Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Удвоить кредитный портфель по МСБ
28.05.2013 Интервью

Удвоить кредитный портфель по МСБ

Как внедрение новой модели обслуживания МСБ может отразиться на прибыли банка? Об этом и особенностях работы в сегменте кредитования малого бизнеса «Б.О» рассказал Александр Лукин, первый вице-президент Бинбанка


— В 2013 году Бинбанк планирует увеличить прибыль. Для достижения этой цели банк намерен активизировать деятельность в розничном сегменте, а также в сегменте обслуживания МСБ. Если с розницей понятно — в прошлом году был стремительный рост, что можно с этой точки зрения сказать про кредитования МСБ?

— Активную работу в части кредитования малого бизнеса банк начал только с 2011 года. Нельзя сказать, что до этого времени мы не сотрудничали с МСБ — оказывались комиссионные услуги, предприятия размещали свободные средства на депозитах банка. В 2011 году была утверждена новая стратегия развития направления работы с клиентами малого бизнеса: изменилась бизнес-модель, была расширена продуктовая линейка, введены новые технологии, проведена серия обучающих мероприятий для клиентских менеджеров. Сейчас кредитование МСБ — одно из приоритетных направлений бизнеса банка. В прошлом году темп роста объема кредитования составил 300%, конечно, во многом это спровоцировано эффектом низкой базы — в 2012 году мы достаточно активно стартовали. Но планы на этот год также вполне амбициозные — банк планирует удвоить кредитный портфель по МСБ.

— За счет чего вы планируете достичь такого результата?

— Как уже упоминалось, в прошлом году такие показатели были достигнуты благодаря внедрению новой бизнес модели. Ключевая составляющая — клиентский менеджер, который, по сути, является «единым окном» для клиента. Менеджер выявляет потребности, предлагает нужные продукты, контролирует все внутренние процессы банка и выдает клиенту финальный результат. Причем так мы работаем с предпринимателями не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и почти во всех регионах присутствия банка (за исключением 5 городов, которые планируем подключить к новому формату обслуживания уже летом этого года). Таким образом, вся совокупность факторов, в том числе грамотная оценка риска и профессиональная работа команды клиентских менеджеров позволили обеспечить объем выдач новых кредитов в 10 млрд рублей в прошлом году. В этом году мы запланировали цифру в 16 млрд рублей. При этом мы рассчитываем, что это будет не количественный рост (за счет открытия новых точек или набора дополнительного штата персональных менеджеров), а качественный — за счет повышения производительности труда и увеличения числа продуктов на одного клиента.

— Не спровоцирует ли такой бурный рост увеличение просрочки в портфеле?

— Естественно, что существенный рост кредитного портфеля может повлечь за собой увеличение просрочки. Но по итогам прошлого года, несмотря на активное кредитование, уровень просроченной задолженности составил менее 1%, что ниже запланированных нами показателей, и ниже среднерыночного уровня. Надеемся, что и в этом году, благодаря отработанным технологиям оценки риска, мы останемся в пределах запланированных показателей по уровню просрочки.

— В 2012 году объем совокупного кредитного портфеля Бинбанка вырос на 14% до значения 78,6 млрд рублей. Какой размер доли в нем кредитов, выданных субъектам МСБ, и динамика роста по этому сегменту за 2012 год?

— На данный момент не такой большой (около 6%) — мы лишь в начале пути. Согласно стратегии развития направления кредитования МСБ, к 2020 году мы должны достигнуть не менее 60% в объеме портфеля корпоративных кредитов банка, и почти 25% — в общем кредитном портфеле. Планы амбициозные, но вполне реализуемые.

— По сумме комиссионных доходов операционный сегмент МСБ оказался на 3 месте, уступив корпоративному и розничному бизнесам. Планируете ли вы предлагать МСБ новые услуги и продукты, которые позволят увеличить комиссионные доходы банка с этого операционного сектора?

— Да, в наших ближайших планах стоит задача по увеличению комиссионного бизнеса. И это вполне логично, т.к. не все предприниматели хотят оформлять кредиты, но при этом большинство пользуется услугами по открытию счета, переводом денежных средств и т.д.

— Чем вам, как кредитной организации, интересно сотрудничество с МСП Банком?

— Мы начали сотрудничать с МСП Банком только в этом году, так как 2012 был для нас в какой-то степени «пилотным» годом с точки зрения работы в части кредитования малого бизнеса. В марте мы подписали соглашение о предоставлении кредитной линии в 300 млн рублей по продукту «МФО-Банк». Данный кредит предоставляем по всей России, если клиент отвечает требованиям нашим и МСП Банка. Надеемся, что это лишь первый этап сотрудничества — в этом году мы отработаем процесс и будем постепенно добавлять новые продукты. Если говорить о продуктовом ряде МСП Банка, то это комплексное предложение, которое направлено на поддержку стратегически важных для страны отраслей, и, что особенно важно, в целом способствует развитию предпринимательской деятельности в России.

— В феврале 2013 года Бинбанк совместно с ФК «Политекс» впервые на российском рынке запустил услугу «Электронный факторинг». В чем новизна и уникальность данного сервиса?

— Уникальность в том, что это первый на нашем рынке полноценный электронный факторинг с юридически значимой электронно-цифровой подписью. Клиенту такая услуга позволяет существенно сэкономить на документообороте и повысить эффективность факторинговых операций: упростить все этапы факторингового обслуживания, сократить время от поставки товара до получения финансирования до нескольких часов, а также снизить затраты на производство, оборот и хранение документов.

— В марте 2013 года вы предложили субъектам МСБ, занимающимся сезонным бизнесом, кредит «Бизнес-сезон». В чем его основные преимущества от других кредитов? Насколько он интересен рынку?

— Главная особенность данного продукта — максимальный период отсрочки погашения основного долга, который составляет девять месяцев. Клиент при помощи банковского менеджера определяет наиболее удобный срок кредита и составляет индивидуальный график с учетом сезонности бизнеса. Уверен, что среди соответствующей целевой аудитории этот кредит будет востребован.

— По вашему мнению, насколько сейчас банки удовлетворяют потребности субъектов МСБ в кредитах? Одна из распространенных жалоб частных предпринимателей — слишком долгий срок рассмотрения заявки — проще взять кредит как физлицо, чем как ИЧП. Насколько справедливо данное утверждение?

— Действительно, такая ситуация наблюдается. Для микросегмента — в первую очередь важна скорость. Поступила партия товара по очень хорошей цене — деньги нужны сегодня или совсем не нужны. Сегодня в некоторых банках уже запущена кредитная фабрика, которая достаточно быстро позволяет выдавать суммы до 2 млн рублей. Мы в своей бизнес-модели также учитываем этот фактор и стремимся наладить технологии обработки кредитной заявки таким образом, чтобы срок принятия решения был минимальным. Уже сейчас мы сократили этот процесс в два раза и надеемся, что дальнейшая автоматизация всех этапов рассмотрения заявки позволит нам делать это еще быстрее.

— По вашему мнению, в 2013 году темпы роста рынка корпоративных кредитов останутся на уровне показателя 2012 года или снизятся?

— Портфель будет продолжать расти, но меньшими темпами. По моим ожиданиям в этом году рост составит около 17–20%. В большой степени прирост будут обеспечивать именно кредиты предприятиям малого и среднего бизнеса.






Новости Новости Релизы