Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
— Алексей, с какими ожиданиями вы вошли в 2021 год?
— В 2021 году мы ожидаем восстановление рынка в ряде сегментов — в частности, продолжит расти спрос на легковой и грузовой транспорт. Мы также видим, что постепенно происходит переток из кредитных механизмов в лизинговые, в том числе за счет большей доступности и выгоды лизинга для клиентов. Также растущая популярность лизинга связана с программами господдержки в виде субсидий от Минпромторга, направленных на стимулирование продаж автотранспорта. На 2021 год продлен срок действия программ поддержки автотранспорта, что приведет к росту доли тех, кто будет пользоваться лизингом в сравнении с теми, кто пользуется кредитом. По мере увеличения экономической активности потребность в транспортных перевозках также будет расти.
С крупными сделками — отдельная ситуация. Была надежда, что в 2021 году будет восстанавливаться авиация, но с учетом текущего положения в Европе и Америке, скорее всего, это случится в следующем году. В других сегментах (железнодорожный транспорт, морские и речные суда) мы ожидаем восстановления, но не видим серьезных прорывов с точки зрения роста рынка.
— Фиксируете ли вы отложенный спрос, в каких секторах?
— Отложенный спрос означает наличие потребности, но невозможность ее реализации, а в ряде отраслей сейчас проблема с наличием самой потребности. Например, отложенный спрос на автотранспорт наблюдался осенью прошлого года, и эта ситуация была продиктована самим рынком.
— В какие сроки удастся вернуться к докризисным объемам по ключевым показателям?
— Думаю, ближе к концу 2022 года рынок вернется к докризисному уровню.
— Каковы причины активного роста лизинга недвижимости по рынку?
— Массового розничного похода в недвижимость мы не видим. На данном рынке очень низкая исходная база, поэтому многое зависит от того, какую конкретную сделку и кто заключил. Иногда даже одна крупная сделка сильно влияет на этот рынок.
— Какая ситуация с автолизингом? Как повлияло на этот сегмент и на рынок в целом появление новой формы лизинга?
— Оперлизинг — ожидаемое явление, и для его появления сформировалось несколько предпосылок. Финансовый лизинг становится менее доходным, и компании неизбежно уходят в сегмент оперлизинга. Также мы теперь готовы к работе в более сложных сегментах. Накопились опыт, статистика, понимание потребностей клиентов. Кроме того, сами клиенты стали иначе относиться к этой услуге. Ставки понизились, стоимость владения тоже стала меньше. Еще недавно ездить на арендованной машине было странно, а сейчас этим никого не удивить. Это правильный тренд. Например, в Европе 38% сделок — это сделки операционного лизинга. В России это направление пока не дает больших объемов, за исключением такси. Есть исторически сложившиеся компании, которые давно работают на этом рынке, у них большие портфели. Сейчас практически все лизинговые компании обозначили, что они идут в этот сегмент, но процесс пока находится в самом начале. Есть еще нюанс — например, компании, занимающиеся только арендой и никак не связанные с лизингом, в общую статистику не попадают, поэтому полной картины рынка нет.
— Как продвигается вопрос регистрации в ГИБДД на основании электронного ПТС?
— Тут важно разделять два момента. Первый — регистрация машины в ГИБДД на основании договора, подписанного электронным образом. Сейчас большая часть договоров заключаются в электронном виде, в этом мы сильно продвинулись за прошлый год. Но в настоящее время регистрация в ГИБДД на основании такого договора невозможна. Объединенная лизинговая ассоциация (ОЛА) регулярно обращается ко всем институтам, задействованным в этом процессе, с просьбой ускорить ее реализацию.
Второй момент — электронный ПТС. Есть сложности с унификацией. Сейчас часть полей электронного ПТС необязательна, где-то не хватает, например, информации о предыдущих собственниках. Соответственно необходимо внедрить единый стандарт, чтобы он обязывал каждого продавца, производителя, импортера вносить в систему ЭПТС данные о следующем покупателе, что позволит покупателю транспорта проследить цепочку предыдущих собственников.
— Насколько «аккуратно» клиенты выходят из кризиса? В период локдауна осмотр залогов был затруднен или недоступен. Видите ли вы здесь проблемы?
— В пандемию каждая лизинговая компания запустила свою программу реструктуризации для клиентов, что стало для них ощутимой поддержкой. ОЛА регулярно мониторила ситуацию и собирала данные о количестве реструктуризаций у лизинговых компаний и их доле в общем портфеле.
Многие переживали, что ближе к осени увеличится уровень просрочки. Он действительно вырос к лету, но потом сократился. На массовом рынке стоимость авто в лизинге сильно выросла. Причиной этого стали рост курса доллара и рост цен на авто в связи с закрытыми границами и сокращением поставок. В итоге сумма долга стала меньше стоимости актива. Клиенту стало невыгодно уходить в дефолт, и, если есть возможности, то клиент всеми силами старается завершить сделку.
К вопросу осмотра залогов мы подготовились заранее, запустив в борьбе за эффективность программу ViewApp — процесс удаленного осмотра лизингового имущества. Удобно и просто с точки зрения технической реализации.
— Как изменения в Законе о кредитных историях повлияют на бизнес? В чем плюсы обязательной передачи лизинговыми компаниями данных в БКИ?
— Мы понимаем, что, с одной стороны, можем получать больше информации о клиенте, истории его взаимодействия с другими лизинговыми компаниями, но с другой — это очень большой объем информации. Нужна огромная работа как по корректировке систем учета и баз данных внутри компании, так и по настройке передачи этой информации в бюро кредитных историй, потому что масштаб передачи велик. ЦБ после внедрения этого правила будет получать не только отчетность по российским и международным стандартам у ведущих лизинговых компаний по опросам, которые они проводят ежеквартально, но и детальные данные о каждой сделке от всех лизинговых компаний. Хотя, по мнению большинства участников рынка, отрасль и сейчас не испытывает проблем с прозрачностью.
— В 2022 году отчетность по ФСБУ 25/2018 становится обязательной, но работать по новому стандарту можно было раньше. Будут сложности с внедрением новой учетной политики?
— Некоторые лизинговые компании уже начали предоставлять отчетность по новому стандарту, но сразу столкнулись со сложностями. Это совершенно другой метод учета, нежели привычный для бухгалтеров лизинговых компаний, предоставляющих отчетность в соответствии с РСБУ, поэтому трудности при переходе неизбежны. Сейчас мы работаем над вопросами методологии, действует комитет по бухгалтерскому учету и налогообложению при ОЛА. Также работают ключевые разработчики ПО, так как перед ними стоит задача скорректировать ПО, чтобы основная масса клиентов могла учитывать лизинговые и арендные операции по новым правилам.
— Идут дискуссии о регуляторе. Как, по-вашему, должно осуществляться госрегулирование?
— В любом регулировании важны цели. Одна из них — прозрачность лизинговой отрасли — уже достигнута. Лизинговые компании отчитываются по каждой сделке в Федресурс, вскоре будут подавать данные по каждой сделке в НБКИ. Больше 40 лизинговых компаний ежеквартально предоставляют отчеты в Банк России, с 1 января 2022 года российская отчетность будет соответствовать международным стандартам. Основные цели всегда вызывали активную дискуссию, и мы видим, что регулирование нужно, чтобы увеличить объем инвестиций в обновление производственных фондов. Важно, чтобы все шаги реформы были направлены на развитие отрасли.
— Расскажите о программах господдержки: чего не хватает рынку?
— Основная цель — чтобы имеющиеся программы работали на конкурсной основе с максимальным вовлечением различных лизинговых компаний. Сейчас есть большая потребность в лизинге IT и серверного оборудования. Важно включить лизинг в программы поддержки цифровой экономики.
О трансформации страховых продуктов в «конструкторы», переходе к модели страхования «по подписке» и развитии высоких технологий в этой области рассказала «Б.О» Катрин Соомре, директор дивизиона «Защитные страховые продукты и сервисы» «Сбера»
Согласно данным с официального сайта СБП, уже более 200 финансовых организаций подключились к этому сервису. Популярность СБП постоянно растет: например, ЦБ обнародовал цель о переводе четверти межбанковских переводов на данный сервис к 2023 году. Естественно, что система, через которую проходит значительный объем транзакций (в конце прошлого года через СБП было выполнено 87 млн переводов общим объемом 643 млрд рублей), интересна злоумышленникам
2020 год был богат на утечки данных граждан и попытки их продажи в даркнете. Мы решили опросить представителей банков, сталкивались ли они с этой проблемой в прошлом году, и как в целом банки решают задачу защиты от утечек.
Просим принять участие в мини-опросе только сотрудников финансовых организаций – это займет не более 2-х минут! Опрос исключительно анонимный.