Банковское обозрение

Финансовая сфера


  • Правовая охрана товарного знака финансовой организации
19.06.2020 Best-practice
Правовая охрана товарного знака финансовой организации

В современных экономических реалиях хозяйствующие субъекты всех секторов экономики стали уделять большое внимание использованию средств индивидуализации. Банковский сектор — не исключение. Поговорим о правилах, перспективах и правовом значении использования банками такого средства индивидуализации, как товарный знак, а также расскажем, как его защитить от неправомерного использования другими участниками рынка


Петр Кочетков
Юрист юридической компании «Юристат»

Роль средств индивидуализации

С каждым годом объемы нематериальных активов компаний возрастают. Значительный объем активов приходится именно на объекты интеллектуальной собственности, согласно данным Всемирной организации интеллектуальной собственности за 2018-2019 года, рост числа международных заявок на регистрацию интеллектуальной собственности составляет в среднем 7% в год1. Кредитные организации в этом направлении не отстают: они выдают займы под залог интеллектуальной собственности заемщиков, а также уделяют большое внимание защите своих нематериальных активов. С другой стороны, банки сами пытаются защитить свои нематериальные активы.

Одним из средств продвижения услуг банка является его облик в глазах потребителя. Он формируется из фирменного наименования, маркетинговой стратегии, цветовой палитры и принадлежащих банку обозначений, продвигаемых на рынке. Зачастую конкуренты пытаются воспользоваться чужой репутацией, чтобы привлечь дополнительных клиентов. Для этого используются аналогичные или схожие до степени смешения названия банковских продуктов, фирменных цветов, словесные обозначения для контекстной рекламы и др. При этом репутацией крупных банков зачастую пытаются воспользоваться компании, не относящиеся к банковской сфере. Поскольку правообладатель обозначения формирует позитивный образ своего бизнеса, определяет маркетинг-стратегии, вырабатывает у потребителей положительные ассоциации, его средства индивидуализации перестают быть просто маркером конкретного продукта и приобретают ценность сами по себе, привлекая потребителей независимо от объекта.

В целях пресечения нарушений банки различными способами пытаются себя обезопасить в части возможного смешения на рынке c иными обозначениями, тем самым обезопасив и клиентов. Одним из эффективных инструментов в этом случае является товарный знак — визитная карточка банка. Как нематериальный актив товарный знак играет существенную роль в положении компании на рынке, а также во многом влияет на перспективы развития и рост доходов, являясь важным фактором успеха жизнедеятельности.

Товарный знак — это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В настоящее время, в век информатизации, товарный знак — это широко распространенный способ идентификации товаров и услуг. Появляется все больше юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые являются новыми участниками рынка, но на рынке однородных товаров всегда присутствует конкуренция, и предпринимателям требуется способ «выделиться», показать потребителю визуальное различие между предложениями на рынке и своими товарами, а этим особенным различием и выступает товарный знак. Статистика Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее — Роспатент) также говорит о том, что с каждым годом количество заявок на регистрацию товарного знака увеличивается. Так, в отчетном документе Коллегии Роспатента от 20.03.2020 «Задачи в сфере интеллектуальной собственности на 2020 год: повышение патентной активности, цифровой Роспатент, коммерциализация ИС» указывается, что в 2018 году на регистрацию товарных знаков в России было подано 76 052 заявки, в то время как в 2019 году — уже 87 509 заявок2.

Как защитить свой товарный знак

Рост объема регистраций товарных знаков указывает на увеличивающуюся вероятность смешения обозначений. А нарушения на этом фоне могут быть самые разные: использование обозначения в фирменном наименовании или доменном имени, использование фирменного цвета или схожесть регистрируемого обозначения до степени смешения с зарегистрированными товарными знаками банков.

В этой связи для правообладателя очень важно вовремя реагировать на появление аналогичных или схожих товарных знаков. Верховным Судом РФ в п. 162 Постановления № 10 от 23 апреля 2019 года указывается общий подход для определения наличия нарушений: «Для установления факта нарушения достаточно опасности, а не реального смешения товарного знака и спорного обозначения обычными потребителями соответствующих товаров. При этом смешение возможно, если в целом, несмотря на отдельные отличия, спорное обозначение может восприниматься указанными лицами в качестве соответствующего товарного знака или если потребитель может полагать, что обозначение используется тем же лицом или лицами, связанными с лицом, которому принадлежит товарный знак»3.

Дополнительно, для идентификации смешения можно руководствоваться разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10, где указывается, что «смешение возможно и при низкой степени сходства, но при идентичности (или близости) товаров или при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения»4. Проблема использования товарных знаков состоит в следующем: наличие зарегистрированного товарного знака еще не означает полную защищенность бренда, поскольку во многом товарный знак регистрируется лишь в части классов Международной классификации товаров и услуг (МКТУ), что позволяет недобросовестным участникам рынка «паразитировать» на репутации известных банковских брендов в иных отраслях. Кроме того, само понятие «бренд» включает в себя не только непосредственно средства индивидуализации, но и комплекс ассоциаций, эмоций, ценностных характеристик продукта либо услуги в сознании потребителя.

Выходом в данной ситуации может стать признание товарного знака кредитной организации общеизвестным. Такой статус дает сразу несколько преимуществ: бессрочное действие, ограничение использования в других отраслях, возможность устранения лиц, использующих обозначения, за счет признания общеизвестности более ранней датой. Однозначно необходимо отметить, что общеизвестным товарным знаком может быть признан не только зарегистрированный на территории Российской Федерации товарный знак или знак, зарегистрированный и охраняемый в рамках международных договоров, но также знак, который использовался в качестве товарного, но не был зарегистрирован в реестре, но в силу интенсивности использования приобрел репутацию. В то же время включение обозначения в реестр общеизвестных товарных знаков позволит значительно облегчить защиту бренда.

Так, на сегодняшний день общеизвестными товарными знаками среди кредитных организаций признаны обозначения ПАО «Сбербанк России» (№ 89 в реестре), ПАО «ВТБ» (№ 125 и 126 в реестре), АО «Альфа-Банк» (№ 151 и 152 в реестре)5. Одним из плюсов признания товарного знака общеизвестным является тот факт, что заявитель может указать любую дату, с который необходимо признать заявленное обозначение общеизвестным. Однако он должен понимать, что нужно предоставить обоснованные доказательства для приобретения даты приоритета. Так, 16.06.2015 вступило в силу решение Роспатента о признании общеизвестными комбинированного и графического товарных знаков, принадлежащих Альфа-Банку, в отношении услуг 36-го класса МКТУ — банковские услуги. Данные занесены в реестр товарных знаков и выложены на сайте Роспатента. Статус общеизвестности присвоен товарным знакам с 31.12.20096. Установление более ранней даты приоритета по сравнению с датой подачи на регистрацию позволяет предъявить претензии и защитить обозначение от товарных знаков в промежутке между датой приоритета и датой заявки на общеизвестность.

Рост числа международных заявок на регистрацию интеллектуальной собственности составляет в среднем 7% в год

Проанализировав основные положения законодательства в сфере интеллектуальной собственности, можно сделать однозначный вывод, что признание товарного знака общеизвестным достаточно в одном классе МКТУ, на это указывает положение, описанное в п. 3 ст. 1508 Гражданского кодекса Российской Федерации: «Правовая охрана общеизвестного товарного знака распространяется также на товары, неоднородные с теми, в отношении которых он признан общеизвестным…». Таким образом, даже если владелец использует обозначение только для определенного класса товаров или услуг, будь то, например, финансовые услуги, то другим лицам будет запрещено использовать аналогичное или сходное с ним до степени смешения обозначение для маркировки абсолютно любых товаров или услуг. Во многом это сделано для сохранения первоначальных функций общеизвестного обозначения, а также для невозможности злоупотреблять популярным знаком, тем самым создавая недобросовестную конкуренцию на рынке.

Немаловажен и тот факт, что общеизвестным товарным знаком может быть признан не только зарегистрированный на территории Российской Федерации товарный знак или знак, зарегистрированный и охраняемый в рамках международных договоров, но и знак, который использовался в качестве товарного, но не был зарегистрирован в реестре, однако в силу интенсивного использования и/или длительной известности приобрел широкую известность среди соответствующих потребителей в Российской Федерации в отношении оказываемых товаров или услуг. Отсутствие в реестре общеизвестных товарных знаков обозначения кредитной организации еще не означает, что ее интеллектуальные права можно нарушать. Доказать общеизвестность на определенную дату можно уже в суде, защищая свое обозначение.

Учимся на чужом опыте

В попытках максимально защитить свою индивидуальность некоторые участники рынка прибегают к крайне неординарным решениям, не останавливаясь на регистрации словесных, графических или комбинированных обозначений. Так, 12.10.2015 с приоритетом от 27.02.2012 Роспатент зарегистрировал цветовой знак (№ 556088 в реестре), представляющий собой зеленый цвет, соответствующий Pantone 349 (Pantone — стандартизованная система подбора цвета, разработанная американской фирмой Pantone Inc.), правообладателем которого стало ПАО«Сбербанк России» в отношении 36-го класса МКТУ — банки сберегательные; услуги банковские7. Таким способом правообладатель усилил свои позиции в сфере оказания банковских услуг, максимально закрепив за собой узнаваемость бренда. Полагаю, что в будущем количество классов МКТУ указанного товарного знака будет только увеличиваться.

Сейчас многие кредитные организации пытаются быть не просто компаниями, оказывающими финансовые услуги, но уже определенной экосистемой, предоставляя дополнительные услуги клиентам в самых разных сферах жизни. Отличным примером служит ПАО «Сбербанк России», которое зарегистрировало товарный знак «Сбер», а также десятки связанных с ним товарных знаков от Sber In Move до «Сберкот». Во многом именно превентивные меры по регистрации обозначений помогут в будущем обезопасить как репутацию, так и активы компании.

Одним из плюсов признания товарного знака общеизвестным является тот факт, что заявитель может указать любую дату, с который необходимо признать заявленное обозначение общеизвестным

Однако не только самостоятельная деятельность бывает эффективной в целях предотвращения недобросовестной конкуренции. В январе 2020 года появилась новость, что Ассоциация банков России готовит меморандум, по которому не сможет использовать в контекстной рекламе наименования конкурентов в качестве ключевых слов, поскольку зачастую при поиске продуктов одного из банков в автоматическом формате рядом появляются предложения других кредитных организаций или кредитных агрегаторов, пытающихся привлечь клиента за счет чужой репутации. Проблемами принимаемого меморандума станут условие о добровольном присоединении и отсутствие каких-либо серьезных инструментов воздействия на нарушителя; кроме того, его эффективность будет значительно ниже, если к нему присоединятся исключительно банки. К меморандуму необходимо подключать рекламные агентства, кредитных и рекламных агрегаторов, а также иных лиц, которые могут каким-либо образом влиять на контекстную рекламу.

Таким образом, наличие средств индивидуализации во многом предопределяет круг возможностей защиты исключительных прав компании. Законодательство предоставляет существенный пул возможностей защиты, начиная от уголовного наказания и закачивая материальной компенсацией и переименованием юридических лиц. Однако для защиты обозначения в текущем информационном пространстве необходимо его закрепление за кредитной организацией. В этом могут помочь своевременная регистрация средств индивидуализации и закрепление их в реестре, независимо от того, будет ли это реестр юридических лиц, товарных знаков или общеизвестных обозначений. Чем раньше дата приоритета, тем больше шансов у бренда выдержать недобросовестную конкуренцию и отстоять свое право на интеллектуальную собственность.


1. ВОИС, «Услуги ВОИС в области ИС в 2018 году: Рекордное число международных патентных заявок: сегодня лидируют изобретатели из Азии» // [Электронный ресурс] // URL: https://www.wipo.i№t/pressroom/ru/articles/2019/article_0004.html // ВОИС, «Китай выходит в лидеры по числу поданных международных патентных заявок в 2019 году на фоне уверенного роста по таким направлениям, как услуги ВОИС в области ИС, договоры и финансы» // [Электронный ресурс] // URL: https://www.wipo.i№t/pressroom/ru/articles/2020/article_0005.html.
2. Роспатент, «Задачи в сфере интеллектуальной собственности на 2020 год: повышение патентной активности, цифровой Роспатент, коммерциализация ИС» [Электронный ресурс] // URL: https://rupto.ru/co№te№t/uploadfiles/prese№tatio№s/zadachi-rp-2020.pdf
3. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», п. 163 // [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
4. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», п. 162 // [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
5. Реестр общеизвестных товарных знаков // [Электронный ресурс] // URL; https://new.fips.ru/registers-web/action?acName=treeBack
6. Заключение Экспертной комиссии от 24.03.2015 (Приложение к решению Роспатента от 16.06.2015 по заявке № 2007716328) «О признании товарного знака общеизвестным товарным знаком в Российской Федерации».
7. Реестр общеизвестных товарных знаков // [Электронный ресурс] // URL; https://new.fips.ru/registers-web/action?acName=treeBack




Читайте также

Сейчас на главной