Финансовая сфера

Банковское обозрение


07.07.2021 FinRetailFinTechАналитика
SAS Global Forum: надо менять психологию лидеров

Пандемия, продвинутая аналитика, изменения в потребительском поведении, опасения топ-менеджеров и эффективные методики поиска точек развития бизнеса — вот малая часть тем дискуссий делегатов


В мае 2021 года прошел онлайн SAS Global Forum 2021 — крупнейшее в мире мероприятие, объединяющее тысячи бизнес-лидеров и экспертов в области аналитики. Форум был разбит организаторами на три потока, ориентированных на зрителей США и Канады, Азиатско-Тихоокеанского региона и региона EMEA (Европа, в том числе Россия, Ближний Восток и Африка). Каждый поток при этом был наполнен параллельными сессиями, посвященными проблемам различных отраслей экономики и государственного управления.

О важности аналитики

В итоге удалось получить детальные информационные срезы текущего состояния дел в сфере ИИ и углубленной аналитики. Почему это важно? Весь мир сейчас проходит испытание пандемией и карантинными мерами, которые стали катализатором цифровой трансформации.

Как связаны между собой пандемия и аналитика? По словам, Джима Гуднайта (Jim Goodnight), CEO и сооснователя компании SAS, аналитика помогает быстрее и безболезненнее адаптироваться к изменчивому миру. На наших глазах формируется новая культура, ставящая во главу угла инновации и скорость. Уже банальностью стал даже тезис о повышении скорости time to market. Да и другие признаки Agile-культуры стали обыденнее. Режим самоизоляции и уход бизнеса в онлайн привели также к переосмыслению привычных бизнес-процессов, изменению клиентского поведения и опыта, трансформации процедур работы бизнеса с гипотезами.

Под воздействием всех факторов, по мнению главы SAS, все больше компаний и организаций ставят развитие углубленной аналитики в число своих основных приоритетов, так как именно она является для бизнеса с его неизбежной инерционностью мощным инструментом адаптации к изменениям, гибкого, точного и быстрого реагирования на происходящее.

Не все так просто

Однако любая аналитика и ИИ немыслимы без наличия огромных массивов данных и соответственно без инфраструктуры для их хранения, доставки и обработки. Это стало первопричиной стратегического партнерства между SAS и Microsoft в целях стимулирования изменений. В ходе Форума было объявлено о расширении встроенной облачной поддержки для Amazon Web Services (AWS) и Google Cloud Platform (GCP). Цель сотрудничества — обеспечить выполнение аналитики там, где клиенты размещают свои данные, будь то на периферии, локально или на облачной платформе. Этот же факт послужил поводом для создания целых аналитических платформ и экосистем.

В качестве примера такого подхода Джейсон Грей, старший вице-президент по данным и аналитическим решениям финансового конгломерата Citi Group, рассказал, как банкиры использует SAS Viya, облачную платформу для ИИ, аналитики и управления данными, для создания мощной аналитической экосистемы Citi. Спикер отдельно остановился на возможностях интеграции, которые предлагает Viya, что позволяет получать расширенную аналитику в любой точке соприкосновения с информацией. Еще одно большое преимущество SAS Viya — это возможность обрабатывать данные от всех основных поставщиков облачных услуг одновременно без ущерба для единого процесса работы с данными финансовой группы.

Есть еще одна проблема, связанная не столько с ИИ, сколько с естественным интеллектом. Ей был посвящен доклад Адама Гранта, корпоративного психолога в Wharton, автора книги Think Again и ведущего подкаста TED WorkLife. По его наблюдениям, значительному числу лидеров корпораций и банков ментально тяжело привыкать к изменениям. Ведь они тоже боятся перемен, с трудом отказываются от давно сработавших прорывных бизнес-идей и тратят много сил на адаптацию. По мнению Адама Гранта, настало время менять психологию лидеров: старые идеи уже не приносят прибыли, почему же не попробовать стать, подобно начинающим предпринимателям и молодым ученым, не эгоцентристами, а любознательными инноваторами!

Адам Грант (Wharton)

О проверке гипотез

Неудивительно, что красной нитью через всю работу Форума прошла мысль о том, что пандемия радикальным образом изменила потребительское поведение людей по всему миру. И действительно, старые догмы бизнеса перестали работать, как ранее.

Здесь уместно привести цитату Андреаса Хейза, руководителя департамента клиентской аналитики SAS в регионе EMEA, которую он посвятил итогам серии исследований Customer Experience 2030, опубликованных в начале 2021 года. Эксперт отметил: «Пройдя через кризис, вызванный изоляцией и защитными мерами, компании теперь сталкиваются с новым вызовом — все более требовательными и непредсказуемыми ожиданиями клиентов в части сервиса. Брендам приходится быстро адаптироваться, используя ИИ и аналитику, чтобы обеспечивать персонализированное взаимодействие в режиме реального времени и сохранять лояльность».

Но что собой представляет сейчас качественное клиентское обслуживание? Какие должны быть новые продукты? Какие идеи перспективны, а какие нет в этом изменчивом мире? По мнению авторитетных экспертов, «аналитика и ИИ могут помочь быстро тестировать гипотезы, отсеивать неприемлемые и внедрять в бизнес достойные. Это и есть сегодня способ эффективного поиска точек развития бизнеса».

На Форуме были представлены примеры использования решений SAS, а также методики и модели, которые могли бы помочь справиться с этим вызовом. Надо отметить, что в России уже есть соответствующие кейсы, в том числе в финансовой отрасли.

О банкирах и страховщиках

В секциях, в которых участвовали финансисты, главными обсуждаемыми темами помимо улучшения клиентского опыта стали борьба с фродом в электронных каналах, управление рисками и обеспечение комплаенса.

Маргус Симпсон, директор по цифровым технологиям чешского Komerční Banka, обозначил ключевые тренды в области цифровых банковских услуг на ближайшие пять лет и рассмотрел наиболее важные проблемы, которые предстоит решить, чтобы банки могли их успешно реализовать.

Технологическим тенденциям и управлениям рисками было посвящено выступление Родриго Прието, директора по рискам Bancolombia (Колумбия). Актуальность темы была подсвечена особенностями второго этапа перевода инфраструктуры банка в облака. Спикер рассказал, какие появились возможности в области использования риск-ориентированных сценариев для менеджмента.

Дэвид Стюарт, лидер практик борьбы со фродом и обеспечения IT Security из SAS, а также Уилл Вурхис и Врен Йорк, топ-менеджеры американской финансовой холдинговой компании Truist, отметили, что благодаря фейкам злоумышленники втираются в доверие и начинают вымогать деньги у своих жертв. В среднем, по данным экспертов, одна жертва мошенников теряет около 2,5 тыс. долларов, а иногда потери доходят до сотни тысяч. Truist предложил основные правила, по которым можно выявить аферистов: повышать уровень финансовой грамотности и умение управлять своими рисками, а также использовать аналитические модели для пресечения подобных финансовых операций на стороне банка, особенно если речь идет о крупных суммах.

«Б.О» планирует опубликовать более подробные интервью с участниками дискуссий из финансовой сферы. Поэтому, обозначив здесь основные интриги и тренды Форума, предлагаем продолжить обсуждение как с отечественными экспертами, так и зарубежными коллегами.

МНЕНИЕ УЧАСТНИКА

Маргус Симонс, директор по цифровым технологиям Komerční banka (Чехия):

Принципы ESG потребуют от банков серьезно отнестись к тому, как их деятельность сказывается на обществе и окружающей среде. Самое серьезное влияние будет оказано на кредитные услуги — каким секторам банки прекратят или сократят предоставление финансирования. Цифровизация даст банкам серьезный толчок в плане уменьшения своего физического присутствия и воздействия, а также упрощения услуг. В 2025 году нельзя быть банком со сложными продуктами, с длинными абзацами с важной информацией мелким шрифтом внизу страницы, нельзя иметь репутацию жадного банка. Понятные, честные и простые сервисы, прозрачная ценовая политика и использование данных, сервисы, которыми каждый клиент может управлять самостоятельно, — такие требования общество выдвинет банкам. 

Что касается экологии, банки должны использовать «зеленую» энергию для своих ЦОД и снизить потребность своих сервисов в обработке данных. Сбор и анализ оптимального объема данных станет важным фактором — банки не смогут копить данные, как это делают социальные сети или технологические компании. 

Что касается agile-подхода, он, определенно, сократил сроки выхода продукта на рынок в банковском секторе. В то же время, если смотреть на внедрение этого подхода в банках, то речь идет не столько об эффективности и скорости разработки, сколько о способности предоставить клиентам необходимые им продукты. Повышение клиентоориентированности — более важный результат существования agile-команд. 

Способность банков предоставлять услуги уже не так сильно ограничена стилем работы и составом команды. Сейчас основная проблема заключается в унаследованных технологиях и практиках — многим банкам необходимо упростить свои продукты, процессы, заменить большие технологические системы. Без модернизации технологий agile-подход рано или поздно достигнет своего потолка. 






Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ