Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • С небес на землю
19.04.2012

С небес на землю

Прошлый год, как и этот, аналитики и вендоры объявляли «облачным». Отчасти они оказались правы — появились крупные контракты, решения стали более зрелыми. «БО» выделил основные тенденции, которые должны получить развитие в 2012 году


Использование «облачных» сервисов осторожно, но набирает обороты. И хотя законодательная база все еще не регламентурует использование «облачных» сервисов, многие перестали ждать, когда это случится, и переносят часть задач в «облако». В России, как обычно, пока в меньшей мере, чем на Западе.

Многие вендоры в прошлом году предложили «облачные» версии своих традиционных программных решений. Показательным примером, хотя напрямую и не связанным с банковской отраслью, может служить заявление о переводе решений на «облачную» платформу компании 1С. Если уж столь приземленный российский вендор уделил «облаку» внимание — значит, повод для уверенности, что рынок в какой-то степени созрел, уже есть.

Интересно, что дозрели не только решения, но и методики их адаптации. Процесс построения облака, например, у Oracle состоит из трех этапов. На первом производится анализ и создание облачной инфраструктуры и наполнение облака образцами, на основании которых конечный пользователь может запрашивать и получать необходимые ресурсы. Второй этап сопровождается построением портала самообслуживания, где не администратор, а конечный пользователь, которому нужна машина, база данных или платформа для разработки, может быстро заказать и получить нужный ресурс. Третий этап, после того как система уже реализована, включает в себя мониторинг и управление.

Согласно исследованию, проведенному порталом InformationWeek среди финансовых институтов, наиболее популярный вид «облачных» услуг — тестирование ПО — им уже пользуется 41% респондентов. Для выноса бизнес-приложений «облачную» среду задействовали 28% финансовых институтов из числа опрошенных, 24% используют внешние ЦОД и 21% — для хранения данных и обеспечения непрерывности бизнеса.

Взрыв сверхновой: внутренняя работа

Настоящим прорывом стало объявленное в новогодние праздники соглашение между Google и крупнейшим испанским банком BBVA о переходе 110 тыс. сотрудников банка на приложения по схеме SaaS для внутренней работы (см. статью «Литовцы, Facebook, кофейни и Amex» на стр. 70). Это стало весьма наглядным прецедентом для всего мира. «Если крупнейший банк, в котором безопасность столь важна, может перейти в «облако», то как CIO в других отраслях могут, глядя в глаза руководству, заявлять, что для этого все еще слишком много препятствий?», — вопрошает участник одной из дискуссий в LinkedIn-сообществе.

При этом, конечно, BBVA поспешил заверить, что все данные пользователей останутся в его собственных data-центрах, инновации касаются только взаимодействия сотрудников банка между собой. В «облако» перенесены почта, чат, календарь, вся работа с документами, включая таблицы, а также видеоконференцсвязь. Банку, правда, пришлось существенно переоборудовать свою сеть, чтобы справиться с возросшим объемом трафика.

Если один из крупнейших банков Европы может перейти в «облако», то как CIO могут, глядя в глаза руководству, заявлять, что для этого все еще слишком много препятствий?

Конечно, финансовую эффективность этой сделки еще предстоит оценить. Сумма контракта не раскрывается, но если учитывать, что на сайте Google Apps указана цена в 40 евро за пользователя, за год BBVA должен заплатить около 4,5 млн евро. Остается надеяться, что банк получил хорошую скидку, учитывая маркетинговую составляющую сделки.

Интернет-банкинг: исключение из правил

Как ни боятся банки передавать данные о своих клиентах во внешние системы, а интернет-банкинг в «облаках» стал решением уже вполне привычным. Возможно, сыграло свою роль слово «Интернет», да и данные при этом внешней системой лишь обрабатываются, оставаясь в дата-центрах банков. Как бы то ни было, но, по словам Андрея Висящева, председателя правления ГК ЦФТ, сервисом Faktura.ru пользуются уже более 300 банков, то есть около 30% всего рынка. «Если принять во внимание тот факт, что на рынке есть и другие компании, предоставляющие аналогичные услуги, то могу предположить, что около 75% участников российской банковской системы для предоставления своим клиентам ДБО-сервисов прибегают к услугам аутсорсинговых компаний и только четверть из них реализуют данные сервисы на собственных мощностях», — заключает он.

Придирчивое «облако»

Отдельную и очень большую часть «облачного» рынка занимает тестирование ПО, переданное внешним подрядчикам. О том, что такая возможность используется российскими банками, «БО» уже рассказывали, например, CIO Альфа-Банка Сергей Меднов (см. «БО» №1, 2012) и экс-CIO Газпромбанка Алексей Широких (см. «БО» №12, 2011). О том, как это реализуется на практике и какие преимущества получают банки, подробнее можно прочитать в статье «Облако со знаком качества» на стр. 96.

Интересно, что многие крупные банки в развитых странах в 2011 году предпочли строить свои, частные «облака» для нужд разработки и тестирования ПО. Такой подход предпочел, например, Deutsche Bank, за что был удостоен награды «за завоевание «облака» организацией Open Data Centre Alliance. Как сообщается, его частное «облако» может одновременно поддерживать 2 тысячи виртуальных машин.

Что характерно, споры о том, имеет ли право на существование термин «частное облако» идут уже несколько лет. Сторонники этого термина утверждают, что главное — это подход, который в «частном облаке» тот же, что и в «публичном» — предоставление виртуальных машин и сервисов со строго структурированной повременной оплатой. Скептики же утверждают, что «частное облако» — всего лишь маркетинговый термин, поскольку не избавляет заказчика от CAPEX.

Святая святых

И все же понятно, что самые горячие споры разворачиваются вокруг вопроса, может ли быть перенесена в «публичное облако» основа банковской деятельности — автоматизированная банковская система (АБС). Некоторые считают, что это невозможно в принципе, в то время как другие готовят прецеденты. Так, например, компания Temenos в начале 2011 года заключила соглашение с Microsoft о предоставлении своей АБС T24 на платформе Windows Azure. Одновременно с анонсом этого «облачного» решения было указано, что на него уже переходят шесть мексиканских микрофинансовых организаций, чей размер, правда, невелик.

Однако в 2011 году возможность воспользоваться преимуществами «облачных» АБС появилась и в России. Андрея Висящева (ГК ЦФТ) говорит, что у компании уже есть клиент, готовый стать пионером в этой области. Речь идет о банке МФК, в котором с августа 2011 года ведется проект по передаче АБС на обслуживание производителю. В нынешнем году банк планирует перейти на использование основных банковских приложений с применением «облачных» технологий — будет осуществлена миграция информационного комплекса «ЦФТ-Банк» на технологические мощности компании-разработчика. ЦФТ предоставит банку МФК как сервис внешнюю IT-инфраструктуру для АБС, в состав которой войдут не только виртуальные вычислительные мощности, но и элементы инфраструктуры безопасности, контроля доступа, аутентификации, средства обеспечения отказо- и катастрофоустойчивости. Как ожидается, размещение системы «ЦФТ-Банк» по «облачному» принципу обеспечит банку возможность сокращения затрат на оборудование и его обслуживание. В перспективе при необходимости масштабирования системы в соответствии с потребностями бизнеса, банку не нужно будет инвестировать в закупку дополнительного серверного оборудования.






Новости Релизы