Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Все течет и меняется, особенно если говорить о ПОД/ФТ, ведь сегодня банки особым образом относятся к рискам, поскольку риски «слабого» внутреннего контроля могут повлечь отзыв банковской лицензии. Поэтому важно подстраивать внутреннюю политику под изменения законодательства. Рассмотрим особенности внутреннего контроля по законодательству FATCA
С одной стороны, американские законы, — нам не указ, с другой стороны, российские банки в условиях своего внутреннего контроля стараются не входить в противоречие с данными требованиями.
Американское законодательство уникально с точки зрения предоставления информации о бенефициарах. Через финансовые институты по всему миру в США стекается информация о конечных бенефициарах.
Согласно закону FATCA, налогоплательщики — граждане и компании обязаны сообщать налоговой службе США (Internal Revenue Service, далее — IRS) сведения о собственных зарубежных активах, банковских счетах и движениях средств по ним (более 50 тыс. долларов).
Данная информация позволяет в США:
• осуществлять репатриацию прибыли;
• осуществлять контроль за владельцами счетов и активов американскими банками и властями по всему миру.
Поэтому бенефициары, открывая счета в России и за рубежом, одновременно сообщают информацию о том, является ли владелец счета бенефициаром за рубежом.
Что сообщают компании и физические лица финансовой организации:
• наименование владельца счета (имя). В случае пассивных нефинансовых иностранных организаций требуется представление информации только о наименовании контролирующего собственника — налогоплательщика США;
• наименование владельца счета — налогоплательщика США, имеющего идентификационный номер налогоплательщика США (TIN). В случае пассивных нефинансовых иностранных организаций требуется предоставление информации только о наименовании контролирующего собственника — налогоплательщика США;
• адрес владельца счета. В случае пассивных нефинансовых иностранных организаций требуется представление информации только об адресе контролирующего собственника — налогоплательщика США;
• номер счета;
• остаток по счету или стоимость активов;
• по счетам, владельцами которых являются лица, уклоняющиеся от сотрудничества в рамках FATCA, требуется указать общее количество таких счетов и общую сумму остатков по таким счетам или суммарную стоимость активов;
• полученный доход (за исключением отдельных значительных доходов от продажи имущества или погашения задолженности);
• суммарный валовый доход, связанный с активами, размещенными на счетах депо (custodial accounts)1.
Кто должен раскрывать подобную информацию? Существуют три условия раскрытия информации:
• физическое лицо является гражданином США;
• физическое лицо не является гражданином США, но постоянно проживает на территории США и имеет там работу;
• физическое лицо не является гражданином США, но находилось на территории США не менее 31 дня в течение текущего календарного года и не менее 183 дней в течение трех лет, включая текущий год и два непосредственно предшествующих года.
Кроме того, раскрытию подлежит информация, в следующих случаях:
• юридическое лицо зарегистрировано (учреждено) на территории США или на территориях, находящихся под юрисдикцией или под контролем США: Пуэрто-Рико, Гуам, Американские Виргинские острова, территории Американского Самоа и Содружества Северных Марианских островов, — за исключением юридических лиц, на которых не распространяется действие Закона США о налогообложении иностранных счетов;
• юридическое лицо зарегистрировано (учреждено) не на территории США, и юридическое лицо не является финансовым институтом для целей FATCA2.
Следует обратить внимание на то, что российские официальные органы, например Минфин, ФНС, не согласны с тем, что должны обмениваться информацией в обозначенном выше объеме с налоговым органом США. Такое мнение официально выражено в Письме Минфина России от 24.04.2012 № 03-08-07.
Доводы Минфина основываются на следующем:
• FATCA противоречит положениям об обмене информацией и конфиденциальности, которые содержатся в соглашениях об избежании двойного налогообложения, заключенных США с зарубежными странами;
• FATCA ведет к нарушению национального законодательства стран — членов ОЭСР в отношении банковской тайны;
• положение FATCA о закрытии счетов американских владельцев при отказе соответствующих финансовых организаций от сотрудничества с Налоговой службой США также противоречит их национальному законодательству;
• принудительное списание 30% суммы платежей финансовой организации, не участвующей в FATCA, является нежелательным актом, который будет иметь негативные последствия для международной финансовой системы;
• результатом FATCA для финансовых организаций, которые из-за ограничений, установленных национальным законодательством, не смогут сотрудничать с американскими налоговыми органами, будет снижение их конкурентоспособности;
• в случае согласия сотрудничать в рамках FATCA у финансовых организаций появятся высокие издержки по выполнению его требований;
• практическая реализация FATCA требует значительных доработок его технических деталей и соответствующей нормативной базы.
Обмен информацией, интересующей налоговые органы США, не должен осуществляться в обход правительственных компетентных органов и соглашений об избежании двойного налогообложения.
Вместе с тем Федеральный закон от 28.06.2014 № 173-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» учитывает порядок сбора соответствующей информации применительно к национальному законодательству. Так, организации финансового рынка принимают обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди лиц, заключающих (заключивших) с организацией финансового рынка договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, лиц, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов.
Не подлежит сбору и передаче предусмотренная настоящим Федеральным законом информация о клиентах:
1) физических лицах — гражданах Российской Федерации, за исключением физических лиц:
а) имеющих одновременно с гражданством Российской Федерации гражданство иностранного государства (за исключением гражданства государства — члена Таможенного союза);
б) имеющих вид на жительство в иностранном государстве;
2) юридических лицах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, более 90% акций (долей) уставного капитала которых прямо или косвенно контролируются Российской Федерацией и (или) гражданами Российской Федерации, в том числе имеющими одновременно с гражданством Российской Федерации гражданство государства — члена Таможенного союза.
Внутренний контроль банка собирает сведения из следующих источников:
• анкета клиента, составленная на бумажном носителе или в виде электронного документа;
• анкета клиента, составленная в виде электронного документа, при переносе на бумажный носитель заверяется подписью сотрудника организации, ответственного за работу с клиентом.
Сведения, содержащиеся в анкете клиента, хранящейся в электронном виде, при переносе их на бумажный носитель по своему содержанию должны соответствовать их электронному аналогу.
В настоящее время передача банками информации в иностранные органы все-таки осуществляется, и избежать ее достаточно сложно. Дело в том, что банки заранее получают согласие клиентов на передачу информации, что является необходимым условием для работы.
Согласие клиента на передачу информации в иностранный налоговый орган представляет собой согласие на передачу информации в поименованные в Федеральном законе (ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 28.06.2014 № 173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»):
• Центральный банк Российской Федерации;
• федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма,
• Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг);
• федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, — Федеральную налоговую службу.
В заключение отмечу, что в последнее время политика банков в области внутреннего контроля ужесточается, хотя есть и послабления, например в части использования электронного документооборота.
1. Катасонов В.Ю. Россия под дамокловым мечом американского закона FATCA. URL: http://communitarian.ru/publikacii/novyy_mirovoy_poryadok_finansy/rossiy...
2. Кирилин А.В., Сарнакова А.В. Закон США «О налогообложении иностранных счетов» (FATCA): особенности реализации и возможность применения // Банковское право. — 2015. — № 4. — С. 42–48; № 5. — С. 37–44; № 6. — С. 46–53.
Перенасыщенная информационно-маркетинговая среда вынуждает банкиров использовать дофаминовые стимулы для вовлечения клиентов в регулярный контакт с банком и повышения покупательской активности. Попытаемся осмыслить, оправдана ли такая ставка — с точки зрения не только этики, но и бизнеса, нацеленного на выстраивание долгосрочных лояльных отношений с клиентами
По приглашению инициаторов эксперты АОИП присоединились к рабочей группе создания в городе Анжеро-Судженске Кемеровской области Аллеи героев-авиаторов. Проект предполагается реализовать на средства, собранные через высокотехнологичную краудфандинговую онлайн-платформу