Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Столичный лизинг вынужден идти в регионы
01.11.2006

Столичный лизинг вынужден идти в регионы

Лизинг остается привлекательным механизмом финансирования для многих предприятий. И несмотряна некоторое снижение маржи лизинговых компаний, конкуренцияв этой сфере только усиливается. Ужесточению конкуренции способствует выход на российский рынок западных финансовых институтов.


По итогам прошлого года, объем лизинговых операций в России превысил 8,5 млрд долларов, а объем сделок за первое полугодие 2006 года составил порядка 5 млрд долларов. Именно такой объем финансирования рынок уже «переварил» в текущем году.

Этот рост сохранится, утверждают эксперты, хотя он и не будет таким бурным, как два года назад, когда темпы развития достигали 80%. По мнению генерального директора «Лизинговой компании Уралсиб» Дмитрия Шицле, темпы роста в 2006 году будут колебаться между 30 и 40%. Однако не менее чем количественные важны показатели качественных изменений на рынке. В текущем году российский рынок лизинга достиг определенной зрелости, приближаясь по своей структуре к рынкам развитых стран.

Банки и лизинг

Сейчас рынок лизинга находится в стадии роста, который обусловлен активностью не только лизинговых компаний, но и банков. Сергей Могильницкий, начальник управления по работе с предприятиями нефтегазовой отрасли Промсвязьбанка, считает, что финансирование лизинговых компаний становится для банков типовой операцией: «Банки охотнее финансируют лизинговые компании, используя их в качестве дополнительного инструмента размещения с пониженным риском, поскольку право собственности на финансируемое имущество принадлежит лизинговой компании, а не заемщику, как при банковском кредите. Разницу между ценой реализации (в случае изъятия имущества) и средствами на ее приобретение можно всегда отрегулировать суммой участия лизингополучателя в лизинговой сделке собственными средствами (аванс)».

Желая еще более ужесточить контроль за финансовыми потоками, многие банки более активно используют практику учреждения собственных лизинговых компаний. На рынке их уже немало: «Альфа-Лизинг», «Авангард-Лизинг», «Внешлизинг», «Номос-Лизинг», «ММБ-Лизинг», «Лизинг-СДМ» и др. Банки сами поставляют клиентов для таких компаний и стремятся к тому, чтобы портфель заказов и качество услуг постоянно повышались.

Кроме того, на рынке появились новые игроки, за которыми стоят западные банки. Международные финансовые институты поняли, что рынок лизинга в России имеет привлекательную рентабельность и приемлемый кредитный риск. «Привлекательность нашего рынка оказалась такой, что не оставила равнодушными иностранцев. В результате мы получили усиление конкуренции по всем ведущим направлениям рынка, прежде всего автомобильного и железнодорожного транспорта», — отмечает главный руководитель проекта управления лизинговых операций Альфа-Банка Юрий Бурлаков.

Маржа снижается

Активная деятельность кредитных организаций в сфере лизинга привела к росту конкуренции на этом рынке и снижению стоимости услуг. Как следствие снизилась маржа лизинговых компаний по сравнению с ситуацией, которая была на рынке два-три года назад. Если в 2001–2002 годах маржа лизинговой компании могла доходить до 6–7% годовых, то сейчас нередки случаи, когда ставки устанавливаются на уровне 2,5–3% годовых в зависимости от суммы сделки, ее продолжительности и степени риска. Кроме того, «сейчас понижается стоимость лизинга в целом, — говорит Александр Кожевников, генеральный директор ОАО «Авангард-Лизинг», — поскольку на российском рынке существенно понижается стоимость денег, а эта составляющая влияет на цену в большей мере. Добавлю, что раньше лизинг считался высокодоходным бизнесом, а сейчас уже сложно говорить об этом. Основное преимущество лизинга для банка — высокая надежность лизинговых операций».

Константин Рыбкин, начальник управления лизинговых проектов Бинбанка, подчеркивает, что о марже лизинговых компаний говорить сложно, поскольку она «прячется» в графике лизинговых платежей: «В целом же такая тенденция присутствует, так как она связана с общей тенденцией снижения процентной ставки по банковским кредитам».

Конкуренция на пользу клиентам

В условиях обостряющейся конкуренции за лизингополучателя на рынке наблюдается снижение ставок, уменьшение авансового платежа, увеличение сроков договоров, дополнение лизинга различными услугами. При этом наиболее значительные изменения произошли в условиях предоставления и географии присутствия автолизинга, рассказывает Дмитрий Шицле («Лизинговая компания Уралсиб»): «Условия действующих программ по автокредитованию, предлагаемые коммерческими банками, поставили перед лизинговыми компаниями задачу внедрения альтернативных экспресс-программ с возможностью принятия решения по сделке в минимальные сроки. Лизинговые компании ограничиваются проверкой деловой репутации клиента и не вдаются в подробности его финансового состояния. Сегодня скоринг — это необходимость, а не временное маркетинговое решение».

Некоторые лизинговые структуры предлагают клиентам «револьверный» лизинг, то есть лизинг машин и оборудования с длинными сроками амортизации (недвижимость, вагоны и т. д.) на условиях продления договора лизинга после завершения предыдущего с остаточной стоимостью. При этом у клиента есть выбор: либо выкупить имущество по остаточной стоимости в конце срока лизинга, либо продлить лизинг на новый срок.

Перечисленные выше тенденции, по мнению Юрия Бурлакова (Альфа-Банк), особенно заметны в области лизинга железнодорожного транспорта. Аванс по договору лизинга снизился за последний год-полтора с 20–30% до 0–10%, а максимальный срок лизинга увеличился с 5 до 7 лет, а в некоторых случаях даже до 10 лет. При этом в большинстве случаев лизинговые компании не требуют дополнительного обеспечения, принимая дополнительный риск на финансовое состояние лизингополучателя. В связи с этим участники рынка предлагают новые программы.

По мнению Антона Купринова, генерального директора «ММБ-Лизинг», снижается не столько стоимость услуг, сколько стоимость затрат на обслуживание кредитных ресурсов, что переносится на лизингополучателей. «Упрощаются процедуры по стандартным сделкам с высоколиквидным имуществом, таким как лизинг автотранспорта, где риски, связанные с «поверхностным» анализом финансового состояния лизингополучателей, минимизируются большей маржой, большим количеством клиентов и относительно небольшой суммой сделки, обеспеченной высоколиквидным залогом. В отношении более сложного и менее ликвидного оборудования наоборот, лизинговые компании стали более тщательно относиться к рассмотрению проектов, основываясь на прежнем «горьком опыте». Для небольших клиентов, в особенности региональных, сотрудничество с крупной лизинговой компанией кроме всего прочего дает преимущества при работе с поставщиками оборудования, так как опыт специалистов лизинговой компании позволяет лизингополучателям избежать проблем, связанных с непоставкой оборудования продавцом или неисполнением продавцом условий контракта», — говорит эксперт.

Из Москвы в регионы

Еще совсем недавно рынок лизинговых услуг был сконцентрирован в Москве и Санкт-Петербурге. Однако в последнее время вследствие усилившейся конкуренции лизинговые компании двинулись в регионы. По некоторым оценкам, московские и питерские компании более половины сделок заключают в регионах.

Именно за счет регионов, подчеркивает Сергей Могильницкий (Промсвязьбанк), лизинговые компании имеют возможность существенно увеличить объемы операций. При этом успешная работа в регионах зависит от наличия там отделений лизинговой компании или грамотных уполномоченных представителей в филиалах банков, где существуют отлаженные технологии взаимоотношений с головным офисом при проработке и реализации лизинговых сделок.

Юрий Бурлаков (Альфа-Банк) отмечает, что традиционно наибольшее внимание уделяется Уралу, Сибири и Поволжью. «К сотрудничеству в регионах активно привлекаются средние и малые предприятия. В перспективе мы ожидаем заметного расширения географии операций лизинговых компаний за счет открытия своих представительств, филиалов, а также поглощений региональных операторов, обладающих определенным «клиентским багажом», — говорит специалист.

Лидеры роста

Самым активным потребителем лизинговых услуг на российском рынке остается транспортный сектор: железнодорожный, автомобильный, воздушный. На него выпадает почти 50% всех сделок. Это неудивительно, поскольку финансовая аренда средств транспорта во всем мире считается наименее рискованным финансовым инструментом.

Лидером роста является железнодорожный транспорт. Спрос на подвижной состав превзошел прогнозы специалистов. В 2003 году удельный вес этого сектора составил 9,5%, в 2004 году — около 23%, а в 2005 году объем сделок вырос, по данным агентства «Эксперт РА», в пять раз и достиг 1,9 млрд долларов. Основным двигателем лизинга стала инвестпрограмма ОАО «РЖД», стартовавшая в 2003 году с конкурсов по получению вагонов. В 2006 году государственная монополия увеличила свою инвестпрограмму до 25 млрд рублей. Кроме того, увеличению объемов рынка способствовал ряд факторов, включая изменения в законодательстве, возможность использовать более «длинные» деньги при финансировании сделок, высокий уровень ликвидности передаваемого в лизинг ж.-д. транспорта

По мнению Юрия Бурлакова (Альфа-Банк), это направление в лизинге останется лидером при некотором снижении темпов роста. Конкуренция в данном секторе будет возрастать, так как здесь заметную активность проявляют лизинговые компании, созданные с участием западных финансовых институтов.

Портрет типичного лизингового получателя

Юрий Бурлаков,

главный руководитель проекта

управления лизинговых операций Альфа-Банка:

— В настоящее время лизинговый бизнес претерпевает изменения в первую очередь в плане отношения к нему со стороны руководителей и собственников бизнеса. Клиент лизинговой компании сейчас четко представляет, какие налоговые преимущества получает его компания. Он понимает, из чего состоят лизинговые платежи, какие ресурсы и на каком этапе привлекаются, сколько зарабатывает лизинговая компания, какие налоги платит и какие расходы объективно несет. Кроме снижения стоимости ресурсов, привлекаемых для финансирования сделки, клиент желает реализовывать сделки без аванса. Он диктует лизинговой компании размер лизинговых платежей, который он готов «обслуживать» в сделке. Клиенты начинают осознавать важность комплексности услуг лизинговой компании, так как современная лизинговая компания превращается из чисто финансового агента в профессионального покупателя оборудования. Поэтому в рамках лизинговой сделки формируется целый пакет дополнительных услуг, которые становятся неотъемлемой частью современной лизинговой сделки.

Финансовый портрет клиента нашей компании представляет собой предприятие среднего или крупного бизнеса. То есть это компании с оборотом более 10 млн долларов в год. Основная же часть лизинговых сделок приходится на компании с оборотом более 50 млн долларов в год. Клиент ООО «Альфа-Лизинг» характеризуется устойчивым финансовым положением. Это известный в своей отрасли игрок, работающий на «нишевом рынке» не первый год, который решает задачу технического перевооружения производства и приобретения основных фондов. Программы по лизингу клиент «Альфа-Лизинг» реализует в объемах от 1 до 100 млн долларов. Позиционирование «Альфа-Лизинг» на рынке как универсальной лизинговой компании в то же время позволяет держать в фокусе те отрасли, в которых мы традиционно активны. К ним относится ж.-д. транспорт, грузовой автотранспорт, энергетическое оборудование, авиация, производство ТНП и ТПН.

Александр Кожевников,

генеральный директор

ОАО «Авангард-Лизинг»:

— Основной клиент нашей компании — производственное предприятие или предприятие сферы транспорта, активно развивающееся, нацеленное на увеличение доли рынка, технологическую модернизацию. Размер предприятия может быть самый разный: с годовой выручкой от нескольких миллионов до сотен миллионов долларов.

Константин Рыбкин,

начальник управления

лизинговых проектов Бинбанка:

— Наш клиент — это представитель малого и среднего бизнеса, которому лизинг требуется либо для расширения действующего бизнеса, либо для развития нового направления деятельности.

Антон Купринов,

генеральный директор

«ММБ-Лизинг»:

— В связи с тем, что мы являемся универсальной лизинговой компанией, некий усредненный портрет дать нельзя, но можно отметить одну черту, присущую подавляющему большинству клиентов, — отсутствие бизнес-практики не только долгосрочного, но и среднесрочного планирования. Зачастую клиенты обращаются в компанию, когда проект уже в «горящей стадии».

Сергей Могильницкий,

начальник управления по работе

с предприятиями нефтегазовой отрасли Промсвязьбанка:

— Современный лизингополучатель в значительной степени «повзрослел». Стал экономически обоснованно судить о преимуществах лизинга применительно к его налоговому окружению. Приходит в лизинговую компанию не «за деньгами», а именно за лизинговой услугой, которая позволит ему в рамках действующего законодательства снижать налоги.

Дмитрий Шицле,

генеральный директор

«Лизинговой компании Уралсиб»:

— «Лизинговая компания Уралсиб» — универсальная лизинговая компания, работающая со всеми категориями клиентов, от частных предпринимателей до промышленных корпораций.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ