляющих ежедневно десятки тысяч операций, сегодня является внедрение инновационных IT-решений. Поэтому мы приняли решение использовать программный продукт компании «Диасофт» — FLEXTERA «Противодействие легализации доходов», предназначенный для автоматизации деятельности по идентификации и проверке клиентов, а также совершаемых ими операций на предмет ПОД/ФТ. Идея внедрить такое решение появилась после апробации нескольких программных продуктов, каждый из которых подходил для выполнения ограниченного количества задач, но не позволял комплексно охватить большую часть задач подразделения финансового мониторинга. В результате стандартный продукт, который мы использовали в качестве базового, был адаптирован под наши требования.

Возможности программного решения

Одним из преимуществ внедренного решения является гибкость настроек, возможность адаптировать любые параметры под конкретную структуру и типы совершаемых операций, возможность работы пользователя в режиме «одного окна» при наличии нескольких автоматизированных банковских систем (АБС).

Рисунок 1.
Базовые настройки программного решения FLEXTERA «Противодействие легализации доходов» предоставляют возможность работать с анкетами клиентов; настраивать справочники и различные схемы контроля банковских операций (более 200 настроенных схем контроля в базовой поставке); анализировать банковские операции, попавшие на контроль в подразделение финансового мониторинга; формировать и обрабатывать уведомления, отправляемые в Росфинмониторинг; приостанавливать операции; выявлять выгодоприобретателей; работать со списком задач для пользователя и решать другие задачи.


Рисунок 2.
Помимо базовых настроек, существует возможность самостоятельно разрабатывать схемы контроля и алгоритмы выявления операций, устанавливать дополнительные задачи и другие параметры для более эффективного контроля в целях ПОД/ФТ. Так, например, при работе с анкетами есть возможность выбора клиентов и формирования по ним необходимых запросов (писем), заключений, содержащих не только идентификационные данные, но и информацию о связанности с другими клиентами по различным параметрам, количестве отправленных сообщений и т. д.
В решении реализована поддержка филиальной сети банка и возможность конвейерной online-обработки платежей (даже при работе филиалов в режиме offline) и непрерывного контроля операций банка.

Что дает программное решение

Использование специального IT-продукта для подразделения финансового мониторинга банка в первую очередь снижает нагрузку на сотрудников и упрощает им работу: можно автоматически формировать отчеты по запросам контролирующих органов без дополнительных трудозатрат на сбор необходимой информации. Уведомления в формате 321-П по операциям с реквизитами клиентов и контрагентов формируются автоматически в случае совпадения со схемами контроля, а пользователю остается только принять решение о необходимости их отправки. При этом продукт всегда готов к внедрению новых положений регулятора в области ПОД/ ФТ.
FLEXTERA «Противодействие легализации доходов» является эффективным механизмом формирования и назначения задач пользователям с автоматическим контролем сроков и отправлением напоминаний по электронной почте.


Рисунок 3.
Автоматизация позволяет внедрить единые методы контроля для пользователей всей системы (стандартизация правил контроля), которые работают с операциями корпоративного и розничного секторов. Ведение анкет клиентов осуществляется в электронном виде с хранением связанной информации и историей изменений. Благодаря автоматизации мы получаем полную и наглядную информацию о связях операций и анкет клиентов (с возможностью фильтрации по местонахождению, руководителям, родственникам, контрагентам и пр.).
Внедрение нового IT-решения позволяет нам автоматически рассчитывать и актуализировать степень риска для вновь введенных и имеющихся в базе клиентов при совершении операций с повышенным уровнем риска, а также вести единый журнал запросов, направленных клиентам автоматически по имеющимся e-mail и через систему «Банк-Клиент».
Программное решение обеспечивает хранение и отображение разносторонней связанной информации (копии документов, изображения и пр.) по анкетам и операциям клиентов, а также ведение расследований, построение графиков отклонений операций, контроль связей клиентов и операций. За счет внедренного решения происходит консолидация информации из нескольких учетных систем банка разных вендоров.

Рисунок 4.
Немаловажно, что решение позволяет централизованно контролировать операции многоофисного банка, разграничивать права доступа сотрудников в зависимости от их роли и вида, выполняемых ими функций, осуществлять подробный аудит всех действий пользователей системы.

Внедрение решения позволило консолидировать информацию из нескольких учетных систем банка разных вендоров

В качестве дополнительных опций можно назвать специализированные настройки для внутренних аудиторов, настраиваемые запросы и отчеты, включая обычно столь любимую руководством статистику.
Возможности автоматической проверки клиентов и их реквизитов по разнообразным справочникам (ФСФМ, OFAC, Список недействительных паспортов, и т. д.) позволяет оперативно выявлять высокорискованные операции, там самым эффективно защищая деловую репутацию банка и его клиентов, а наличие «обратной связи» с другими банковскими системами предоставляет возможность приостанавливать выявленные операции.

Рисунок 5.

Методики тестирования

В ходе опытно-промышленной эксплуатации программного решения для подразделений финансового мониторинга в СМП Банке происходила тонкая настройка алгоритмов выявления операций, подлежащих контролю, а также проверка срабатывания (тестирование) схем контроля на «реальных» операциях клиентов.
Функционал системы позволяет проверить правильность настройки созданной схемы до ее «включения» на тестовых данных. В целях дополнительного контроля возможна проверка выявления операций путем контроля прошедшего периода (проведения первичной проверки правильности настройки всех схем контроля). В ходе данной проверки происходит загрузка операций прошлых периодов, затем они автоматически обрабатываются, и результаты сравниваются с текущей системой мониторинга.
Для установления полноты выявления операций мы проводили работу в двух параллельных режимах: в «ручной» системе и с использованием новой (автоматической) системы контроля. Производилась сверка имеющихся сведений о клиентах в АБС с получаемой анкетой в новом программном продукте, возможностей использования этих данных для построения статистических отчетов, заключений. Оценивалась достаточность получаемой информации о клиентах и их операциях и способ ее отображения.
Одним из важных этапов была проверка функции создания отчетности для дальнейшего направления ее в Росфинмониторинг, которая включала в себя процессы от выявления операций, подлежащих контролю, до выгрузки файла в соответствующем формате, установленном нормативными документами Банка России. Особое внимание уделялось операциям по выявлению фигурантов, внесенных в «Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму», а именно настройке алгоритмов выявления и приостановления подобных операций, оперативному информированию сотрудников подразделения финансового мониторинга и приоритизации направления сведений о них в Росфинмониторинг.

Обучение пользователей на реальных операциях

В целях эффективного использования нового решения для сотрудников подразделений банка (в том числе для специалистов по финансовому мониторингу из регионов) был проведен вебинар. Кроме этого, во время внедрения решения сотрудники IT-компании на постоянной основе проводили оперативные консультации по вопросам, возникающим в процессе тестирования системы. Один сотрудник в это время постоянно присутствовал в банке и оказывал содействие в настройке всех необходимых процессов.

Полученные результаты

До внедрения инновационных IT-решений в сфере финансового мониторинга в СМП Банке проводилась ручная обработка большого количества операций (бумажное ведение анкет клиентов). Приходилось одновременно работать в нескольких программах. Журналы запросов и операций, реестров, сообщений велись в разных форматах — Exсel, Word, что создавало высокую нагрузку на персонал. Кроме того, отсутствовала гибкая настройка в существующих АБС и не было возможности оперативного создания заключения по клиенту (наименование, регистрационная информация, обороты, уплаченные налоги, выплаченная заработная плата, уровень риска, были ли сообщения и прочее).
В целом можно констатировать, что СМП Банк уже сегодня получил очевидные плюсы от внедрения этого решения, в частности:
- единую методику при реализации пользователями задач ПОД/ФТ;
- эффективный механизм назначения задач пользователям и их обработки в режиме «одного окна»;
- консолидацию информации из нескольких учетных систем банка;
- хранение и отображение разносторонней связанной информации;
- возможности ведения расследований и построения графиков отклонений;
- визуализацию данных и т. п.
Но основным эффектом от внедрения специального программного решения явилось поддержание рисков нарушений на низком уровне: исключены операционные риски вследствие человеческого фактора благодаря максимальной автоматизации процессов проверки операций в единой системе контроля.






Новости Новости Релизы