Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Рынок потребкредитования — фавориты новые, лидеры старые
01.12.2007

Рынок потребкредитования — фавориты новые, лидеры старые

Казалось бы, для рынка потребкредитования 2007 год должен был бы войти в историю как время сплошных проблем и неприятных сюрпризов. Тут и июльская инструкция ЦБ, обязавшая банки «вскрывать эффективные ставки», и кризис доверия на межбанковском рынке, и сохраняющаяся тенденция к росту доли «просрочек» и «невозвратов» в кредитных портфелях банков.Тем не менее, как утверждают банкиры, никто всерьез даже не помышляет о «замораживании» этого направления деятельности: напротив, все больше банков предлагают новые программы потребкредитования и новые продукты, призванные удовлетворить самые прихотливые запросы клиентов.


Конечно, говорят банкиры, если исходить из абсолютных показателей темпов роста кредитных портфелей банков, то можно прийти к выводу, что рынок потребкредитования «остывает», как, впрочем, и рынок кредитования физлиц в целом. В 2005 году, как поясняет вице-президент, начальник отдела кредитных продуктов Ситибанка Елена Позныхова, совокупный объем кредитов, предоставленных банками физическим лицам, увеличился на 91%, в 2006 году — на 75%, а в 2007 году этот показатель, скорее всего, не превысит 50%. «Такой вывод можно сделать на основании статистики ЦБ РФ: в соответствии с ней, темпы роста рынка кредитования физлиц за период с января по октябрь 2007 года составили 41%. Так что, скорее всего, по итогам года мы увидим рост на уровне 45–50%», — полагает эксперт. Ну, а темпы роста потребительского кредитования, по прогнозам ЦБ РФ, могут оказаться чуть выше и составить порядка 60%. Тем не менее они тоже будут значительно отставать от тех показателей, к которым рынок успел привыкнуть за предыдущие годы бума.

Банкиры, однако, не склонны драматизировать ситуацию. По их словам, рынок потребкредитования в частности и кредитования физических лиц в целом «остывает» не по чьей-то злой воле и не под влиянием негативных новостей, а в силу совершенно объективных факторов. «Если говорить о кредитовании физических лиц, то увеличение объемов предоставленных займов на 45–50% в год — это не повод для драматизации ситуации, а показатель, свидетельствующий о хорошем росте, — подчеркивает Елена Позныхова (Ситибанк). — Особенно если учесть, что в 2007 году рост объемов кредитов, выданных физлицам, происходит не от «нулевой базы», как это было раньше, а от достаточно серьезных уровней». Ожидать в такой ситуации, что мы снова увидим удвоение объемов рынка, было бы, по меньшей мере, странно, считает эксперт.

Валерий Кардашов:

Экспресс-кредиты, срок рассмотрения заявок по которым не превышает одного часа, теряют свою актуальность. Они являются рискованными для банков и все менее привлекательными для заемщиков.

С Еленой Позныховой согласен председатель совета директоров Русфинансбанка Жан-Люк Пи. «В предыдущие годы — точнее сказать, в предыдущие четыре-пять лет — объемы потребкредитования росли очень быстро, фактически каждый год этот рынок удваивался, — говорит глава Русфинансбанка. — Сейчас он не то что «охлаждается», но темпы его роста несколько замедляются в силу совершенно объективных причин. В то же время необходимо иметь в виду, что рынок потребкредитования в России остается очень небольшим, особенно если сравнивать его с аналогичными рынками в других странах. Поэтому потенциал для дальнейшего роста у потребкредитования есть, и очень значительный».

С этим выводом согласен и директор департамента развития розничного бизнеса Оргрэсбанка Вячеслав Лясевич. «Рентабельность продуктов постепенно снижается, однако в целом потребительское кредитование остается одним из самых высокодоходных видов банковской деятельности, пик развития которого, на наш взгляд, еще не наступил», — уверен специалист.

Обоснованность выводов банкиров подтверждают и исследования, проведенные независимыми аналитическими и консалтинговыми компаниями. Так, по данным опроса, проведенного компанией BusinessVision в октябре 2007 года, интерес россиян к потребительским кредитам сохраняется на очень высоком уровне. Около трети респондентов, опрошенных в ходе исследования, только собираются совершить покупку в кредит, а почти половина респондентов уже воспользовалась потребительским кредитом. При этом большинство опрошенных заявили, что они получили только один кредит и планируют взять еще один.

«Экспресс-кредиты» как жертва ЦБ, рисков и грамотности

Тем не менее, как признают банкиры, было бы неверным утверждать, что рынок потребкредитования в России живет как птичка божья и не знает ни забот, и ни труда. Забот у финансовых структур, работающих на нем, как раз более чем достаточно, и так вышло, что их число значительно возросло в 2007 году. В последние несколько месяцев, как говорят участники рынка, очень актуальным стал вопрос — что делать с экспресс-кредитами, которые ранее считались безусловными фаворитами с точки зрения доходности и легкости получения? И на выдачу которых была «заточена» деятельность сразу нескольких крупнейших игроков национального банковского рынка.

Жан-Люк Пи:

Банкам, которые раньше прибегали к «скрытым комиссиям», приходится отказываться от них не только под давлением ЦБ, но и потому, что заемщики стали более осторожными и внимательными при подборе кредитных программ.

«Экспресс-кредиты, срок рассмотрения заявок по которым не превышает одного часа, а часто и 30 минут, действительно теряют свою актуальность, — признает заместитель председателя правления по развитию розничного бизнеса Русь-Банка Валерий Кардашов. — Они являются рискованными для банков в силу того, что произвести качественную проверку заемщика за 30 минут невозможно, чем зачастую пользуются мошенники, следовательно, просроченная задолженность по таким кредитам очень велика». С ним согласен и начальник департамента маркетинга и розничных продуктов Русского банка развития (РБР) Дмитрий Орлов. «В 2007 году банки стали проявлять меньше интереса к таким продуктам, как экспресс-кредитование и товарное кредитование, и стали переключаться на нецелевое потребительское кредитование и кредитование по пластиковым картам. К такому решению многие финансово-кредитные структуры подталкивают изменения в законодательстве (в частности, вступление в силу июльской инструкции ЦБ, предусматривающей обязательное раскрытие эффективной ставки), а также рост кредитных рисков в сфере экспресс-кредитования».

То, что установление на рынке новых правил игры, продиктованных ЦБ, действительно ударило по рынку экспресс-кредитования, никто из экспертов не отрицает. Однако, по мнению Жан-Люка Пи (Русфинансбанк), было бы ошибочным «списывать» все происходящее на действия ЦБ по регулированию рынка. «Банкам, которые раньше прибегали к «скрытым комиссиям», приходится отказываться от них не только под давлением ЦБ, но и потому, что заемщики стали более осторожными и внимательными при подборе кредитных программ. Это естественно: несколько лет назад потребительские кредиты были совершенно новой услугой, и клиенты банков еще не понимали что к чему. Теперь они гораздо лучше разбираются в различных аспектах кредитования», — говорит специалист.

С главой Русфинансбанка согласна и начальник управления потребительского кредитования банка «Союз» Наталья Арефьева. «Заемщики постепенно привыкают к кредитной культуре, становятся более грамотными и уделяют внимание не только условиям кредитования, но и дальнейшему качеству сервиса при обслуживании кредита», — говорит она. К такому же выводу приходит и Елена Позныхова (Ситибанк). «За последние годы потребители банковских услуг накопили немалый опыт, стали более экономически грамотными, многие из них обрели хороший «профайл» — кредитную историю. У них появилось и желание, и возможность выбирать максимально выгодные для себя кредитные продукты — не дорогие займы, рассчитанные только на приобретение конкретных товаров, а кредиты на любые цели, которые, кстати сказать, являются куда более дешевыми, чем экспресс-кредиты», — подчеркивает специалист. «То есть, на мой взгляд, 1 июля, конечно, сыграло свою роль, но изменения на рынке потребительского кредитования начались намного раньше. И они были продиктованы в первую очередь потребностями участников этого рынка — и банками, и заемщиками», — резюмирует вице-президент Ситибанка.

Куда податься бедным «экспресс-банкам»?

То, что ситуация на рынке изменилась не в лучшую сторону для экспресс-кредитования, признают и финансово-кредитные структуры, которые до этого строили свою деятельность почти исключительно на предоставлении так называемых «магазинных» или «товарных» займов. Президент Хоум Кредит энд Финанс Банка (ХКФБ) Евгений Бернштам в интервью «БО», например, утверждал, что потребительское кредитование действительно становится все менее привлекательным, но не с точки зрения рисков, а с точки зрения отдачи на капитал. По словам главы «Хоум Кредита», банка, долгое время занимавшего лидирующие позиции в сфере экспресс-кредитования, никаких сверхприбылей при предоставлении «товарных» займов банки больше не получают. И более того, их прибыли в этом бизнесе «стремятся к нулю» и составляют такую незначительную величину, которой смешно завидовать.

Конечно, с подобной пессимистичной оценкой согласны далеко не все банкиры. Тем не менее в 2007 году совершенно четко проявилась тенденция к постепенному исчезновению с рынка узкоспециализированных «экспресс-банков». Так, банк «Русский Стандарт» стал активно заниматься нецелевым потребкредитованием, а также кредитными картами и предоставлением займов на покупку автомобилей. Хоум Кредит энд Финанс Банк также принял решение о диверсификации своей деятельности за счет развития таких направлений, как автокредитование и ипотека. В результате, по данным агентства «РусРейтинг», «Русский Стандарт» снизил кредитный портфель в торговых точках на 70%, увеличив при этом портфель кредитов по картам на 40%. А ХКФБ портфель товарных экспресс-кредитов снизил почти на 40%, увеличив долю «пластиковых» ссуд примерно на 26%. Наконец, как стало известно «БО», о разработке новых продуктов в сфере кредитования физлиц подумывают и «дочки» иностранных банков, ранее делавшие упор на предоставлении займов в торговых точках. Иными словами, процесс перехода от «чистого» экспресс-кредитования к классическому потребкредитованию, похоже, принимает массовый характер. И, по словам экспертов, вряд ли что-нибудь способно в обозримом будущем переломить эту тенденцию.

Впрочем, как подчеркивает Елена Позныхова (Ситибанк), было бы неверным на основании этого делать вывод о грядущей смерти экспресс-кредитования в России. «Как отдельный сегмент рынка, оно никуда не денется. В пользу этого говорит и мировой опыт. Экспресс-кредитование сохраняется даже на очень высокоразвитых финансовых рынках, например в Бельгии и Германии. Всегда найдутся заемщики, которые захотят купить вещь «здесь и сейчас», и они всегда будут готовы взять экспресс-кредит. Так что, я думаю, и у нас экспресс-кредитование не умрет — правда, возможно, оно немного трансформируется», — считает специалист. И добавляет: «Конечно, доля экспресс-кредитования в общем объеме кредитования частных лиц уже сократилась, и, скорее всего, она будет сокращаться и дальше. И наверняка оно будет отставать по темпам роста от автокредитования, ипотеки и, главное, от нецелевого потребительского кредитования и кредитных карт».

В списке лидеров пока без перемен?

Перестроиться, конечно, экспресс-банки смогут, в этом нет сомнений. Но россияне, как никто другой, убедились: любая перестройка чревата не только огромными затратами, но и потерей темпов развития, а в некоторых случаях и утратой лидирующих позиций. Значит ли это, что в обозримом будущем нам следует ожидать ротации в рейтингах банков-лидеров по объемам потребкредитования?

И да, и нет, говорят эксперты. «Как и ранее, основными категориями лидеров данного сегмента являются крупные государственные банки (Сбербанк, ВТБ 24), а также крупные розничные банки, вкладывающие большие средства в рекламные бюджеты (БРС, Ситибанк, «Хоум Кредит»). Безусловно, «дочки» иностранных банков с «дешевыми» ресурсами продолжают укреплять свои позиции на рынке», — говорит Валерий Кардашов (Русь-Банк). «Безусловным лидером на рынке потребительского кредитования является Сбербанк России, которому не страшны ни новые правила игры, установленные ЦБ, ни обострение проблем с рефинансированием кредитных портфелей. Очень быстро растет ВТБ, его позициям на рынке потребкредитования и более широко — на рынке кредитования физических лиц — также ничего не угрожает», — уверен Дмитрий Орлов (РБР). — Возможно, несколько сократит свою активность банк «Русский Стандарт», также возможно, что проблемы с выдачей кредитов возникнут у банков, занимающих сравнительно невысокие позиции во всевозможных рейтингах. Однако, повторюсь, лидеров рынка это не затронет, и поэтому вряд ли стоит ожидать серьезной ротации среди них». А Елена Позныхова из Ситибанка считает, что перечень лидеров на рынке потребкредитования и шире — на рынке кредитования физлиц — может не столько измениться, сколько пополниться. Но произойдет это только в случае прихода в Россию крупного иностранного банка с очень агрессивной политикой. «Однако, честно говоря, вероятность такого развития событий невелика: сейчас рынок уже не является таким комфортным для «захода», каким он был несколько лет назад. И вновь прибывшему иностранному банку будет очень сложно захватить существенную долю рынка за счет органического роста — то есть без покупки крупного российского банка», — полагает эксперт.

Глава Русфинансбанка Жан-Люк Пи разделяет эти выводы, однако, по его мнению, в России никогда не следует говорить «никогда». «Рынок потребкредитования здесь развивается очень быстро: в последние несколько лет объемы выданных кредитов ежегодно удваивались. При таких темпах роста никому ничего не гарантируется», — предупреждает специалист. «Совершенно очевидно, что сейчас некоторое преимущество могут получить иностранные финансово-кредитные группы — просто потому, что они привыкли играть по прозрачным правилам не только в России, но и на других мировых рынках. Они знают, как это делать, и продажа кредитных продуктов с четкими и прозрачными условиями обслуживания не вызывает у них трудностей. Благодаря этому они могут рассчитывать на формирование базы лояльных клиентов, которые готовы к долгосрочному сотрудничеству с ними», — предполагает эксперт. «Российские банки, ранее прибегавшие к «трюкам» со ставками для привлечения клиентов, на такой результат могут рассчитывать далеко не всегда. Положим, раньше им удавалось продавать кредитные продукты на внешне выгодных, а фактически невыгодных условиях. Но практика показывает, что клиенты достаточно быстро обучаются на собственном опыте, и в дальнейшем предпочитают идти в другие банки, играющие по более «прозрачным» правилам», — подчеркивает Жан-Люк Пи.

Вячеслав Лясевич из Оргрэсбанка, со своей стороны, тоже не исключает возможности ротации лидеров на рынке потребкредитования в среднесрочной перспективе. «Сейчас на первом месте, конечно, госбанки. На второй ступеньке пьедестала — ряд российских банков, вышедших на рынок потребительского кредитования на заре его развития. И первых, и вторых активно, с ускорением догоняют «дочки» иностранных банков, уровень опыта которых в данном бизнесе нельзя недооценивать», — считает эксперт.

Здравствуй, новый фаворит — здравствуй, нецелевой кредит!

Елена Позныхова:

Перечень лидеров на рынке потребкредитования может не столько измениться, сколько пополниться. Но произойдет это только в случае прихода в Россию крупного иностранного банка с очень агрессивной политикой. Однако в нынешних условиях маловероятно, что вновь прибывшему банку удастся сразу завоевать большую долю на этом рынке.

Чтобы сохранить лидирующие позиции или чтобы завоевать их, банкам приходится идти в ногу со временем, разрабатывая и предлагая те продукты, которые сейчас пользуются максимальным спросом со стороны населения. К числу таковых, по словам аналитиков, теперь с полным правом можно отнести нецелевой потребительский кредит. Фактически именно он вытесняет сейчас экспресс-кредиты, чья доля в кредитных портфелях крупных «розничных» банков уже упала ниже 10%.

«Подавляющее большинство «положительных» заемщиков, нуждающихся в денежных средствах на сумму больше 50–70 тыс. рублей, предпочитает теперь подождать два-три дня, необходимые для принятия решения по классическим программам нецелевого кредитования, и получить заем по значительно более низким процентным ставкам и без комиссии за пользование кредитом», — так объясняет растущую популярность «нецелевиков» Валерий Кардашов (Русь-Банк). Банкиры отмечают и другое: нецелевые займы, по их словам, чреваты куда меньшими кредитными рисками, чем экспресс-кредиты. А это — большой плюс в ситуации, когда объемы невозвратов продолжают расти, а проблемы с привлечением средств становятся все более острыми (во всяком случае, для банков, занимающих не самые высокие позиции во всевозможных рейтингах). Кстати, как подчеркивает Елена Позныхова (Ситибанк), нецелевые кредиты хороши и потому, что найти под них источники рефинансирования не является неразрешимой задачей. «Подобное кредитование даже на крупные суммы предполагает сроки обслуживания кредитов максимум в пять-семь лет. Найти источники фондирования для таких займов намного проще, чем для ипотечных кредитов, выдаваемых на сроки до 15–25 и даже 30 лет», — поясняет специалист.

Итак, преимущества «нецелевиков» для банкиров очевидны. Задачей теперь является поддержание популярности этого продукта среди имеющихся и потенциальных клиентов. Что ж, ради достижения этой цели банки готовы пойти на многое: 2007 год ознаменовался значительным увеличением «максимумов» по сумме выдаваемых потребкредитов. Если раньше предоставление клиенту займа на сумму в 1 млн рублей считалось исключением из правил, то теперь подобные программы кредитования есть у многих российских банков. А самые смелые участники рынка предлагают даже продукты с потолком кредитования, установленным на уровне 1,5–3 млн рублей.

Риск — неблагородное дело

Понятно, что увеличением лимитов кредитования дело не ограничивается. Жесткая конкуренция вынуждает банки и к другим шагам навстречу клиентам: упрощению процедуры выдачи кредита, сокращению сроков рассмотрения заявок и т.д. А это уже, как подчеркивают специалисты, чревато обострением ситуации с «плохими кредитами». Пока она, по мнению Елены Позныховой (Ситибанк), является неплохой: по данным ЦБ, просроченные кредиты «выбирают» в совокупном кредитном портфеле банков 3,5-процентную долю. Однако эксперты не исключают того, что ситуация может обостриться, особенно если банки продолжат смягчать условия предоставления займов «под гнетом власти роковой» — под влиянием растущей конкуренции. И регулятор рынка в лице ЦБ РФ, похоже, готовится именно к такому сценарию развития событий. Вряд ли директор департамента банковского регулирования и надзора Банка России Алексей Симановский просто хотел попугать рынок, и поэтому в июне заявил, что по итогам текущего года просроченная задолженность в кредитных портфелях банков может дорасти до 5%. То есть увеличится почти в два раза с начала года! Прежде всего из-за роста невозвратов и «просрочек» по потребительским кредитам.

Спасение утопающих, как известно, дело рук самих утопающих. Поэтому вряд ли стоит удивляться тому, что меры по снижению кредитных рисков банки предпринимают уже сейчас. Как подчеркивает Елена Позныхова (Ситибанк), в 2007 году на рынке потребкредитования появились и стали быстро набирать силу программы, предусматривающие выдачу потребительских нецелевых кредитов под залог собственной недвижимости. «На мой взгляд, это очень перспективный продукт: в России очень высокий показатель владения недвижимостью, при этом россияне относятся к своей жилплощади очень трепетно, и это объективно снижает риски при их кредитовании под залог недвижимости. Я думаю, что со временем все больше и больше игроков будут предлагать этот продукт», — говорит эксперт. Дмитрий Орлов из РБР, со своей стороны, считает, что потребкредитование под залог недвижимости действительно было вызвано к жизни стремлением банков обезопасить себя от рисков возникновения «плохих кредитов». «Однако я не думаю, что такие кредитные программы будут действовать долго: они возникли в качестве ответа банков на кризисные явления. Как только эти проблемы разрешатся, рынок, скорее всего, вернется к традиционному беззалоговому потребительскому кредитованию», — полагает специалист.






Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ