Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
О цифровой трансформации, стратегии развития финансового рынка, экосистемах, ESG и о других темах, обсуждавшихся на форуме «БАНКИ РОССИИ — XXI век», рассказал вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков
— Алексей, какие темы сейчас особенно волнуют участников рынка?
— Если попытаться составить личный рейтинг, то я бы расставил следующие приоритеты.
Во-первых, цифровая трансформация и все, что с ней связано: экосистемы, маркетплейсы, платформа «Знай своего клиента», киберугрозы, дистанционные технологии и ИИ. Все это формирует новые стандарты для качества предоставления сервиса и клиентского пути, открывает новые возможности для развития, в том числе для МСБ, снимает географические барьеры. Перед финансовым рынком стоит задача создать системы регулирования цифровой экономики, основанной на гибком подходе в каждой сфере. В этой связи актуальны вопрос определения подходов к регулированию ИИ и гармоничное внедрение их в существующее правовое поле. Реализация этой задачи непроста и должна не только сформировать подходы к преодолению барьеров, препятствующих развитию цифровой экономики, но и урегулировать сквозные для различных отраслей законодательства вопросы, связанные с оборотом и доступностью данных, в том числе персональных, сформировать конкурентную цифровую среду, обеспечить мониторинг системных рисков и подходы к регулированию финансовых экосистем.
Во-вторых, рынок горячо интересуют Стратегия развития финансового рынка до 2030 года и Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2022 год и период 2023 и 2024 годов как основополагающие на ближайшую перспективу документы, необходимые для финансового рынка, как документы которые должны способствовать реализации основных трендов рынка.
Финансовому сектору важно укрепить статус драйвера восстановления постпандемийной экономической активности для реализации Общенационального плана восстановления экономики и сформулировать в рамках Стратегии 2030 ключевые цели для выхода на устойчивую траекторию экономического роста. Бенефициарами пандемии во всем мире стали отрасли и отдельные компании, осознавшие значение современных технологических решений для устойчивости бизнеса. Биометрическая идентификация, открытые интерфейсы, цифровой рубль, сервис «Цифровой профиль гражданина» и платформа «Знай своего клиента» в ближайшие годы предоставят дополнительные инструменты для усовершенствования существующих и создания новых продуктов и услуг.
Третья тема — этические вопросы ведения банковского бизнеса, его поведенческая перезагрузка, то есть курс на ответственное и честное во всех смыслах этого слова ведение бизнеса.
В приоритете регулятивных изменений продолжает оставаться защита слабой стороны — розничного клиента. В последние несколько лет был реализован комплекс шагов в данном направлении, при этом понятна цель предлагаемых изменений, однако такое регулирование представляется иногда избыточным.
Четвертая тема — глобальная и российская ESG-тематика во всем спектре ее проявлений.
Для финансовых организаций в России вопрос перехода на учет ESG-факторов новый и требует систематизации информации, трансформации бизнес-моделей и поддержки со стороны государства.
Значимым событием стало то, что именно на нашем форуме «Сбер» и государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» заключили меморандум о взаимодействии в сфере анализа ESG-рисков.
Наконец, вопросы «традиционного» регулирования банковской деятельности и изменение бизнес-моделей банков тоже не теряют своей актуальности.
Накопленные буферы и послабления позволили абсорбировать потери, с которыми банки столкнулись в ходе пандемии. При этом на фоне восстановления экономики и ускорения кредитования Банк России уже вернулся к допандемийным надбавкам по новым необеспеченным кредитам и вводит новое регулирование, увеличивающее нагрузку на капитал, в том числе затрагивающее операционный риск и риски концентрации. На форуме обсуждались возможности повышения эффективности бизнес-моделей действующих банков c точки зрения создания условий для достижения положительного финансового результата, возможности изменения режимов регулирования отдельных сегментов банковского сектора, в том числе меры поддержки малых банков как субъектов МСП.
— Когда речь идет о прогнозах рекордной прибыли банковской системы по 2021 году, какова в ней доля крупных банков и как обстоят дела с небольшими региональными банками?
— За первые шесть месяцев 2021 года чистая прибыль российского банковского сектора составила почти 1,2 трлн рублей, что является рекордным в истории показателем за данный период.
По нашим оценкам, при отсутствии значимых потрясений прибыль банковского сектора по итогам года может превысить 2,2 трлн рублей.
Полученный финансовый результат распределился по различным группам банков неравномерно. Более 80% прибыли пришлось на системно значимые кредитные организации. В целом же, прибыль получили 72% банков, на которые приходится 93% суммарных активов банковского сектора.
Произошли позитивные сдвиги в динамике показателей эффективности банковской деятельности. Если в 2020 году показатели рентабельности капитала и активов понизились не только по банковской системе в целом, но и по всем группам банков (включая СЗКО), то по результатам января — июня 2021 года картина выглядит иначе. По всем группам банков, включая банки с базовой лицензией, обозначился повышательный тренд в движении показателей рентабельности банковской деятельности.
— Как вы оцениваете мероприятия форума и диалог с регуляторами? Удалось ли банкирам получить ответы на все их вопросы?
— В нашем мероприятии в качестве участников дискуссий приняли участие руководители и представители Государственной думы и Совета Федерации, Банка России, Минфина, Минэкономразвития, МВД, АСВ, Роскомнадзора, Росфинмониторинга, ФАС, ФССП, Национальной корпорация развития «ВЭБ.РФ», Корпорации МСП, Единого института развития в жилищной сфере «ДОМ.РФ», ведущих СРО финансового рынка, деловых и общественных объединений, рейтинговых агентств, научного и экспертного сообщества, банков, IT-компаний. Всех их привлекает к участию именно возможность прямого открытого диалога. Диалог этот благодаря авторитету Ассоциации и самого мероприятия «глубоко» двусторонний, и в этом главная его ценность. Уверен, что польза от него обоюдная.
Смогли ли мы в рамках форума в Сочи получить ответы на все вопросы? Надеюсь, нет, что значит продолжение дискуссий и поиск взаимоприемлемых решений. С участием членов и экспертов Ассоциации, в том числе в ходе мероприятий, организованных Ассоциацией, в течение последних лет проходит обсуждение с представителями федеральных органов исполнительной власти и ЦБ:
В качестве члена рабочих и экспертных групп представители Ассоциации участвуют в подготовке и обсуждении всех значимых проектов готовящихся нормативных актов в сферах финансовых рынков, банковского регулирования и надзора; представляют предложения в целях их учета при реализации мероприятий и достижении результатов, предусмотренных в них. В рамках этой деятельности и появляются ответы на вопросы.
По темпам цифровизации и внедрения инноваций банковский сектор России давно занимает лидирующие позиции. Еще в 2020 году, согласно исследованию компании Deloitte, Россия вошла в топ-10 стран по цифровизации банков. Куда направлен вектор инноваций четыре года спустя? Какие подходы к автоматизации финансовых процессов находятся на гребне технологической волны?
Когда наступает банкротство организации или гражданина, это событие, как правило, затрагивает интересы очень и очень многих: самого должника, его контролирующих и аффилированных лиц, реальных и потенциальных контрагентов должника, иных субъектов — в том числе и государства. Поэтому информация о факте возбуждения и ходе дела о банкротстве должна быть публичной, чтобы широкий круг лиц мог соответствующие сведения получить, проанализировать и оценить, например, в контексте собственных рисков продолжения взаимоотношений с должником