Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Председатель совета директоров Банка Интеза, профессор Антонио Фаллико рассказал «Б.О» о перспективах private banking в России и инструментах для работы в сегменте состоятельных клиентов
— Антонио, какие факторы вы учитывали, принимая стратегическое решение о расширении деятельности в России, вводя линейку продуктов для сегмента private banking? Почему для этой цели выбран именно 2019 год?
— Решение о начале работы в сегменте private banking у нас появилось несколько лет назад. Должен сказать, что соответствующее подразделение нашей материнской Группы Интеза Санпаоло — Divisione Private —является лидером на рынке private в Италии и одним из лидеров в Европе, управляя примерно 229,2 млрд евро. Клиентам доступны особые страховые, инвестиционные продукты и услуги помимо классических банковских продуктов. Группа работает в Италии, Люксембурге, Швейцарии, Великобритании и многих других странах, поэтому включение в этот список России вполне логично. У нас большой опыт и потенциал, российские клиенты должны получать качественные решения во всех сферах их финансовых интересов. Одно из конкурентных преимуществ Банка Интеза в private banking — возможность опираться на Группу и Fideuram — Intesa Sanpaolo Private Banking, использовать их международную сеть, новейшие банковские технологии и инновационные инструменты.
— Насколько серьезной вы считаете конкуренцию в сегменте обслуживания состоятельных клиентов в России? Каков потенциал развития рынка на среднесрочную перспективу? Каких показателей планирует достичь ваш банк?
— Уровень конкуренции на российском рынке private banking достаточно высок. Он начал активно развиваться еще в середине 2000-х годов и на текущий момент полностью сформирован. Основная доля рынка (примерно 70%) — это банки с государственным участием. Около 12% уверенно занимают российские дочки иностранных банков, а остаток распределен между крупнейшими и средними российскими коммерческими банками. Тем не менее последние исследования свидетельствуют о том, что этот сегмент российского банковского рынка уверенно растет на 10–15% ежегодно. При таких темпах роста представляется реальным выйти на рынок и занять свою нишу.
Private banking в России уверенно растет на 10–15% ежегодно
Около 65% своих средств состоятельные россияне размещают в продукты с фиксированным доходом, в то время как, средний показатель по миру составляет около 30%. Это говорит о высоком потенциале инвестиционных продуктов и услуг, которые в настоящий момент явно недооценены российскими клиентами. Но государственная политика и снижение Банком России ключевой ставки изменяют эту тенденцию в сторону увеличения спроса на более серьезные инвестиционные продукты.
— В чем отличие открываемых сейчас Банком private-lounge и сервисов от тех, которые привычны для российских VIP-клиентов?
— Любой новый бизнес стартует поэтапно. Начальный этап заключался в том, чтобы перестроить текущие банковские процессы, сформировать команду, открыть отделения для обслуживания клиентов private в Москве и Санкт-Петербурге и создать качественное классическое банковское обслуживание на индивидуальных условиях. Сейчас я могу сказать, что этот этап мы завершили. В этом году мы открыли один крупный офис private на базе головного офиса Банка Интеза и один мини-офис, private lounge, в уютном особняке в центре Москвы. В сентябре мы откроем еще один офис аналогичного формата в Санкт-Петербурге.
Банковские процессы были во многом перестроены для удобства обслуживания клиентов. Условия всей линейки классических банковских продуктов также претерпели большие изменения: мы улучшили условия по депозитам, кредитам, банковским картам, расширив уровень дополнительных услуг и сервисов настолько, что уже сейчас можно говорить, что наш пакет услуг «Intesa Private» на основе банковской карты VISA Infinite — один из лучших на российском рынке.
В рамках следующего этапа развития планируется запуск новых инвестиционных и страховых продуктов и услуг, которые позволят клиентам диверсифицировать активы в различных инструментах, а также дадут возможность работать с ценными бумагами европейских эмитентов. Кроме того, планируются переход на новую систему дистанционного банковского обслуживания, запуск ряда цифровых сервисов для повышения уровня комфорта повседневных коммуникаций клиентов с Банком.
— Существует точка зрения, что российские состоятельные клиенты в большей степени ориентированы на консервативные стратегии, предпочитают избегать рисков. Так ли это? Какие услуги предпочтительны?
— Состоятельные клиенты с осторожностью относятся к различного рода инвестиционным продуктам. Но ситуация меняется. Поэтапное снижение Банком России ключевой ставки и как следствие снижение привлекательности депозитных продуктов оказывают влияние на повышение привлекательности инвестиционных продуктов и услуг. В 2019 году мы начали большой проект с представительством страховой компании Generali, и в конце 2019-го в наших отделениях в пилотном режиме должен заработать сервис подбора страховых продуктов ведущих российских и иностранных страховых компаний. Перечень доступных страховых услуг в дальнейшем значительно расширится. Это позволит обеспечить выбор наиболее подходящих страховых продуктов с инвестиционной составляющей. При этом возможны индивидуальные, tailor-made- решения.
В этом году мы открыли один крупный офис private на базе головного офиса Банка Интеза и один мини-офис, private lounge в уютном особняке в центре Москвы
В целом, уровень консерватизма российских клиентов постепенно снижается. Появляются новые прозрачные инструменты финансового планирования и формирования инвестиционного портфеля, повышается прозрачность оказания инвестиционных услуг. У нас в планах — начать предоставление таких сервисов, которые позволят клиентам понимать уровень риска, осознанно подходить к вопросам инвестирования и следить за динамикой цены их инвестиционного актива. Мы планируем как работу с известными рыночными игроками, так и построение собственной инфраструктуры для проведения операций с ценными бумагами. Учитывая, что сроки реализации подобных проектов достаточно велики, мы начнем работу с тех решений, которые можно вывести на рынок быстрее, постепенно переходя к более сложным.
В любом случае уже в этом году наши клиенты смогли заметить положительную динамику в развитии бизнеса, оценить новые продукты и услуги.
— С какой целью создается национальная платформа для обслуживания клиентов private banking? Чем она принципиально отличается от международной? Насколько серьезные инвестиции требуются для ее развития, в какие сроки они окупятся?
— Национальная платформа создается в первую очередь для тех клиентов, которые хотят работать в российской юрисдикции, причем как с собственным капиталом, так и с корпоративными клиентами. Банк Интеза обладает большими возможностями и опытом реализации самых сложных сделок. Мы работаем с итальянским бизнесом в России, с крупнейшими корпоративными клиентами, у нас много клиентов из сегмента малого и среднего бизнеса, а теперь появилась платформа для работы с частным капиталом. Все это позволяет решать любые финансовые вопросы наших клиентов в стенах одного банковского офиса.
Российская платформа, как я уже говорил, предназначена для работы на российском рынке ценных бумаг и инвестиций. Старт такого масштабного проекта, безусловно, очень ресурсоемкий. Пока мы находимся на этапе заключения соглашений с крупнейшими инвестиционными компаниями России, которые смогут предложить свои возможности по работе на бирже, позволят инвестировать в ценные бумаги, паи инвестиционных фондов. Следующим этапом будет создание на базе Банка платформы по управлению благосостоянием, которая позволит совершать все операции с российским и иностранным долгом в режиме онлайн или в отделениях private. Я думаю, что эта платформа заработает уже в следующем году.
Что касается инвестиций, то максимум за два года они должны будут полностью окупиться.
— В середине июля Банк запустил тарифы для состоятельных клиентов сегментов Private и Magnifica. Каким образом информация об услугах доводится до потенциальных клиентов? Можно ли уже говорить о первых результатах реализации новой стратегии?
— Да, мы полностью обновили наше продуктовое предложение в сегменте банковских карт и повысили уровень привлекательности наших услуг. Для сегмента Private в рамках пакета «Intesa Private» теперь доступен кэшбэк до 30 тыс рублей в месяц, он начисляется при оплате счетов в категории «Бары и рестораны». Кроме того, клиенту доступны посещение бизнес-залов аэропортов и карта Priority Pass, бесплатное снятие наличных в любых банкоматах мира, страховые продукты и бонусы от партнеров платежной системы VISA, перечень которых постоянно расширяется.
Для сегмента Magnifica мы внесли некоторые дополнения, которые позволят еще большему кругу наших клиентов стать обладателями этого пакета и получать кэшбэк до 15 тыс рублей в месяц (за аналогичную категорию). В части бонусных программ всем нашим клиентам предлагается выбор: подключение кэшбэка или получение бонусных миль от авиакомпании S7 при оплате в любых категориях покупок. Чем выше статус карты, тем больше возможностей открывается нашим клиентам.
Первые результаты нововведений мы ожидаем уже этой осенью, так как обновление программ было завершено только в середине июля. Что касается изменений в части роста клиентской базы, увеличения среднего чека при оплате картой, то эту позитивную динамику мы видим уже сейчас.
В ближайшее время мы начнем внедрять бесплатный сервис для онлайн- пополнения наших банковских карт «Интеза. Переводы». Это мобильное приложение для перевода денежных средств с карты на карту. В рамках нового сервиса, мы откроем возможность пополнения банковских карт Интеза на 50 тыс рублей с карт любых банков совершенно бесплатно.
Цифровизация происходит не только в банковской сфере, и она ощутимо снижает стоимость продуктов и сервисов, которые традиционно используются банками в качестве полезных и приятных бонусов для клиентов самого высокого уровня. И тогда у банкиров возникает искушение предложить эти преимущества более широкому кругу потенциальных вкладчиков, заемщиков, держателей карт. Однако времени на то, чтобы сделать это раньше других, остается не так много
Первые государственные банки располагались в бывших частных домах и даже на монастырском подворье, а первое здание, построенное специально для банка, появилось в 1783 году по Указу императрицы Екатерины II о строительстве в Санкт-Петербурге Ассигнационного банка
В 2023 году Бизнес Платформа ВТБ для малого и среднего бизнеса выиграла в специальной номинации Премии инноваций и достижений финансовой отрасли FINAWARD. О развитии нового интернет-банка для бизнеса «Б.О» рассказал Александр Александров, начальник управления «Интернет-банк», вице-президент ВТБ
В последние годы участились споры о том, какой метод делегирования бизнес-процессов эффективнее: инсорсинг или аутсорсинг? Выбирать что-то одно совсем не обязательно. Рассмотрим, как работать с гибридной моделью, которая сочетает в себе преимущества обеих систем
Первые государственные банки располагались в бывших частных домах и даже на монастырском подворье, а первое здание, построенное специально для банка, появилось в 1783 году по Указу императрицы Екатерины II о строительстве в Санкт-Петербурге Ассигнационного банка
В рамках акции банк перечисляет один рубль за каждую покупку еды в супермаркетах, кафе и ресторанах в период с 30 сентября по 30 октября 2024 года в благотворительный фонд «Дари еду» на развитие проекта «Социальные кухни»