Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Зачем SOA в кризис?
01.02.2009

Зачем SOA в кризис?

Сервисноориентированная архитектура — это новый и до кризиса весьма модный подход к построению IT-инфраструктуры банка. Сейчас многое изменилось, но, по мнению экспертов, через два года примерно половина российских банков внедрит у себя принципы SOA.


Александр Головин

Текст: Александр Головин,

Специально для «БО»

Представим, что банк собирается вывести на рынок новый продукт. При этом выясняется, что имеющиеся автоматизированные банковские системы (АБС) для этого не подходят. Типичная реакция IT-департамента в этом случае будет примерно такой: нужно запланировать шесть месяцев на разработку технического задания и столько же на разработку решения, так что к выводу нового продукта мы будем готовы через год.

Банк «Ренессанс Кредит» в 2008 году смог создать новую АБС для выдачи кредитов через брокера всего за два месяца. Такой оперативности удалось достичь благодаря ранее внедренной так называемой сервисно­ориентированной архитектуре, или SOA. По словам Ярослава Медокса, директора департамента по развитию информационных систем «Ренессанс Кредита», SOA — это подход, ориентированный на быстрый результат.

Торопиться не надо

Согласно результатам опроса «Значение сервисноориентированной архитектуры для бизнеса», проведенного в 2006 году IBM среди своих заказчиков, 92% из тех, кто приступил к внедрению SOA, надеялись добиться снижения расходов. Половине из них это удалось. Что ж, оптимизация издержек очень актуальная задача в условиях кризиса.

В основе SOA лежат принципы многократного использования функциональных элементов IT и ликвидации дублирования, а также модульный подход к разработке программного обеспечения, основанный на использовании сервисов со стандартизированными интерфейсами. Последнее как раз и обеспечивает возможность не разрабатывать новое приложение с нуля, а быстро собрать его из имеющихся модулей. В вышеприведенном примере с «Ренессанс Кредитом» в процессах продаж кредитов в банке использовались 11 систем. При организации нового процесса все они остались неизменными.

Таким образом, использование SOA позволяет быстро и без лишних расходов адаптировать IT под новые запросы бизнеса. Кстати говоря, до кризиса в российском банковском секторе SOA-проекты были, что называется, «модной фишкой». Может быть, с учетом изложенного, тем, кто не успел заняться внедрением ранее, именно сейчас и стоит поторопиться? Однако Игорь Коваль, исполнительный директор БТА Банка, убежден, что если банк не приступал к реализации данного проекта, то следует дождаться лучших времен и пока обойтись традиционной интеграцией приложений.

Перестройка в головах

Эксперты могут давать различные определения SOA, но суть их сводится к одному: сервисноориентированная архитектура — это идеология или, по выражению Игоря Коваля из БТА Банка, «культура использования технологий», с помощью которой компания создает единое информационное пространство и приобретает качественно новый контроль над бизнес-процессами и управлением. То есть внедрение SOA эквивалентно коренной реорганизации бизнеса. Наверное, кризис — не лучшее время для этого, хотя, возможно, есть исключения.

Разумеется, при построении новой компании имеет смысл сразу использовать сервисноориентированный подход; впрочем, о масштабных startup’ах, особенно в банковской сфере, пока не слышно.

До кризиса в российском банковском секторе SOA-проекты были, что называется, «модной фишкой».

Правда, специалисты IT-депар-таментов банков полагают, что приступить к внедрению SOA в текущей ситуации может заставить срочная необходимость в смене всей


*Мэшап (mashup) — web-приложение, объединяющее данные из нескольких источников в один интегрированный инструмент. Примером потребительского приложения может служить мэшап, который использует данные картографических сервисов для добавления к ним данных о недвижимости с соответствующих порталов.

IT-инфраструктуры организации — тогда, в силу вышеописанных плюсов, также предпочтительно сразу использовать данные принципы, но и это больше из области гипотез. В целом же, как говорит Олег Подкопаев, директор IT-департамента Русфинанс Банка, если в организации существует стабильная ситуация с точки зрения IT и бизнеса в целом и если даже с использованием устаревших технологий взаимодействие между системами вполне прозрачно и достаточно эффективно, затевать переход на SOA-платформу было бы неоправданным расходованием средств и ресурсов. Также это касается и тех случаев, когда основные бизнес-процессы реализованы в одной банковской системе и это не накладывает существенных ограничений на дальнейшее развитие.

Впрочем, по словам Олега Подкопаева («Русфинанс»), еще до кризиса был важен, скажем так, внешний фактор, который сдерживал распространение SOA в банках. Это — недостаток опыта реализации подобных проектов у интеграторов и консалтинговых компаний. Компаний, которые вообще имеют такой опыт, на рынке буквально единицы.

Любопытно, что эксперты, с одной стороны, говорят об отсутствии или нехватке квалифицированных интеграторов, а с другой — обращают внимание на то, что внедренная SOA снижает зависимость банков от поставщиков. Гибкость, которую обеспечивает сервисноориентированный подход, позволяет распределять задачи между разными подрядчиками, каждый из которых будет заниматься тем, в чем обладает наибольшей квалификацией. При этом всегда есть возможность поменять одну из систем, не ставя под угрозу жизнедеятельность всей IT-структуры банка. Да и доверяться целиком и полностью одной компании, как это происходит в обычных проектах по интеграции, тоже нет необходимости. Это, безусловно, снижает риски заказчика.

Кому с SOA жить хорошо?

На вопрос, сколько российских банков на данный момент используют SOA-поход, четкого ответа нет. Так, Игорь Коваль отмечает, что в БТА Банке SOA применяется уже в течение нескольких лет и включает в себя систему управления бизнес-процессами (BPM), единую шину обмена данными (ESB) и обмена сообщениями (MQ). Основной причиной внедрения SOA явилось наличие десятков програм­мных приложений, требующих обмена информацией, а также необходимость создания системы продаж розничных продуктов банка. Что же касается SOA в других банках, то, по его словам, «все технологически заинтересованные» кредитные учреждения в той или иной степени ее применяют.

Олег Подкопаев из Русфинанс Банка называет более точные цифры. По его оценкам, 10–15% банков уже используют SOA, еще 30–40%, что называется, присматриваются и, вероятно, начнут внедрение системно ориентированной архитектуры в течение ближайшей пары лет. В самом «Русфинансе» данный подход внедрен, и за счет этого в 2008 году удалось в короткие сроки реализовать два крупных проекта по интеграции бэк-офисных систем от зарубежных поставщиков.

Вообще, если отрешиться от общеэкономической обстановки, можно выделить тип кредитных учреждений, которые больше других нуждаются в SOA. Это в первую очередь розничные банки. Именно для них важны время внедрения нового продукта, скорость обслуживания клиентов, доступность информации, качество сервиса, а также гибкость, благодаря которой сервисы, образующие один бизнес-процесс, можно запускать в разное время (ведь, например, потребность в проведении транзакции по пластиковой карте может возникнуть только через три недели после ее оформления, принимая во внимание время на производство, доставку и активацию). Все эти преимущества, которые обеспечивает SOA, не слишком актуальны, например, для кэптивных банков. Да и не все универсальные банки оценят их в полной мере.

В пользу SOA есть еще одно соображение, которым, правда, делятся не слишком охотно. Считается, что возможность декларировать соответствие информационных систем банка данным принципам повышает его привлекательность в глазах инвесторов, особенно западных. Впрочем, насколько это актуально в нынешних условиях — большой вопрос.

 Мнение эксперта 

Олег Подкопаев, директор IT-департамента Русфинанс Банка:

Олег Подкопаев

— На данный момент SOA является довольно новым веянием на российском рынке. В основном внимание данной технологии и методологии уделяют компании, активно развивающиеся или выходящие на новый рынок, требующие быстрого изменения бизнес-процессов и, соответственно, информационных систем. Это примерно 10–15% от общего количества. Другие пока присматриваются, ждут реального результата от внедрения SOA-проектов и при положительном варианте развития событий будут готовы в течение ближайших одного-двух лет приступить к внедрению. Таких, я полагаю, 30–40% от общего количества. Остальные же — как правило, крупные компании, достаточно долго присутствующие на рынке, — пока не заинтересованы кардинально менять свой IT-ландшафт (а внедрение SOA — это именно кардинальное, революционное изменение), поскольку при их масштабах и разнообразии систем это потребует действительно крупных инвестиций.

 

Три источника, три составные части

В начале статьи было приведено категоричное мнение одного из экспертов, что пока с внедрением SOA лучше подождать. Но не все специалисты согласны с этим. Например, Олег Подкопаев из Русфинанс Банка считает, что вообще не следует ставить вопрос с внедрением в зависимость от кризиса. Дескать, мнение, что из-за неблагоприятной экономической обстановки надо менять подход к реализации тех или иных IT-проектов, применять другие технологии, в принципе неверное. Кризис определяет бизнес-задачи, а вот как их решать — с помощью SOA или без — это уже следующий вопрос. Если в условиях кризиса или в любых других условиях есть задачи, которые можно наиболее эффективно решать с использованием SOA — значит так и надо делать.

В любом случае следует понимать, что идеологическая модель SOA имеет три уровня. На высшем уровне находится управление бизнес-процессами. Второй уровень определяет требования к сервисам. Последние представляются в виде понятных бизнесу услуг, которые можно измерить, тарифицировать и т.д. На этом уровне важно выявить повторяющиеся и типовые задачи. Наконец, третий, низший уровень — это собственно техническая сторона вопроса: выбор интеграционной платформы, мэшапов, протоколов и т.д. Как уточняет Олег Подкопаев («Русфинанс»), для того чтобы правильно управлять уровнем бизнес-сервисов, IT-подразделением банка должны быть поставлены необходимые сервисы приложений, далее инфраструктурные сервисы и т.п. Причем KPI каждого сотрудника подразделения привязываются к уровню сервисов, за которые он отвечает. Для достижения максимального результата сервисноориентированный подход должен присутствовать во всех срезах IT-деятельности банка.

 Мнение эксперта 

Алексей Макеев, директор направления SOA, компания «Неофлекс»

Алексей Макеев

Сегодня один из приоритетов банков — сокращение затрат. Сделать это можно за счет оптимизации самых «дорогих» и трудоемких, на наш взгляд, бизнес-процессов — процессов, обеспечивающих работу с клиентами. На каждом этапе деятельности банка (пресейл, продажи, обслуживание) в выполнении «клиентских» бизнес-процессов участвуют сотрудники разных отделов и несколько информационных систем. То есть речь идет о сквозном, кросс-системном характере бизнес-процессов.

Идеология SOA и ее составная часть — BPM-решение — позволяют описать, автоматизировать сквозные бизнес-процессы и управлять ими. Каждый бизнес-процесс становится прозрачным и понятным. BPM-решение дает уникальную возможность оценить бизнес-процесс в количественных показателях и определить его себестоимость. Есть цифры — есть возможность для оптимизации и экономии. Приведу примеры уменьшения затрат за счет оптимизации бизнес-процессов.

Интеграция информационных систем в архитектуре SOA дает возможность отказаться от ручного труда сотрудников там, где требуется переносить данные из одной системы в другую. Это позволяет сократить персонал.

Для одного банка мы создали фронт-офисное приложение для автоматизации бизнес-процессов call-центра. Теперь операторы центра получают информацию из нескольких банковских систем через единый интерфейс. В результате исчезла необходимость тратить средства на обучение сотрудников работе с несколькими сложными системами и закупку лицензий для доступа к ним.

Еще один наш проект позволил банку отказаться от бумажной технологи выдачи пин-кодов. Сейчас клиент набирает телефонный номер банка и в автоматическом режиме получает пин-код. По оценке банка, экономия оказалась весьма ощутимой.

Все приведенные проекты позволяют не только сократить затраты, но и повысить качество работы с клиентами. А это означает укрепление репутации банка и в перспективе — увеличение объемов продаж.

Реклама

«Банковское обозрение», №2, февраль 2009 г.






Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ