Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Участники конференции газеты «Ведомости» «Финтех 2020: карантинная цифровизация», которая состоялась 29 апреля 2020 года в прямом эфире, обсудили главные тенденции на рынке онлайн-платежей, особенности удаленной работы и сектор цифровых банковских сервисов
Мнения и оценки спикеров касались текущей ситуации в банковском секторе касательно использования онлайн-сервисов и банковских операций, совершаемых дистанционно. Примечательно, что, несмотря на разные мнения, общее настроение спикеров можно охарактеризовать как оптимистичное. Модератор конференции, заместитель редактора отдела «Финансы» («Ведомости») Анна Еремина выстроила онлайн-эфир таким образом, что любой спикер имел возможность ответить на каждый вопрос конференции и чтобы текущее состояние отрасли было освещено со всех сторон.
Несмотря на очевидный апрельский спад, в целом, спикеры зафиксировали позитивные признаки разворота. Так, директор по цифровому бизнесу Альфа-Банка Иван Пятков отметил снижение объема транзакций по Москве «пластиком» (физическими картами) в три раза, что, конечно, вызвано карантином, и при этом некий рост к концу апреля. Владимир Стасевич, руководитель кластера Daily Banking МТС Банка, также видит признаки разворота и надеется, что в мае ситуация станет еще лучше.
Участники конференции много говорили об опыте перевода на удаленную работу и о ее особенностях. Всех удивила скорость, с которой крупные компании смогли перестроиться и начать полноценно работать удаленно (кроме позиций, требующих физического присутствия). По словам генерального директора Visa в России Михаила Бернера, он совместно с командой сначала относился к идее удаленной работы со скепсисом, однако реальность заставила его изменить это мнение, поскольку удаленная работа показывает существенное увеличение эффективности и отсутствие трат времени на передвижение. Сергей Путятинский, заместитель председателя правления МКБ, также считает, что полный возврат к работе по-старому невозможен, по его мнению, крайне важно проанализировать снижение нагрузки на офисы и подумать о переводе некоторых команд на удаленную работу полностью. При этом Иван Пятков говорит о некоторой утрате «романтизма к удаленке» и желании людей «вернуться в офисы».
Все участники отметили позитивный опыт создания распределенных команд, когда специалисты из разных городов работают над одной задачей дистанционно, и необходимость сохранить этот опыт. Однако, как отметил генеральный директор Национальной системы платежных карт (НСПК) Владимир Комлев, работы стало больше, нагрузка на людей возросла, и удаленный режим становится людям в тягость. Действительно, эффективность от встреч возросла, как и количество встреч, но полный онлайн, по его мнению, не сможет заменить живого контакта.
Еще одной темой для обсуждения стала удаленная идентификация для банковских транзакций физических лиц, например, при помощи сервиса ЕБС. Эксперты продемонстрировали сдержанный оптимизм по поводу такой возможности, что обусловлено в первую очередь отсутствием четких регулятивных норм и ограниченным объемом базы биометрических данных в Системе. Руководитель дирекции обслуживания физических лиц и малого бизнеса Райффайзенбанка Роман Зильбер объяснил это мнение тем, что в базе ЕБС зарегистрировано всего около 130 тыс. граждан, что не представляет коммерческого интереса для внедрения такого дорогостоящего решения в банке, хотя это отличная инициатива ЦБ, которая ждет своего развития.
«Пандемия — это правильное время, чтобы доделать работу по цифровизации», — отметил Владимир Стасевич и подчеркнул, что поддерживает законодательную инициативу о возможности видеоидентификации клиентов, с которой недавно обратилась в ЦБ Ассоциация «Электронные деньги». По его мнению, сейчас — то самое время, когда необходимо пробовать создать полностью бесконтактную систему.
Представители банков рассказали, что реализуют процесс удаленного предоставления карт гражданам при помощи курьеров, обеспеченных всеми необходимыми мерами защиты, а также осуществляют выпуск полностью виртуальных карт. По мнению Владимира Комлева, лучшая карта — это ее отсутствие, и в будущем, возможно, все карты будут заменены расчетными счетами, которые не надо выпускать и перевыпускать. Он также отметил, что платформы по выпуску виртуальных карт — очень сложные системы, которые есть не у всех. Поэтому те, у кого уже есть готовые цифровые решения, получат прирост. Феноменом заключается в том, что все больше банков планирует выпускать только цифровые карты из мобильных приложений, рассказал Михаил Бренер. При этом Россия показывает один из самых высоких в мире спрос на оборот и количество операций по виртуальным картам. Россия — одна из немногих — готова к полному переходу на виртуальные карты, уверен Владимир Стасевич, так как существует вся платежная инфраструктура, а печатать физические карты можно только в случае необходимости или для поездок за границу.
Обсуждая вопрос влияния пандемии и карантина на увеличение доли безналичных платежей в оплате товаров и услуг, Михаил Бренер назвал Россию одним из самых продвинутых рынков электронной коммерции в мире. Только за 2019 год объем российского рынка электронной коммерции по отношению к предыдущему году вырос на 39% и характеризуется стремительным ростом электронных покупок. Текущая ситуация усиливает эту тенденцию. Рост в индустрии электронных платежей в марте 2020 года составил 18%. Михаил Бренер также рассказал, что две трети карт Visa в России используется для электронных покупок, и это также — один из самых высоких показателей в мире. Владимир Комлев рассказал о тенденции повышения средней суммы чека и снижения частоты транзакций. На 25% выросло количество межбанковских транзакций в онлайне по рынку в целом. «Люди максимально переходят в онлайн».
«Желание вернуться к прежнему образу жизни будет высоким, но возврат будет поэтапным. Безусловным позитивом является то, что электронные транзакции теперь совершают те, кто раньше никогда их не делал, и теперь они сохранят этот опыт и это умение», — считает Иван Пятков.
«Действительно, тренд на удаленное предоставление банковских и других финансовых услуг невозможно отрицать. При этом, как верно подметил коллега из МТС Банка Владимир Стасевич, вынужденный карантин существенно подстегнул удаленные сервисы и развитие цифровизации всей банковской отрасли.
Полный онлайн не сможет заменить живого контакта
Конечно, банки, которые уже давно развивали свои цифровые решения, имеют преимущество, как неоднократно отмечал генеральный директор НСПК Владимир Комлев, однако догнать их вможно при помощи готовых коробочных решений, которые могут быть внедрены за достаточно короткий срок и с приемлемыми затратами.
«Однако все еще существуют услуги, которые требуют обязательного посещения банка — как для частных лиц, так и для бизнеса, но я уверен, что это лишь вопрос времени. Например, удаленное открытие расчетного счета. Коллеги говорили о биометрических технологиях, повсеместное внедрение которых, по-видимому, ожидает нас в самом ближайшем времени. Пока этого не случилось, мы уже реализовали полностью дистанционную подачу заявки на открытие расчетного счета на платформе atfn.ru пока только для юридических лиц. Необходимо лишь пройти идентификацию. Для этого сотрудник банка может приехать, чтобы осуществить необходимую процедуру идентификации за пять минут», — отметил генеральный директор компании «МАРЭР», специализирующейся на разработке программного обеспечения для банков, Александр Че.
В рамках XXI Международного банковского форума «Финансовый рынок: технологический суверенитет и структурная трансформация экономики» на круглом столе «Комиссионные страховые и сервисные продукты: новое регулирование и перезагрузка» обсудили динамику сегмента банкострахования, подвели итоги реализации Постановления № 39 и поделились своими прогнозами на ближайший год в отношении банковского канала
В последнее время банковский рынок развивается в условиях сильных экономических вызовов и высокой ключевой ставки. Артем Иванов, руководитель департамента развития розничных кредитных продуктов Альфа-Банка, в интервью заместителю генерального директора АЦ «БизнесДром» Наталье Васекиной для «Б.О» рассказал о тенденциях в розничном кредитовании, технологиях и плюсах цифрового профиля и создании нового подхода к формированию оффера для клиента
В рамках акции банк перечисляет один рубль за каждую покупку еды в супермаркетах, кафе и ресторанах в период с 30 сентября по 30 октября 2024 года в благотворительный фонд «Дари еду» на развитие проекта «Социальные кухни»