Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Ренессанс российского консьерж-сервиса
02.02.2021 FinStyleАналитика

Ренессанс российского консьерж-сервиса

Еще до пандемии под life style management (LSM) в качестве самостоятельного бизнеса и в рамках традиционного private banking (PB) понималось обеспечение статусного стиля жизни состоятельного клиента и его семьи. В это и эволюционировал консьерж-сервис, передав свое название более специализированному и нишевому сервисному направлению в рамках LSM


Все плохо, и хуже не бывает?

Закрытие границ, переход на удаленные сервисы, почти тотальный государственный контроль за практически любыми операциями заставляют надолго забыть не только всю статусную атрибутику, но и сам life style management как целостное направление. Хоть как-то адаптировавшиеся к более или менее успешной работе в период пандемии бывшие традиционные локомотивы банковского LSM — рестораны, табачные и винные бутики — ничем не могут похвастаться. Даже спустя год они, какое-то время судорожно выживавшие за счет так долго откладывавшейся модернизации служб доставки и онлайн-продаж массовым категориям клиентов, осторожно говорят о возвращении к докризисным показателям прибыли, ориентируясь лишь на следующий год.  

LSM надо срочно и качественно эволюционировать, иначе шансов не остается. Времени и ресурсов нет. Иначе он превратится в какой-то дотируемый вторичный сервис, интегрированный в другие направления и не имеющий самостоятельности — как тот же консьерж для владельцев платежных карт, где услуги, ранее предлагавшиеся исключительно VIP-клиентам, будут масштабироваться на менее состоятельные клиентские категории. Да, сохранятся отдельные временные ниши, но перспективы самостоятельного бизнеса исчезнут. Например, тот же консьерж в рамках персонализации сейчас переживает ренессанс, но надолго ли? Перефразируем на примере старой рекламы консьержа («А еще мы выгуливаем собак!»). Если у VIP-клиента возникла потребность выгулять собаку, то прошлой весной это удалось отдельному консьержу, потому что ему просто повезло — в отличие от конкурентов, большинство клиентов которых оказались кошатниками. Тут же выяснилось, что благодаря собаке можно просто погулять на свежем воздухе, и наш консьерж быстро помог распродать всех щенков, приютских собак, отловить и пристроить всех бродячих псов в округе, замахиваясь на более приоритетное представление в подразделении PB. Но собаки быстро закончились, гулять стало проще, и «планов громадье» исчерпалось! 

Хуже всего то, что две волны пандемии COVID-19 и связанные с этим ограничения уже позволяют обобщать данные и достаточно четко представить, что в постковидном мире будет с LSM. Бизнес не останется прежним — не только как самостоятельный, но и в рамках PB, где есть более актуальные проблемы. Ведь в рамках открытой архитектуры услуг PB целевая концепция LSM во многом ее повторяет, хотя на менее обобщенном уровне. То есть LSM важен не столько тогда, когда на рынке и у VIP-клиента все хорошо и предсказуемо, а как раз, наоборот, в плохие времена. Хороший консьерж, из которого и вырос весь LSM, почти незаметен своим постоянным сопровождением, которое считается само собой разумеющимся. На него обращают особое внимание, когда появляется какая-то нетривиальная, нетипичная задача, и он ее успешно решает. Вот тогда его ценят.

Но кризис-менеджер из LSM сейчас не получается. Например, на мобильность и доступность сервисов, особенно медицинских, он со своими существующими наработками может повлиять не всегда, а потому логично нежелание его использовать. Никто не хочет в кризис рисковать (это же не просто клиенты, а «випы»), и проще подыскивать ему (пусть и более дорогую и менее персонализированную) замену в виде тех же программ лояльности элитных платежных карт. С учетом той же медицинской сферы, одного из приоритетных направлений в традиционном LSM (который в прошлом году провалился, когда не смог обеспечить палату с аппаратом ИВЛ отдельным клиентам), впору говорить даже о крахе концепции. 

Поэтому обсуждение темы LSM и консьерж-сервисов на профильной декабрьской юбилейной 10-й конференции Adam Smith Institute's «Wealth Management & Private banking Summit — Russia & CIS» выглядело интригующим. Особенно в плане ответа на вопрос, есть ли смысл в подобных услугах в ближайшей перспективе уже и в рамках PB, раз по-отдельности не получается, о чем автор дискутировал еще с одним участником — Алексеем Александровым из ВТБ. И здесь стоит снова вернуться к концепции кризис-менеджмента, в рамках которой сейчас пытается репозиционировать свой бизнес российский PB.

Может, хоть что-то?

К нынешнему кризису отечественный PB оказался не готов именно как кризис-менеджер. То, что произошло в прошлом году, сравнимо с кризисом 2008 года, о котором благополучно забыли, ориентируясь на более щадящий режим последующей рецессии, продолжающийся и после введения санкций. В результате PB эволюционировал под концепцию «кризис-менеджмент лайт», и было полностью реализовано взаимодействие с контрагентами в рамках открытой архитектуры продуктового ряда. Никто тогда не мог подумать, что свой основной бизнес по двум наиболее прибыльным направлениям придется буквально сохранять по кусочкам, что и продолжается до сих пор. 

В первом финансовом и налоговом консалтинге через деофшоризацию, налоговые амнистии и отдельные санкции, в последнее десятилетие все неторопливо развивалось в сторону повышения прозрачности по счетам и операциям VIP-клиентов. К этому российский PB адаптировался, выстроив целую систему взаимодействия с более подготовленными внешними консультантами-контрагентами. Но в пандемию активы состоятельных лиц стали слишком легкой мишенью для политиков, заговоривших о социальной справедливости, и уже отработанные схемы налоговой оптимизации пришлось пересматривать, причем точечно, непосредственно «в поле», в постоянном режиме. Все это будет продолжаться и в будущем, так что значимость внешних консультантов по сравнению с банкирами повысится. Последним даже приходится считаться с уберизацией соответствующих услуг. Например, сейчас консультанты самостоятельно предлагают VIP-клиентам предпочтительные компании по покупке недвижимости за рубежом и операционные схемы поддержки бизнесов в разных зарубежных юрисдикциях — уже в рамках своей налоговой схемотехники, игнорируя открытую архитектуру банкиров. 

Вот-вот VIP-клиентам порекомендуют сменить и банк, поэтому пересмотр приоритетов при работе с открытой архитектурой — актуальная задача. Только способов хоть как-то повлиять на ситуацию, проявив себя, пока основные игроки заняты своими делами, у LSM здесь нет. Возможны точечные, нишевые решения в некоторых зарубежных юрисдикциях как для банкиров, так и для их контрагентов, но это лишь частные, непрогнозируемые реализации для сегодняшнего дня, где не просматривается система, что во многом и нивелирует дальнейшие перспективы.

По управлению активами с наступлением эпохи неопределенности выстраивается однозначное позиционирование тех же депозитов и инвестиционных схем с фиксированной доходностью, нивелирующих риски неопределенности на ближайшее время. Но последние лет десять, что стало особенно заметно с введением санкций, активы VIP-клиентов вытесняются в Россию и размещаются на более надежные депозиты крупных, в основном государственных, банков. Лишь с конца 2019 года отдельные VIP-клиенты, постепенно разочаровывающиеся в депозитах, стали рассматривать альтернативные предложения и интересоваться прямыми инвестициями в бизнес, наиболее близкий и понятный им. 

К прошлому лету резко упавшие ставки по депозитам на российском рынке и достаточно низкие ставки по тем же продуктам с фиксированной доходностью (не говоря уже об отрицательных ставках по некоторым депозитам в Европе) заставили гораздо больше VIP-клиентов задуматься об альтернативных инвестициях. Однако в постковидную эпоху инвестиционные подразделения банков будут по-прежнему ориентироваться на консервативные продукты для клиентов из корпоративного и розничного секторов, игнорируя VIP-клиентов, не входящих для них в число целевых. Поэтому VIP-клиентам остается инвестировать самостоятельно, на свой страх и риск, что не всем подходит, или выбирать надежного инвестиционного консультанта в лице того же бутика с клубной моделью. 

А если подождать? Те же госбанки сами запустят собственные сервисы прямых инвестиций, например закрытые фонды по инвестициям в складскую и промышленную недвижимость, ретейл, промышленные активы и т.д., которые уже начинают появляться. Но эти проекты больше ориентированы не на «випов», а на других целевых клиентов. При этом может сказаться потеря темпа, когда возможности самостоятельных инвестиций «схлопнутся» еще больше из-за появления более специализированных игроков, использующих модели value funds по покупке на год-два наиболее недооцененных бизнесов.  

Тем не менее возможностей у LSM становится чуть больше. Некоторые VIP-клиенты все-таки начинают понимать, что при самостоятельных инвестициях им необходим доверенный советник (хотя до мысли выбрать бутик им пока еще далеко), что сейчас во многом связано с неудачными попытками вложения таких же VIP-клиентов. Ведь в бизнесе надо хоть как-то разбираться, понимать, в чем состоит специфика конкурентного преимущества самого бизнеса и связей его собственников, которые с помощью того же LSM надо не упустить, не приобретая очередную сеть барбершопов, винный бутик или элитный ресторан, которых в местной локации полно. 

Шансы остаются, надо только правильно ими воспользоваться

Однако за счет того, что текущие интересы российского PB пока заняты собственными, чисто продуктовыми проблемами, не затрагивающими интересы LSM, у последнего появляется возможность попытаться провести свое репозиционирование самостоятельно. Причем начать его можно сейчас, возвратившись на время к консьерж-сервису и постаравшись продемонстрировать успех в отдельных узких сегментах. Цель — не столько заработать хоть что-то, сколько постараться нивелировать репутационные потери, связанные с неготовностью оперативно решать проблемы VIP-клиентов по их статусному сопровождению, особенно по медицинскому направлению. Не следует забывать и о дальнейшей эволюции этих вроде бы разрозненных нишевых успехов, объединяющих консьержи в более обобщенный сервис уже нового LSM. Ведь с таким ребрендингом отечественному PB уже придется считаться, когда он все-таки обратит на LSM свое внимание.

Такое направление существует, и его развитие хорошо коррелирует с основной задачей LSM по статусному сопровождению, особенно в кризисной ситуации. Оно связано с новым пониманием роли самого статусного сопровождения VIP-клиента в новой цифровой реальности. Об этом аспекте цифровизации как неизбежном будущем PB говорили задолго до пандемии на фоне проникновения цифровых технологий в финансовую и банковскую сферы у нас в стране с учетом специфики развития IT-отрасли. Это позволило адаптировать и реализовывать первые сервисные методики, попутно попытавшись обобщить результаты их монетизации по итогам перовой и второй волн коронавируса. 

Вендоры столкнулись с необходимостью поддержки собственной инфраструктуры, когда неожиданно стали приносить прибыль неприоритетные направления, за счет которых пришлось поддерживать остальные, оставшиеся пока невостребованными. Подобный точечный, нишевый отклик непредсказуемого спроса неудивителен в кризис, однако он потребовал от вендоров мгновенного отклика, тех самых локальных капексов, что до сих пор мало кто может себе позволить. Решать задачи потребовалось «здесь и сейчас», жестко перераспределяя ресурсы, а главное, приоритеты, причем не в пользу вроде бы общепризнанных и устойчивых тенденций на среднюю и долгосрочную перспективу. Возврат на ранее предсказанную траекторию цифровизации произойдет, но он случится не сразу. Пока же всех ресурсов вендоров (а рентабельность отрасли традиционно высока) хватает только на частности и ниши. 

И здесь у консьержа появляются реальные шансы, ведь почти в каждой из этих ниш все сводится к простому соотношению удобства статусного использования продукта для VIP-клиента и навязываемых ограничений, на которые, в рамках того же понимания собственного статуса, клиент будет вынужден со временем пойти. Чем больше проходит времени, тем лучше VIP-клиент понимает, что с частью этих ограничений (например, требованиями по кибербезопасность, новыми «антиотмывочными» правилами, требованиями к трансграничным операциям) ему все-таки придется смириться. И у консьержа здесь просто больше возможностей, чтобы, посмотрев на готовые успешные решения в других нишах, адаптировать их для своих, постаравшись заранее нивелировать возможные статусные возражения со стороны своих VIP-клиентов. А со временем это позволяет консьержу уже на этапе первоначального выбора решений вендоров для адаптации направлять их усилия в нужном направлении и за счет более широкого покрытия ниш быстро эволюционировать из отдельных консьерж-сервисов в новый цифрой LSM.

Это становится заметно даже по приоритетным направлениям развития российского PB. В том же финансовом и налоговом консалтинге основная конкуренция между банкирами и консультантами нацелена на репозиционирование и связана с наиболее прибыльными продуктовыми решениями и отказом от вторичных и несущественных сервисов тех же удаленных консалтинга, обслуживания и сопровождения. Несовпадающий выбор предпочтительных решений со стороны банкиров, консультантов, целевых VIP-клиентов и вендоров здесь требует незаинтересованного обобщения, удовлетворяющего всех. Что устраивает LSM, уже сейчас предлагающеего варианты стандартизации на основе безопасных и конфиденциальных сервисов. Это касается и управления активами, где возрастает роль персонального инвестиционного советника VIP-клиента, активно консультирующего его по широкому кругу проблем в условиях неопределенности постковидной рецессии и стремящегося повлиять на общую лояльность через проведение специализированных закрытых вебинаров для отдельных групп клиентов («Имеет ли смысл вкладываться в российские стартапы в постковидной экономике?», «Насколько раздут пузырь криптовалют?», «На что сейчас стоит обращать внимание при покупке винного бутика»). Шансы остаются, надо только правильно ими воспользоваться.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ