Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Воспитание привычки к пластику
01.01.2004

Воспитание привычки к пластику

В последнее время ажиотажный интерес к пластику охватил практически все слои населения. Крупнейшие платежные системы не преминули воспользоваться рыночной ситуацией и весьма существенно нарастили свои показатели. Глава российского представительства Visa, старший вице-президент Visa International Лу Наумовский поделился с «Банковским обозрением» своим видением перспектив этого направления банковской розницы.


— Каким 2003 год выдался для рынка пластиковых карт?

Лу Наумовский— Прошедший год как для всего карточного бизнеса, так и для нас был просто беспрецедентным. Количество карточек Visa, эмитированных российскими банками, увеличилось более чем на 100% и превысило 8 млн (в начале года — 4,1 млн). Рост был отмечен во всех продуктах, но самая заметная динамика — по зарплатным проектам. Спрос на эту услугу вполне логичен: банки таким образом привлекают корпоративных клиентов, а те в свою очередь заинтересованы в том, чтобы отойти от выплаты наличных и избежать расходов на охрану, клерков, инкассацию. Кроме того, это необходимый первоначальный этап «воспитания» потребителей пластиковых карт. Что касается оборота по карточкам, он также вырос примерно на 100%. Правда, этот рост в большей степени произошел за счет операций по обналичиванию, а объем безналичных расчетов в торгово-сервисной сети увеличился на 50%. Я считаю, это нормально, поскольку те, кто получают зарплату на карту, в первые год-полтора проявляют осторожность, привыкают к пластику. В любом секторе экономики рост на 50% — блестящий показатель. Это также самый высокий показатель для Visa в мире.

— А как обстоит ситуация с картами в СНГ?

— У Visa примерно такие же темпы роста на Украине, там в некоторых отношениях ситуация даже лучше — инфляция ниже. Доходы населения тоже растут, но, к сожалению, не такими темпами, как в России. Поэтому зарплатные проекты пока медленно перемещаются в торговую сеть. Зато карточная инфраструктура там лучше — на 4,5 млн наших карт приходится 26 тыс. точек приема (в России — 52,4 тыс.). В I квартале 2004 года на Украине планируется создать национальную ассоциацию участников Visa (сейчас это 51 банк, в том числе 13 принципальных членов платежной системы). Вообще рынок СНГ хорошо развивается: в Казахстане у нас почти 2 млн карточек, хорошие перспективы в Молдавии, Грузии. В Белоруссии мы начали работать только в марте 2003 года и сейчас у нас там 100 тыс. карточек (всего в стране — 600 тыс.).

— В российских регионах потребители проявляют интерес к электронным платежам?

— В прошедшем году мы очень активно работали в регионах, много путешествовали, изучали, совещались с местными банками. Подняли статус Ханты-Мансийского банка, одного из лидеров в Западной Сибири, до принципального членства. Сейчас наши усилия в основном направлены в регионы, поскольку в Москве и Санкт-Петербурге банки в достаточной степени продвинуты, им проще работать с карточками. Стратегически важные регионы для Visa — Северо-Запад, Урал, Западная Сибирь и Южное Поволжье. Там много новых банков, много зарплатных проектов. Разумеется, Москва и среднерусская часть не могут не оставаться приоритетом, но там уже есть критическая масса банков и особо развивать их не надо. Например, Среднерусский банк Сбербанка за последний год добавил почти 10 тыс. карточек. Это отличный показатель.

— Активность региональных банков связана с экспансией москвичей?

— Наверняка. Для меня вообще одно из самых красивых слов в лексиконе — конкуренция. Она очень много делает для повышения эффективности деятельности и удобства клиентов. Локальные банки должны предоставить своим клиентам современные услуги, иначе филиалы московских и питерских участников рынка будут представлять большую угрозу. Региональные банки должны реагировать на продвижение в регионы ПСБ (Санкт-Петербург), Уралсиба, МДМ-банка, других гигантов банковского сообщества. За прошлый год, в том числе за счет региональных банков, у нас появилось 80 новых членов. На сегодняшний день у нас в России 275 членов, и до конца 2003 года добавится еще 6 или 8.

— Какие же основные составляющие прошлогоднего роста?

— Основной фактор заключается в том, что сейчас в России потребитель является королем, он начинает играть подобающую ему роль в экономике. И этот потребитель ищет банки, ищет финансовые инструменты. Кроме того, в 2003 году мы приложили больше усилий и потратили больше средств на маркетинг. Ведь это наша роль — привлекать людей, заниматься просвещением. Есть английская пословица Nothing succeeds like success — успех притягивает успех. Хорошие результаты предыдущих двух лет были причиной принятия решения об увеличении вложений нашей платежной ассоциации именно в Россию. Кроме того, мы тщательно поработали для развития эквайринга.

— Действительно, увеличение затрат на промо-акции Visa бросается в глаза. Какие из них приносят больше эффекта?

— Все что делается напрямую для потребителя, что может принести ему выигрыш — машину, поездку в Париж, все, что связано с шоппингом (россияне любят ходить по магазинам). Также приносят успех акции с непосредственным участием банков. Например, среди потребительских магазинов самый большой оборот приходится на магазины IKEA. Во многом это связано с совместной программой Дельта-банка, который летом прошлого года впервые в России стал предоставлять покупателям в IKEA моментальные револьверные кредитные карточки — instant issue. В итоге за этот год Дельта-банк эмитировал больше 40 тыс. таких карт. Кроме того, этот продукт способствовал росту продаж самой IKEA. Тогда такая услуга была уникальна, сейчас она уже предлагается в «МегаМол», «М-Видео» и др. В 2004 году бюджет Visa на маркетинг снова будет больше — на 25—30%. Кстати, этот вопрос решают сами банки, ведь мы всего лишь ассоциация.

— За три года в России Visa смогла серьезно потеснить конкурентов, вы надеетесь удержать свои позиции?

— Сейчас каждая третья карточка в России — карточка Visa. За год (с сентября 2002 года по сентябрь 2003 года) мы прибавили примерно 10% доли рынка, и сейчас у нас по эмиссии свыше 36% рынка, по оборотам — почти 38%. А в I квартале 2001 года мы занимали всего 15% рынка (по количеству карточек). У нас есть статистика, которая показывает, что у наших конкурентов, даже самых крупных (таких, как MasterCard), не такая «взрывная» динамика, а скорее «плоская». Отчасти это объясняется тем, что у нас больше банков-членов (у MasterCard — 145, у нас — 275, у локальных систем — несколько десятков). В нашу ассоциацию входят все ведущие банки страны, которые имеют большие сети филиалов, допофисов.

— Все ведущие банки страны предоставляют своим клиентам и карточки ваших конкурентов...

— Действительно, эта страна уже давно является дуальной, почти каждый крупный и средний банк предлагает продукты двух ведущих систем: Visa и MasterCard. Поэтому, наверное, в основе нашего успеха лежат и субъективные причины. Ценнее всего — брэнд. Есть люди, которые любят шоколад фабрики «Красный Октябрь» и всегда будут его покупать. Это вопрос психологии, но факт остается фактом — у Visa всегда был сильный брэнд. Наверное, он имеет свойства, которые что-то положительное говорят россиянам. Что касается банковского дела, то мы предлагаем банкам не только продукт, но и услуги, новые технологии. Банки высоко оценивают наши услуги, потребитель оценивает Visa. Это хорошая комбинация, которая обеспечивает успех.

— Каких нововведений банкам можно ожидать от Visa в 2004 году?

— Каких-то радикально новых продуктов нет, но мы продолжим развивать такое перспективное направление, как чиповые карточки. В 2003 году их уже было выпущено 0,5 млн. На сегодня у нас 14 банков-эмитентов таких карточек и 9 эквайеров, в процессе сертификации — еще 4 банка-эквайера. Эти банки с нашей помощью получают доступ к специальным ценам на модули, пластик, программное обеспечение, терминалы. Если брать данные по Центральной и Восточной Европе, на Россию приходится 50% выпуска наших чиповых карточек. Причем в новых технологиях заинтересованы не только лидеры, но и средние, и региональные банки. Первый банк — эмитент чиповой карты — это ВУЗ-банк (Екатеринбург). Самый крупный эмитент (по количеству выпущенных карт) — банк «Возрождение». Сбербанк сертифицируется в I квартале 2004 года, уже сертифицировались Росбанк, Автобанк-НИКойл, Банк Москвы, Газпромбанк — до конца 2004 сертификацию пройдут все крупные банки.

— Однако многие российские банки высказывают сомнение в том, что нам уже пора переходить на чиповые технологии...

— Это понятно. Те, кто были первыми, получили от нас финансовую помощь, имели доступ к специальному фонду. Пусть дотация покрывала небольшой процент себестоимости, но это был дополнительный стимул. Поэтому банки, которые хотят перехода — это те, кто уже впереди остальных. Они знают, что смогут заработать, предлагая своим корпоративным клиентам дополнительные услуги (память и возможности этой карточки гораздо шире, чем у карты с магнитной полосой). Конечно, любые инвестиции должны окупаться, надо уметь разработать вложенный капитал. Если оборудование у банка современное, то сертификация может стоить десятки тысяч долларов, если придется полностью менять систему, это может вылиться в шестизначную сумму. Мое видение такое — не хотят перехода на чиповые технологии ленивые банкиры.

— Когда подойдет срок, установленный платежными системами, они, наверное, поспешат перейти на чипы?

— Да, платежные ассоциации имеют дату «переноса ответственности» — это 1 января 2006 года. Если терминал, на котором была совершена оспариваемая транзакция, не был сертифицирован на прием чиповых карточек, право оспоривания по ограниченному списку причин передаются эмитенту чиповой карточки. Если же и карточка и терминал сертифицированы, то в случае оспаривания транзакции они выступают на равных. Условно говоря, в спорной ситуации ответственность будет нести «нечиповая» сторона. Это, конечно, стимул, но я считаю, что полуштрафные санкции — это недостаточно. Передовые банки переходят на новые технологии потому, что они видят в этом смысл и экономическую целесообразность, а вовсе не из-за требований платежной системы. К тому же, в России пока нет того масштаба мошеннических операций, как, например, это было лет пять назад в Великобритании (до перехода на чипы). Поэтому понятно, что поверхностных причин недостаточно, банк сам должен иметь какое-то видение того, как развивать свой потребительский бизнес. Мы же продолжаем работать с изготовителями программного обеспечения, производителями карточек, рассчитывая снизить ценовой барьер.

— Другой пока медленно осваиваемый в России продукт — кредитные карты. Здесь есть какой-то прогресс?

— Предложение кредитных продуктов — это самое важное для нас поле приложения усилий. Некоторые банки год-два назад объявили об эмиссии револьверных карточек. Но в массовых масштабах они этого не делают, не могут из-за элементарного отсутствия программного обеспечения, кредитных историй. Некоторые российские банки уже активно занимаются кредитованием малого бизнеса. Но суть массовой эмиссии револьверной карточки отличается от этого направления, поскольку здесь доход можно получить только на масштабе. Если банк получает по тысячи заявлений в день, как он сможет справиться с этим потоком со старыми методиками? Ведь клиент ему неизвестен, он с улицы пришел. Есть определенное соотношение надежных и ненадежных клиентов, которое позволит окупать свои вложения на предоставлении таких кредитов. Чтобы добиться такого соотношения, нужно знать, какие вопросы следует задавать заемщику. Сейчас в России есть банки, которые сами писали программное обеспечение, есть фирмы, которые в рекламе обещают сделать такое обеспечение. На самом деле большого опыта ни у кого нет.

— О каких реальных подвижках в этом направлении вам известно?

— Мы собираемся создать консорциум банков (пока их четыре — один региональный и три крупных московских банка), который будет объединять усилия по созданию собственных скоринговых (оценочных) моделей. Предложенная нами фирма будет консультировать банкиров по этому вопросу на протяжении нескольких месяцев. Специалисты будут обрабатывать и оптимизировать скоринговую карту для каждого из участников консорциума. Если банки захотят поделиться тем, что придумали, — хорошо. Если не захотят, то у них по крайней мере будут базовые модели с учетом российских реалий и законодательства. Мы сыграли роль буфера между банками и этой фирмой. Надеемся, что в I квартале они уже начнут работать.

— Насколько эффективно работают скоринговые модели у тех банков, которые их уже применяют?

— Есть один крупный розничный банк, который закупил и по полной программе запустил западную систему оценки. Но пока мы будем оценивать эффективность этого направления деятельности внутри каждого банка, Россия не сможет достичь уровня западных стран по объему кредитования и числу карточек. Я считаю кардинально важным вопросом создание кредитных бюро. Многие банки в этом уже заинтересованы и хотят поделиться информацией, но только отрицательной, о недобросовестных заемщиках. Некоторые готовы и положительной — Росбанк, Дельта-банк готовы. Не хочет этого пока Сбербанк.

— Ассоциация российских банков обещает вскоре запустить такой проект...

— Мы знаем его подробности, подход неплохой, но мог бы быть намного лучше. Они могли бы с самого начала заставить банки предоставлять положительную информацию. Просто для полноценного кредитного бюро им нужен Сбербанк, поэтому они защищают его позицию. В Великобритании сначала тоже не было базы с данными о добросовестных заемщиках. Моя личная трактовка — у вас есть возможность сделать все так, как надо, с самого начала. Зачем проходить через все этапы и делать те же самые ошибки. Начните прямо сейчас. Некоторые банки имеют преимущество, «жирных» клиентов, и не хотят ими делиться — их позиция тоже понятна. Кредитные бюро должны создаваться только когда банки будут чувствовать себя свободными давать информацию и покупать ее. Только тогда можно говорить о полномасштабном рынке потребительского кредитования и револьверных кредитных карточек. На мой взгляд, это произойдет через 5—7 лет. Но на пути к этому мы ожидаем хороших результатов, потребитель уже готов. Visa провела исследование и выяснила, что 30% населения открыты для покупок в кредит. Из наших 8 млн сейчас около 150 тыс. настоящих револьверных карточек. Я думаю, что через год вполне реально достичь показателя в 0,5 млн. Это не так много, но ведь полтора года назад их не было вообще.

(Обзор рынка пластиковых карт читайте на стр. 24.)






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ