Банковское обозрение

Финансовая сфера

  • Уровень консерватизма российских клиентов постепенно снижается
19.08.2019 Аналитика
Уровень консерватизма российских клиентов постепенно снижается

Председатель совета директоров Банка Интеза, профессор Антонио Фаллико рассказал «Б.О» о перспективах private banking в России и инструментах для работы в сегменте состоятельных клиентов



Антонио Фаллико, Банк Интеза. Фото: Банк Интеза — Антонио, какие факторы вы учитывали, принимая стратегическое решение о расширении деятельности в России, вводя линейку продуктов для сегмента private banking? Почему для этой цели выбран именно 2019 год?

— Решение о начале работы в сегменте private banking у нас появилось несколько лет назад. Должен сказать, что соответствующее подразделение нашей материнской Группы Интеза Санпаоло — Divisione Private —является лидером на рынке private в Италии и одним из лидеров в Европе, управляя примерно 229,2 млрд евро. Клиентам доступны особые страховые, инвестиционные продукты и услуги помимо классических банковских продуктов. Группа работает в Италии, Люксембурге, Швейцарии, Великобритании и многих других странах, поэтому включение в этот список России вполне логично. У нас большой опыт и потенциал, российские клиенты должны получать качественные решения во всех сферах их финансовых интересов. Одно из конкурентных преимуществ Банка Интеза в private banking — возможность опираться на Группу и Fideuram — Intesa Sanpaolo Private Banking, использовать их международную сеть, новейшие банковские технологии и инновационные инструменты.

— Насколько серьезной вы считаете конкуренцию в сегменте обслуживания состоятельных клиентов в России? Каков потенциал развития рынка на среднесрочную перспективу? Каких показателей планирует достичь ваш банк?

— Уровень конкуренции на российском рынке private banking достаточно высок. Он начал активно развиваться еще в середине 2000-х годов и на текущий момент полностью сформирован. Основная доля рынка (примерно 70%) — это банки с государственным участием. Около 12% уверенно занимают российские дочки иностранных банков, а остаток распределен между крупнейшими и средними российскими коммерческими банками. Тем не менее последние исследования свидетельствуют о том, что этот сегмент российского банковского рынка уверенно растет на 10–15% ежегодно. При таких темпах роста представляется реальным выйти на рынок и занять свою нишу.

Private banking в России уверенно растет на 10–15% ежегодно

Около 65% своих средств состоятельные россияне размещают в продукты с фиксированным доходом, в то время как, средний показатель по миру составляет около 30%. Это говорит о высоком потенциале инвестиционных продуктов и услуг, которые в настоящий момент явно недооценены российскими клиентами. Но государственная политика и снижение Банком России ключевой ставки изменяют эту тенденцию в сторону увеличения спроса на более серьезные инвестиционные продукты.

— В чем отличие открываемых сейчас Банком private-lounge и сервисов от тех, которые привычны для российских VIP-клиентов?

— Любой новый бизнес стартует поэтапно. Начальный этап заключался в том, чтобы перестроить текущие банковские процессы, сформировать команду, открыть отделения для обслуживания клиентов private в Москве и Санкт-Петербурге и создать качественное классическое банковское обслуживание на индивидуальных условиях. Сейчас я могу сказать, что этот этап мы завершили. В этом году мы открыли один крупный офис private на базе головного офиса Банка Интеза и один мини-офис, private lounge, в уютном особняке в центре Москвы. В сентябре мы откроем еще один офис аналогичного формата в Санкт-Петербурге.

Банковские процессы были во многом перестроены для удобства обслуживания клиентов. Условия всей линейки классических банковских продуктов также претерпели большие изменения: мы улучшили условия по депозитам, кредитам, банковским картам, расширив уровень дополнительных услуг и сервисов настолько, что уже сейчас можно говорить, что наш пакет услуг «Intesa Private» на основе банковской карты VISA Infinite — один из лучших на российском рынке.

В рамках следующего этапа развития планируется запуск новых инвестиционных и страховых продуктов и услуг, которые позволят клиентам диверсифицировать активы в различных инструментах, а также дадут возможность работать с ценными бумагами европейских эмитентов. Кроме того, планируются переход на новую систему дистанционного банковского обслуживания, запуск ряда цифровых сервисов для повышения уровня комфорта повседневных коммуникаций клиентов с Банком.

— Существует точка зрения, что российские состоятельные клиенты в большей степени ориентированы на консервативные стратегии, предпочитают избегать рисков. Так ли это? Какие услуги предпочтительны?

— Состоятельные клиенты с осторожностью относятся к различного рода инвестиционным продуктам. Но ситуация меняется. Поэтапное снижение Банком России ключевой ставки и как следствие снижение привлекательности депозитных продуктов оказывают влияние на повышение привлекательности инвестиционных продуктов и услуг. В 2019 году мы начали большой проект с представительством страховой компании Generali, и в конце 2019-го в наших отделениях в пилотном режиме должен заработать сервис подбора страховых продуктов ведущих российских и иностранных страховых компаний. Перечень доступных страховых услуг в дальнейшем значительно расширится. Это позволит обеспечить выбор наиболее подходящих страховых продуктов с инвестиционной составляющей. При этом возможны индивидуальные, tailor-made- решения.

В этом году мы открыли один крупный офис private на базе головного офиса Банка Интеза и один мини-офис, private lounge в уютном особняке в центре Москвы

В целом, уровень консерватизма российских клиентов постепенно снижается. Появляются новые прозрачные инструменты финансового планирования и формирования инвестиционного портфеля, повышается прозрачность оказания инвестиционных услуг. У нас в планах — начать предоставление таких сервисов, которые позволят клиентам понимать уровень риска, осознанно подходить к вопросам инвестирования и следить за динамикой цены их инвестиционного актива. Мы планируем как работу с известными рыночными игроками, так и построение собственной инфраструктуры для проведения операций с ценными бумагами. Учитывая, что сроки реализации подобных проектов достаточно велики, мы начнем работу с тех решений, которые можно вывести на рынок быстрее, постепенно переходя к  более сложным.

В любом случае уже в этом году наши клиенты смогли заметить положительную динамику в развитии бизнеса, оценить новые продукты и услуги.

— С какой целью создается национальная платформа для обслуживания клиентов private banking? Чем она принципиально отличается от международной? Насколько серьезные инвестиции требуются для ее развития, в какие сроки они окупятся?

— Национальная платформа создается в первую очередь для тех клиентов, которые хотят работать в российской юрисдикции, причем как с собственным капиталом, так и с корпоративными клиентами. Банк Интеза обладает большими возможностями и опытом реализации самых сложных сделок. Мы работаем с итальянским бизнесом в России, с крупнейшими корпоративными клиентами, у нас много клиентов из сегмента малого и среднего бизнеса, а теперь появилась платформа для работы с частным капиталом. Все это позволяет решать любые финансовые вопросы наших клиентов в стенах одного банковского офиса.

Российская платформа, как я уже говорил, предназначена для работы на российском рынке ценных бумаг и инвестиций. Старт такого масштабного проекта, безусловно, очень ресурсоемкий. Пока мы находимся на этапе заключения соглашений с крупнейшими инвестиционными компаниями России, которые смогут предложить свои возможности по работе на бирже, позволят инвестировать в ценные бумаги, паи инвестиционных фондов. Следующим этапом будет создание на базе Банка платформы по управлению благосостоянием, которая позволит совершать все операции с российским и иностранным долгом в режиме онлайн или в отделениях private. Я думаю, что эта платформа заработает уже в следующем году.

Что касается инвестиций, то максимум за два года они должны будут полностью окупиться.

— В середине июля Банк запустил тарифы для состоятельных клиентов сегментов Private и Magnifica. Каким образом информация об услугах доводится до потенциальных клиентов? Можно ли уже говорить о первых результатах реализации новой стратегии?

— Да, мы полностью обновили наше продуктовое предложение в сегменте банковских карт и повысили уровень привлекательности наших услуг. Для сегмента Private в рамках пакета «Intesa Private» теперь доступен кэшбэк до 30 тыс рублей в месяц, он начисляется при оплате счетов в категории «Бары и рестораны». Кроме того, клиенту доступны посещение бизнес-залов аэропортов и карта Priority Pass, бесплатное снятие наличных в любых банкоматах мира, страховые продукты и бонусы от партнеров платежной системы VISA, перечень которых постоянно расширяется.

Для сегмента Magnifica мы внесли некоторые дополнения, которые позволят еще большему кругу наших клиентов стать обладателями этого пакета и получать кэшбэк до 15 тыс рублей в месяц (за аналогичную категорию). В части бонусных программ всем нашим клиентам предлагается выбор: подключение кэшбэка или получение бонусных миль от авиакомпании S7 при оплате в любых категориях покупок. Чем выше статус карты, тем больше возможностей открывается нашим клиентам.

Первые результаты нововведений мы ожидаем уже этой осенью, так как обновление программ было завершено только в середине июля. Что касается изменений в части роста клиентской базы, увеличения среднего чека при оплате картой, то эту позитивную динамику мы видим уже сейчас.

В ближайшее время мы начнем внедрять бесплатный сервис для онлайн- пополнения наших банковских карт «Интеза. Переводы». Это мобильное приложение для перевода денежных средств с карты на карту. В рамках нового сервиса, мы откроем возможность пополнения банковских карт Интеза на 50 тыс рублей с карт любых банков совершенно бесплатно.




Читайте также

Сейчас на главной