Банковское обозрение

Финансовая сфера

14.08.2017 Аналитика
С оглядкой на FATCA

Все течет и меняется, особенно если говорить о ПОД/ФТ, ведь сегодня банки особым образом относятся к рискам, поскольку риски «слабого» внутреннего контроля могут повлечь отзыв банковской лицензии. Поэтому важно подстраивать внутреннюю политику под изменения законодательства. Рассмотрим особенности внутреннего контроля по законодательству FATCA


Екатерина Шестакова
Генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент»

С одной стороны, американские законы, — нам не указ, с другой стороны, российские банки в условиях своего внутреннего контроля стараются не входить в противоречие с данными требованиями.

Американское законодательство уникально с точки зрения предоставления информации о бенефициарах. Через финансовые институты по всему миру в США стекается информация о конечных бенефициарах.

Согласно закону FATCA, налогоплательщики — граждане и компании обязаны сообщать налоговой службе США (Internal Revenue Service, далее — IRS) сведения о собственных зарубежных активах, банковских счетах и движениях средств по ним (более 50 тыс. долларов).

Данная информация позволяет в США:

• осуществлять репатриацию прибыли;

• осуществлять контроль за владельцами счетов и активов американскими банками и властями по всему миру.

Поэтому бенефициары, открывая счета в России и за рубежом, одновременно сообщают информацию о том, является ли владелец счета бенефициаром за рубежом.

Что сообщают компании и физические лица финансовой организации:

• наименование владельца счета (имя). В случае пассивных нефинансовых иностранных организаций требуется представление информации только о наименовании контролирующего собственника — налогоплательщика США;

• наименование владельца счета — налогоплательщика США, имеющего идентификационный номер налогоплательщика США (TIN). В случае пассивных нефинансовых иностранных организаций требуется предоставление информации только о наименовании контролирующего собственника — налогоплательщика США;

• адрес владельца счета. В случае пассивных нефинансовых иностранных организаций требуется представление информации только об адресе контролирующего собственника — налогоплательщика США;

• номер счета;

• остаток по счету или стоимость активов;

• по счетам, владельцами которых являются лица, уклоняющиеся от сотрудничества в рамках FATCA, требуется указать общее количество таких счетов и общую сумму остатков по таким счетам или суммарную стоимость активов;

• полученный доход (за исключением отдельных значительных доходов от продажи имущества или погашения задолженности);

• суммарный валовый доход, связанный с активами, размещенными на счетах депо (custodial accounts)1.

Кто должен раскрывать подобную информацию? Существуют три условия раскрытия информации:

• физическое лицо является гражданином США;

• физическое лицо не является гражданином США, но постоянно проживает на территории США и имеет там работу;

• физическое лицо не является гражданином США, но находилось на территории США не менее 31 дня в течение текущего календарного года и не менее 183 дней в течение трех лет, включая текущий год и два непосредственно предшествующих года.

Кроме того, раскрытию подлежит информация, в следующих случаях:

• юридическое лицо зарегистрировано (учреждено) на территории США или на территориях, находящихся под юрисдикцией или под контролем США: Пуэрто-Рико, Гуам, Американские Виргинские острова, территории Американского Самоа и Содружества Северных Марианских островов, — за исключением юридических лиц, на которых не распространяется действие Закона США о налогообложении иностранных счетов;

• юридическое лицо зарегистрировано (учреждено) не на территории США, и юридическое лицо не является финансовым институтом для целей FATCA2.

Следует обратить внимание на то, что российские официальные органы, например Минфин, ФНС, не согласны с тем, что должны обмениваться информацией в обозначенном выше объеме с налоговым органом США. Такое мнение официально выражено в Письме Минфина России от 24.04.2012 № 03-08-07.

Доводы Минфина основываются на следующем:

• FATCA противоречит положениям об обмене информацией и конфиденциальности, которые содержатся в соглашениях об избежании двойного налогообложения, заключенных США с зарубежными странами;

• FATCA ведет к нарушению национального законодательства стран — членов ОЭСР в отношении банковской тайны;

• положение FATCA о закрытии счетов американских владельцев при отказе соответствующих финансовых организаций от сотрудничества с Налоговой службой США также противоречит их национальному законодательству;

• принудительное списание 30% суммы платежей финансовой организации, не участвующей в FATCA, является нежелательным актом, который будет иметь негативные последствия для международной финансовой системы;

• результатом FATCA для финансовых организаций, которые из-за ограничений, установленных национальным законодательством, не смогут сотрудничать с американскими налоговыми органами, будет снижение их конкурентоспособности;

• в случае согласия сотрудничать в рамках FATCA у финансовых организаций появятся высокие издержки по выполнению его требований;

• практическая реализация FATCA требует значительных доработок его технических деталей и соответствующей нормативной базы.

Обмен информацией, интересующей налоговые органы США, не должен осуществляться в обход правительственных компетентных органов и соглашений об избежании двойного налогообложения.

Вместе с тем Федеральный закон от 28.06.2014 № 173-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» учитывает порядок сбора соответствующей информации применительно к национальному законодательству. Так, организации финансового рынка принимают обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди лиц, заключающих (заключивших) с организацией финансового рынка договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, лиц, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов.

Не подлежит сбору и передаче предусмотренная настоящим Федеральным законом информация о клиентах:

1) физических лицах — гражданах Российской Федерации, за исключением физических лиц:

а) имеющих одновременно с гражданством Российской Федерации гражданство иностранного государства (за исключением гражданства государства — члена Таможенного союза);

б) имеющих вид на жительство в иностранном государстве;

2) юридических лицах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, более 90% акций (долей) уставного капитала которых прямо или косвенно контролируются Российской Федерацией и (или) гражданами Российской Федерации, в том числе имеющими одновременно с гражданством Российской Федерации гражданство государства — члена Таможенного союза.

Внутренний контроль банка собирает сведения из следующих источников:

• анкета клиента, составленная на бумажном носителе или в виде электронного документа;

• анкета клиента, составленная в виде электронного документа, при переносе на бумажный носитель заверяется подписью сотрудника организации, ответственного за работу с клиентом.

Сведения, содержащиеся в анкете клиента, хранящейся в электронном виде, при переносе их на бумажный носитель по своему содержанию должны соответствовать их электронному аналогу.

В настоящее время передача банками информации в иностранные органы все-таки осуществляется, и избежать ее достаточно сложно. Дело в том, что банки заранее получают согласие клиентов на передачу информации, что является необходимым условием для работы.

Согласие клиента на передачу информации в иностранный налоговый орган представляет собой согласие на передачу информации в поименованные в Федеральном законе (ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 28.06.2014 № 173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»):

• Центральный банк Российской Федерации;

• федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма,

• Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг);

• федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, — Федеральную налоговую службу.

В заключение отмечу, что в последнее время политика банков в области внутреннего контроля ужесточается, хотя есть и послабления, например в части использования электронного документооборота.


1. Катасонов В.Ю. Россия под дамокловым мечом американского закона FATCA. URL: http://communitarian.ru/publikacii/novyy_mirovoy_poryadok_finansy/rossiy...
2. Кирилин А.В., Сарнакова А.В. Закон США «О налогообложении иностранных счетов» (FATCA): особенности реализации и возможность применения // Банковское право. — 2015. — № 4. — С. 42–48; № 5. — С. 37–44; № 6. — С. 46–53.




Присоединяйся к нам в телеграмм