Финансовая сфера

Банковское обозрение


01.04.2021 FinRetailАналитика
Прозрачность лизинговой отрасли уже достигнута

В 2020 году в отрасли произошли перемены, в том числе вызванные пандемией. Подробнее об этом «Б.О» рассказал Алексей Киркоров, заместитель генерального директора, финансовый директор компании СберЛизинг


Алексей Киркоров, заместитель генерального директора, финансовый директор компании СберЛизинг— Алексей, с какими ожиданиями вы вошли в 2021 год?

— В 2021 году мы ожидаем восстановление рынка в ряде сегментов — в частности, продолжит расти спрос на легковой и грузовой транспорт. Мы также видим, что постепенно происходит переток из кредитных механизмов в лизинговые, в том числе за счет большей доступности и выгоды лизинга для клиентов. Также растущая популярность лизинга связана с программами господдержки в виде субсидий от Минпромторга, направленных на стимулирование продаж автотранспорта. На 2021 год продлен срок действия программ поддержки автотранспорта, что приведет к росту доли тех, кто будет пользоваться лизингом в сравнении с теми, кто пользуется кредитом. По мере увеличения экономической активности потребность в транспортных перевозках также будет расти.

С крупными сделками — отдельная ситуация. Была надежда, что в 2021 году будет восстанавливаться авиация, но с учетом текущего положения в Европе и Америке, скорее всего, это случится в следующем году. В других сегментах (железнодорожный транспорт, морские и речные суда) мы ожидаем восстановления, но не видим серьезных прорывов с точки зрения роста рынка.

— Фиксируете ли вы отложенный спрос, в каких секторах? 

— Отложенный спрос означает наличие потребности, но невозможность ее реализации, а в ряде отраслей сейчас проблема с наличием самой потребности. Например, отложенный спрос на автотранспорт наблюдался осенью прошлого года, и эта ситуация была продиктована самим рынком.

— В какие сроки удастся вернуться к докризисным объемам по ключевым показателям?

— Думаю, ближе к концу 2022 года рынок вернется к докризисному уровню.

— Каковы причины активного роста лизинга недвижимости по рынку?

— Массового розничного похода в недвижимость мы не видим. На данном рынке очень низкая исходная база, поэтому многое зависит от того, какую конкретную сделку и кто заключил. Иногда даже одна крупная сделка сильно влияет на этот рынок.

— Какая ситуация с автолизингом? Как повлияло на этот сегмент и на рынок в целом появление новой формы лизинга? 

— Оперлизинг — ожидаемое явление, и для его появления сформировалось несколько предпосылок. Финансовый лизинг становится менее доходным, и компании неизбежно уходят в сегмент оперлизинга. Также мы теперь готовы к работе в более сложных сегментах. Накопились опыт, статистика, понимание потребностей клиентов. Кроме того, сами клиенты стали иначе относиться к этой услуге. Ставки понизились, стоимость владения тоже стала меньше. Еще недавно ездить на арендованной машине было странно, а сейчас этим никого не удивить. Это правильный тренд. Например, в Европе 38% сделок — это сделки операционного лизинга. В России это направление пока не дает больших объемов, за исключением такси. Есть исторически сложившиеся компании, которые давно работают на этом рынке, у них большие портфели. Сейчас практически все лизинговые компании обозначили, что они идут в этот сегмент, но процесс пока находится в самом начале. Есть еще нюанс — например, компании, занимающиеся только арендой и никак не связанные с лизингом, в общую статистику не попадают, поэтому полной картины рынка нет.

— Как продвигается вопрос регистрации в ГИБДД на основании электронного ПТС?

— Тут важно разделять два момента. Первый — регистрация машины в ГИБДД на основании договора, подписанного электронным образом. Сейчас большая часть договоров заключаются в электронном виде, в этом мы сильно продвинулись за прошлый год. Но в настоящее время регистрация в ГИБДД на основании такого договора невозможна. Объединенная лизинговая ассоциация (ОЛА) регулярно обращается ко всем институтам, задействованным в этом процессе, с просьбой ускорить ее реализацию.

Второй момент — электронный ПТС. Есть сложности с унификацией. Сейчас часть полей электронного ПТС необязательна, где-то не хватает, например, информации о предыдущих собственниках. Соответственно необходимо внедрить единый стандарт, чтобы он обязывал каждого продавца, производителя, импортера вносить в систему ЭПТС данные о следующем покупателе, что позволит покупателю транспорта проследить цепочку предыдущих собственников. 

— Насколько «аккуратно» клиенты выходят из кризиса? В период локдауна осмотр залогов был затруднен или недоступен. Видите ли вы здесь проблемы?

— В пандемию каждая лизинговая компания запустила свою программу реструктуризации для клиентов, что стало для них ощутимой поддержкой. ОЛА регулярно мониторила ситуацию и собирала данные о количестве реструктуризаций у лизинговых компаний и их доле в общем портфеле.

Многие переживали, что ближе к осени увеличится уровень просрочки. Он действительно вырос к лету, но потом сократился. На массовом рынке стоимость авто в лизинге сильно выросла. Причиной этого стали рост курса доллара и рост цен на авто в связи с закрытыми границами и сокращением поставок. В итоге сумма долга стала меньше стоимости актива. Клиенту стало невыгодно уходить в дефолт, и, если есть возможности, то клиент всеми силами старается завершить сделку. 

К вопросу осмотра залогов мы подготовились заранее, запустив в борьбе за эффективность программу ViewApp — процесс удаленного осмотра лизингового имущества. Удобно и просто с точки зрения технической реализации.

— Как изменения в Законе о кредитных историях повлияют на бизнес? В чем плюсы обязательной передачи лизинговыми компаниями данных в БКИ? 

— Мы понимаем, что, с одной стороны, можем получать больше информации о клиенте, истории его взаимодействия с другими лизинговыми компаниями, но с другой — это очень большой объем информации. Нужна огромная работа как по корректировке систем учета и баз данных внутри компании, так и по настройке передачи этой информации в бюро кредитных историй, потому что масштаб передачи велик. ЦБ после внедрения этого правила будет получать не только отчетность по российским и международным стандартам у ведущих лизинговых компаний по опросам, которые они проводят ежеквартально, но и детальные данные о каждой сделке от всех лизинговых компаний. Хотя, по мнению большинства участников рынка, отрасль и сейчас не испытывает проблем с прозрачностью.

— В 2022 году отчетность по ФСБУ 25/2018 становится обязательной, но работать по новому стандарту можно было раньше. Будут сложности с внедрением новой учетной политики? 

— Некоторые лизинговые компании уже начали предоставлять отчетность по новому стандарту, но сразу столкнулись со сложностями. Это совершенно другой метод учета, нежели привычный для бухгалтеров лизинговых компаний, предоставляющих отчетность в соответствии с РСБУ, поэтому трудности при переходе неизбежны. Сейчас мы работаем над вопросами методологии, действует комитет по бухгалтерскому учету и налогообложению при ОЛА. Также работают ключевые разработчики ПО, так как перед ними стоит задача скорректировать ПО, чтобы основная масса клиентов могла учитывать лизинговые и арендные операции по новым правилам.

— Идут дискуссии о регуляторе. Как, по-вашему, должно осуществляться госрегулирование? 

— В любом регулировании важны цели. Одна из них — прозрачность лизинговой отрасли — уже достигнута. Лизинговые компании отчитываются по каждой сделке в Федресурс, вскоре будут подавать данные по каждой сделке в НБКИ. Больше 40 лизинговых компаний ежеквартально предоставляют отчеты в Банк России, с 1 января 2022 года российская отчетность будет соответствовать международным стандартам. Основные цели всегда вызывали активную дискуссию, и мы видим, что регулирование нужно, чтобы увеличить объем инвестиций в обновление производственных фондов. Важно, чтобы все шаги реформы были направлены на развитие отрасли.

— Расскажите о программах господдержки: чего не хватает рынку?

— Основная цель — чтобы имеющиеся программы работали на конкурсной основе с максимальным вовлечением различных лизинговых компаний. Сейчас есть большая потребность в лизинге IT и серверного оборудования. Важно включить лизинг в программы поддержки цифровой экономики.






Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ