Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
— Илья, насколько активно кредитно-финансовые организации занимались импортозамещением программного обеспечения до 2022 года?
— Интерес к российским продуктам рос по мере повышения уровня их зрелости. Последние годы спектр российского ПО расширялся и оно становилось востребованным в российских банках: рассматривались сегменты с конкурентоспособными продуктами. Ситуация не развивалась там, где не было разумной альтернативы западным поставщикам.
Илья Парамонов, операционный директор iFellow
Фактически процесс являлся не прямым импортозамещением, а рыночной конкуренцией. Дополнительная помеха для развития заключалась в том, что российские продукты долго не включались в продуктовые портфели крупнейших интеграторов или занимали там позиции с низким приоритетом продвижения для клиентов. Менеджеры по продажам не изучали функциональность и соответственно не могли ее донести до заказчика.
Важно отметить самостоятельную разработку ключевых систем крупными банками. Это отдельная рыночная тенденция, которая тоже не имеет прямого отношения к импортозамещению.
Банки — драйверы цифровизации и внутренних бизнес-процессов, и клиентских сервисов.
В них сосредоточены ключевые рыночные компетенции в области разработки ПО, что снижает градус проблем, связанных с импортозамещением.
— Какие сложности при импортозамещении вы можете отметить?
— Чем более узкоспециализированной является система, тем сложнее ее заместить. Невозможно дать обобщенную картину, так как ландшафт у всех разный: одни банки предпочитают системы собственной разработки, другие зависят от вендоров. Но в любом случае ПО — намного менее зависимый сегмент по сравнению с оборудованием. Интеллектуальный потенциал страны превышает зрелость нашей производственной системы. Пусть небыстро, но любая IТ-система может быть разработана и запущена в эксплуатацию. При этом вопросы совместимости с оборудованием и производительности остаются открытыми. К сожалению, для части оборудования придется искать аналоги в других странах или привлекать значительные инвестиции для развития собственного производства.
— Как вы оцениваете соотношение зарубежного и отечественного ПО в банках в настоящее время?
— Для корректной оценки я добавлю третью категорию: программное обеспечение собственной внутренней или заказной разработки. Доля такого ПО составляет не менее 70% в ландшафте крупных банков. Еще около 25% приходится на зарубежный софт. Оставшиеся 5% — российские продукты.
— Какое влияние на развитие рынка инновационных решений и сервисов для финансовых организаций оказал уход зарубежных поставщиков?
— По нашим данным, в среднем в банковской системе около 50% серверов баз данных относятся к Oracle. Среди серверов приложений все те же 50% занимает IBM. Оба вендора приостановили деятельность, громко хлопнув дверью и оставив без поддержки и обновлений своих продуктов всех российских клиентов, в том числе и банки. Осуществлять поддержку силами собственных специалистов сложно, но возможно. В России достаточно много экспертов, знакомых с оборудованием, однако через некоторое время рынок зарплат в этом направлении будет перегрет. Вопрос поставки комплектующих и нового оборудования остается открытым.
Самый ожидаемый путь для российских банков сегодня — поэтапный перевод всего парка оборудования и программного обеспечения на решения российских вендоров и производителей из дружественных стран.
Альтернатива горизонтальному масштабированию IТ-систем — переход на виртуализацию и контейнеризацию. В этом процессе есть сложности, связанные с приостановкой работы вендоров. Российских аналогов с уровнем зрелости, достаточным для закрытия потребностей крупного банка, — единицы.
Важный элемент инфраструктуры с высокой зависимостью от западного рынка — сетевое оборудование. На нашем рынке есть множество специалистов по настройке и эксплуатации, но отказ непосредственно «железки» повлечет за собой критичный сбой сети. Заместить Cisco безболезненно точно не получится.
Один из немногих сегментов, который сейчас находится в относительной безопасности, — базы данных. С одной стороны, у нас много специалистов по Oracle, а с другой — высокая зрелость продуктов, основанных на PostgreSQL. Здесь нужно учитывать, что миграция — процесс сложный и небыстрый, но это уже вопрос профессионализма команды и управления проектом. В целом, за базы данных можно не волноваться.
Самый сложно устроенный и разношерстный с точки зрения поставщиков класс систем — корпоративные приложения. Но здесь ситуация также не выглядит критичной: большинство крупных российских банков уже озаботились переходом на платформы собственной разработки. К слову, зрелость российских продуктов тоже достаточно высока, чтобы обеспечить потребности банковской системы. Давайте помнить о том, что продукты западных вендоров, таких как SAP, Oracle и IBM, внедряют российские интеграторы. Уровень кастомизации настолько высок, что последующей доработкой и сопровождением систем может эффективно управлять российская команда разработчиков.
— Какие из банков — крупные или малые и средние — в большей степени оказались в зоне риска, связанного с отсутствием поддержки со стороны глобальных вендоров?
— У крупных банков все линии поддержки многократно дублированы, а собственная экспертиза порой превышает возможности вендора. В средних и малых банках отсутствие поддержки критичнее. Однако острой проблемы на рынке удалось избежать благодаря тому, что IТ-компании взяли на себя эту нагрузку, быстро нарастили центры компетенций по нужным направлениям и полностью перекрыли вопросы технической поддержки. Специалистов по каждому классу софта и оборудования у нас вполне достаточно. И не столь важно, где они работают — на стороне вендора, интегратора или банка.
— С какими проблемами уже столкнулись банки и их партнеры?
— IТ-ландшафт любого банка — сложная интеграция огромного количества систем от разных производителей. Инфраструктура на 90% построена на решениях зарубежных поставщиков, и в случае ее отключения от технической поддержки вопросы ремонта и замены станут критичными.
Масштабирование и развитие информационных систем зависит от оборудования. В первую очередь речь идет о так называемом горизонтальном масштабировании при возрастающей нагрузке. Безусловно, текущее состояние оборудования имеет определенный запас прочности.
Однако невозможность новых закупок вынудит банки постепенно отказаться от разработки новых продуктов, перераспределяя ресурсы в пользу критичных сервисов.
Эксперты в области информационной безопасности пристально изучают каждое обновление перед тем, как развернуть его. Важно обеспечить совместимость IТ-оборудования и программного обеспечения с информационными системами банка. Вести речь об одномоментном переходе на российское оборудование и ПО не приходится. Необходимо обеспечить полный цикл тестирования всех продуктов на совместимость, производительность и отказоустойчивость.
— Каковы перспективы импортозамещения софта и «железа» зарубежного происхождения на финансовом рынке в 2023 году?
— Развиваются новые пути поставок, в частности, увеличилась закупка серверного оборудования из Китая. Говорить о российских аналогах в серьезном объеме пока не приходится.
В банковской инфраструктуре аппаратно-программных комплексов сложно заменить IBM, но рынок постепенно движется к отказу от этого оборудования в пользу более новых технологий. Таким образом, тренд на ослабление зависимости от «железа» набирает обороты, и мы увидим результаты уже до конца 2023 года.
Программные продукты будут развиваться в каждом банке отдельно. И, безусловно, это будет собственная или заказная разработка, которая, с одной стороны, будет усиливать конкурентные преимущества бизнеса, а с другой — развивать независимую и нетиражируемую функциональность.
В эпоху, когда компании в значительной степени полагаются на облачные вычисления, эффективное управление затратами на облака становится одной из важнейших задач. Павел Токарев, директор по технологическим инновациям компании «Инферит Клаудмастер», раскрывает возможности подхода FinOps, основанного на гибком взаимодействии Finance (финансовое управление) и IT Operations (или DevOps). Эта практика помогает организациям оптимизировать затраты на облачные вычисления, в полной мере используя потенциал облачных сервисов
Как меняется рынок электронной коммерции, какую долю занимают сервисы СБП в онлайн-платежах и какие перспективы у BNPL, в интервью «Б.О» рассказал Алексей Киричек, руководитель департамента развития эквайринга и платежных сервисов Альфа-Банка
Почему развитие онлайн-банкинга для крупных корпораций отстает от ДБО для физлиц и МСБ и как Альфа-Банк намерен исправить это положение, в интервью «Б.О» рассказал Сергей Паршиков, руководитель департамента цифровых каналов юридических лиц Альфа-Банка