Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Робоинвестирование 2.0: почему успеха добиваются не все
21.06.2019 Аналитика

Робоинвестирование 2.0: почему успеха добиваются не все

На арене робоконсультирования начинают появляться развитые организации, и, хотя их методы способны ускорить подготовку инвестиционных рекомендаций, чисто алгоритмические продукты могут не удовлетворять потребностям искушенных инвесторов


Изначально на рынке робоконсультирования доминировали стартапы, но за последние 12 месяцев в него вошли такие развитые организации, как Standard Life, HSBC, Fidelity and Goldman Sachs, которые либо запустили собственные сервисы, либо инвестировали в чужие. Робоконсультирование обычно включает в себя цифровые методы вовлечения клиентов и использование алгоритмов составления подходящего портфеля для инвестора. Первоначально оно предназначалось для того, чтобы предложить тем инвесторам, которые не могли себе позволить финансовую консультацию, инвестиционные рекомендации по цене ниже, чем у банков, независимых финансовых консультантов и розничных фондовых платформ.

Многие ожидают дальнейшего расцвета робоконсультирования, считая, что будущее инвестиций будет определяться не столько взаимоотношениями, сколько данными. Очевидно, что рост этого сектора многими приветствуется. Первоначально такое использование информационных технологий одобряли такие регуляторы, как британское Управление по финансовому поведению (FCA), американская Комиссия по ценным бумагам и биржам и Монетарное управление Сингапура, в качестве способа обслуживать клиентов с меньшим объемом активов и закрыть так называемый разрыв в консультировании (advice gap). Однако в мае 2018 года сектор оказался под огнем критики: FCA заявило, что недовольно робоконсультантами, и предупредило, что работающие через мобильные приложения инвестиционные компании недостаточно информируют клиентов о рисках, не проясняют свои тарифы и не полностью понимают, чего на самом деле хотят достичь их клиенты. Здесь лежат основные проблемы робоконсультантов: повышение квалификации клиентов, регуляторная сложность и привлечение клиентов.

В сегодняшней непростой и фрагментированной сфере инвестиций, несомненно, есть место для прямолинейного робоконсультирования, но сложности возникли при переходе на массовый рынок. Желающим выстроить такое предложение нужно усвоить три урока. Во-первых, повышение квалификации — это необходимая и самая трудная часть работы в сфере финансовых услуг. Клиенты на массовом рынке часто неопытны и не имеют такого уровня знаний и понимания работы инвестиций, как у более искушенных инвесторов. Во-вторых, для занимающихся робоконсультированием компаний, базовый опыт которых часто связан с IT или маркетингом, правила и нормы финансовых услуг объемны, сложны и в случае не очень опытных клиентов нередко довольно коварны.

Многие ожидают дальнейшего расцвета робоконсультирования, считая, что будущее инвестиций будет определяться не столько взаимоотношениями, сколько данными

У крупных банков и управляющих частным капиталом компаний есть дополнительная сложность в виде необходимости создавать новые онлайн-платформы, хотя нередко они начинают работать с устаревшими и громоздкими системами. Это создает еще больше потенциальным проблем с безопасностью и регулированием. Наконец, построить хорошую клиентскую базу особенно трудно стартапам, у которых нет готового обширного списка клиентов. Именно поэтому некоторые крупные банки и управляющие частным капиталом ищут на этом рынке партнеров, а не пытаются создавать сервисы с нуля.

Компания Nutmeg, в которую в прошлом году вложился Goldman Sachs, утверждает, что наблюдает тенденцию роста количества людей с объемом активов больше 1 млн фунтов стерлингов среди своих пользователей. Алгоритмы и роботы еще не дошли до того уровня, когда смогли бы работать со сложными потребностями индивидуальных инвесторов, особенно опытных. Будущее инвестирования — в цифровых технологиях, но в случае более опытных и профессиональных инвесторов остается место для человеческого интеллекта, который может определять требующийся каждому отдельному клиенту вид услуги. Всегда нужно будет понимать эмоциональные факторы создания богатства, которые робоконсультант не может полностью охватить. При всех достоинствах информационных технологий для развивающихся потребностей этого клиентского сегмента лучше подходит гибридная модель, включающая индивидуализированное решение, создаваемое и человеком, и машиной.

Например, Saxo Bank предлагает цифровой сервис, находящийся в сфере робоконсультирования, но не основанный на алгоритмах или роботах. Вместо этого он использует компетенцию международно признанных инвестиционных компаний и притом нацелен на конкретную аудиторию частных и профессиональных инвесторов. Более того, хотя вовлечение клиентов ориентировано на онлайн-платформу, в разной степени применяется и связь между людьми (не для консультирования), по телефону или лицом к лицу. Партнерские отношения могут в ближайшие годы стать одним из самых прорывных факторов в финансовом секторе и основой для значительного шага вперед в использовании информационных технологий в данной области. Предоставляющие финансовые услуги компании, число которых постоянно растет, теперь могут не разрабатывать собственные системы, а использовать знания и опыт коллег и благодаря этому высвобождать значительные ресурсы и обеспечивать клиентам лучшие продукты и услуги.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ