Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Сервисноориентированная архитектура — это новый и до кризиса весьма модный подход к построению IT-инфраструктуры банка. Сейчас многое изменилось, но, по мнению экспертов, через два года примерно половина российских банков внедрит у себя принципы SOA.
Текст: Александр Головин,
Специально для «БО»
Представим, что банк собирается вывести на рынок новый продукт. При этом выясняется, что имеющиеся автоматизированные банковские системы (АБС) для этого не подходят. Типичная реакция IT-департамента в этом случае будет примерно такой: нужно запланировать шесть месяцев на разработку технического задания и столько же на разработку решения, так что к выводу нового продукта мы будем готовы через год.
Банк «Ренессанс Кредит» в 2008 году смог создать новую АБС для выдачи кредитов через брокера всего за два месяца. Такой оперативности удалось достичь благодаря ранее внедренной так называемой сервисноориентированной архитектуре, или SOA. По словам Ярослава Медокса, директора департамента по развитию информационных систем «Ренессанс Кредита», SOA — это подход, ориентированный на быстрый результат.
Согласно результатам опроса «Значение сервисноориентированной архитектуры для бизнеса», проведенного в 2006 году IBM среди своих заказчиков, 92% из тех, кто приступил к внедрению SOA, надеялись добиться снижения расходов. Половине из них это удалось. Что ж, оптимизация издержек очень актуальная задача в условиях кризиса.
В основе SOA лежат принципы многократного использования функциональных элементов IT и ликвидации дублирования, а также модульный подход к разработке программного обеспечения, основанный на использовании сервисов со стандартизированными интерфейсами. Последнее как раз и обеспечивает возможность не разрабатывать новое приложение с нуля, а быстро собрать его из имеющихся модулей. В вышеприведенном примере с «Ренессанс Кредитом» в процессах продаж кредитов в банке использовались 11 систем. При организации нового процесса все они остались неизменными.
Таким образом, использование SOA позволяет быстро и без лишних расходов адаптировать IT под новые запросы бизнеса. Кстати говоря, до кризиса в российском банковском секторе SOA-проекты были, что называется, «модной фишкой». Может быть, с учетом изложенного, тем, кто не успел заняться внедрением ранее, именно сейчас и стоит поторопиться? Однако Игорь Коваль, исполнительный директор БТА Банка, убежден, что если банк не приступал к реализации данного проекта, то следует дождаться лучших времен и пока обойтись традиционной интеграцией приложений.
Эксперты могут давать различные определения SOA, но суть их сводится к одному: сервисноориентированная архитектура — это идеология или, по выражению Игоря Коваля из БТА Банка, «культура использования технологий», с помощью которой компания создает единое информационное пространство и приобретает качественно новый контроль над бизнес-процессами и управлением. То есть внедрение SOA эквивалентно коренной реорганизации бизнеса. Наверное, кризис — не лучшее время для этого, хотя, возможно, есть исключения.
Разумеется, при построении новой компании имеет смысл сразу использовать сервисноориентированный подход; впрочем, о масштабных startup’ах, особенно в банковской сфере, пока не слышно.
До кризиса в российском банковском секторе SOA-проекты были, что называется, «модной фишкой».
Правда, специалисты IT-депар-таментов банков полагают, что приступить к внедрению SOA в текущей ситуации может заставить срочная необходимость в смене всей
*Мэшап (mashup) — web-приложение, объединяющее данные из нескольких источников в один интегрированный инструмент. Примером потребительского приложения может служить мэшап, который использует данные картографических сервисов для добавления к ним данных о недвижимости с соответствующих порталов.
IT-инфраструктуры организации — тогда, в силу вышеописанных плюсов, также предпочтительно сразу использовать данные принципы, но и это больше из области гипотез. В целом же, как говорит Олег Подкопаев, директор IT-департамента Русфинанс Банка, если в организации существует стабильная ситуация с точки зрения IT и бизнеса в целом и если даже с использованием устаревших технологий взаимодействие между системами вполне прозрачно и достаточно эффективно, затевать переход на SOA-платформу было бы неоправданным расходованием средств и ресурсов. Также это касается и тех случаев, когда основные бизнес-процессы реализованы в одной банковской системе и это не накладывает существенных ограничений на дальнейшее развитие.
Впрочем, по словам Олега Подкопаева («Русфинанс»), еще до кризиса был важен, скажем так, внешний фактор, который сдерживал распространение SOA в банках. Это — недостаток опыта реализации подобных проектов у интеграторов и консалтинговых компаний. Компаний, которые вообще имеют такой опыт, на рынке буквально единицы.
Любопытно, что эксперты, с одной стороны, говорят об отсутствии или нехватке квалифицированных интеграторов, а с другой — обращают внимание на то, что внедренная SOA снижает зависимость банков от поставщиков. Гибкость, которую обеспечивает сервисноориентированный подход, позволяет распределять задачи между разными подрядчиками, каждый из которых будет заниматься тем, в чем обладает наибольшей квалификацией. При этом всегда есть возможность поменять одну из систем, не ставя под угрозу жизнедеятельность всей IT-структуры банка. Да и доверяться целиком и полностью одной компании, как это происходит в обычных проектах по интеграции, тоже нет необходимости. Это, безусловно, снижает риски заказчика.
На вопрос, сколько российских банков на данный момент используют SOA-поход, четкого ответа нет. Так, Игорь Коваль отмечает, что в БТА Банке SOA применяется уже в течение нескольких лет и включает в себя систему управления бизнес-процессами (BPM), единую шину обмена данными (ESB) и обмена сообщениями (MQ). Основной причиной внедрения SOA явилось наличие десятков программных приложений, требующих обмена информацией, а также необходимость создания системы продаж розничных продуктов банка. Что же касается SOA в других банках, то, по его словам, «все технологически заинтересованные» кредитные учреждения в той или иной степени ее применяют.
Олег Подкопаев из Русфинанс Банка называет более точные цифры. По его оценкам, 10–15% банков уже используют SOA, еще 30–40%, что называется, присматриваются и, вероятно, начнут внедрение системно ориентированной архитектуры в течение ближайшей пары лет. В самом «Русфинансе» данный подход внедрен, и за счет этого в 2008 году удалось в короткие сроки реализовать два крупных проекта по интеграции бэк-офисных систем от зарубежных поставщиков.
Вообще, если отрешиться от общеэкономической обстановки, можно выделить тип кредитных учреждений, которые больше других нуждаются в SOA. Это в первую очередь розничные банки. Именно для них важны время внедрения нового продукта, скорость обслуживания клиентов, доступность информации, качество сервиса, а также гибкость, благодаря которой сервисы, образующие один бизнес-процесс, можно запускать в разное время (ведь, например, потребность в проведении транзакции по пластиковой карте может возникнуть только через три недели после ее оформления, принимая во внимание время на производство, доставку и активацию). Все эти преимущества, которые обеспечивает SOA, не слишком актуальны, например, для кэптивных банков. Да и не все универсальные банки оценят их в полной мере.
В пользу SOA есть еще одно соображение, которым, правда, делятся не слишком охотно. Считается, что возможность декларировать соответствие информационных систем банка данным принципам повышает его привлекательность в глазах инвесторов, особенно западных. Впрочем, насколько это актуально в нынешних условиях — большой вопрос.
Мнение эксперта
Олег Подкопаев, директор IT-департамента Русфинанс Банка:
— На данный момент SOA является довольно новым веянием на российском рынке. В основном внимание данной технологии и методологии уделяют компании, активно развивающиеся или выходящие на новый рынок, требующие быстрого изменения бизнес-процессов и, соответственно, информационных систем. Это примерно 10–15% от общего количества. Другие пока присматриваются, ждут реального результата от внедрения SOA-проектов и при положительном варианте развития событий будут готовы в течение ближайших одного-двух лет приступить к внедрению. Таких, я полагаю, 30–40% от общего количества. Остальные же — как правило, крупные компании, достаточно долго присутствующие на рынке, — пока не заинтересованы кардинально менять свой IT-ландшафт (а внедрение SOA — это именно кардинальное, революционное изменение), поскольку при их масштабах и разнообразии систем это потребует действительно крупных инвестиций.
В начале статьи было приведено категоричное мнение одного из экспертов, что пока с внедрением SOA лучше подождать. Но не все специалисты согласны с этим. Например, Олег Подкопаев из Русфинанс Банка считает, что вообще не следует ставить вопрос с внедрением в зависимость от кризиса. Дескать, мнение, что из-за неблагоприятной экономической обстановки надо менять подход к реализации тех или иных IT-проектов, применять другие технологии, в принципе неверное. Кризис определяет бизнес-задачи, а вот как их решать — с помощью SOA или без — это уже следующий вопрос. Если в условиях кризиса или в любых других условиях есть задачи, которые можно наиболее эффективно решать с использованием SOA — значит так и надо делать.
В любом случае следует понимать, что идеологическая модель SOA имеет три уровня. На высшем уровне находится управление бизнес-процессами. Второй уровень определяет требования к сервисам. Последние представляются в виде понятных бизнесу услуг, которые можно измерить, тарифицировать и т.д. На этом уровне важно выявить повторяющиеся и типовые задачи. Наконец, третий, низший уровень — это собственно техническая сторона вопроса: выбор интеграционной платформы, мэшапов, протоколов и т.д. Как уточняет Олег Подкопаев («Русфинанс»), для того чтобы правильно управлять уровнем бизнес-сервисов, IT-подразделением банка должны быть поставлены необходимые сервисы приложений, далее инфраструктурные сервисы и т.п. Причем KPI каждого сотрудника подразделения привязываются к уровню сервисов, за которые он отвечает. Для достижения максимального результата сервисноориентированный подход должен присутствовать во всех срезах IT-деятельности банка.
Мнение эксперта
Алексей Макеев, директор направления SOA, компания «Неофлекс»
Сегодня один из приоритетов банков — сокращение затрат. Сделать это можно за счет оптимизации самых «дорогих» и трудоемких, на наш взгляд, бизнес-процессов — процессов, обеспечивающих работу с клиентами. На каждом этапе деятельности банка (пресейл, продажи, обслуживание) в выполнении «клиентских» бизнес-процессов участвуют сотрудники разных отделов и несколько информационных систем. То есть речь идет о сквозном, кросс-системном характере бизнес-процессов.
Идеология SOA и ее составная часть — BPM-решение — позволяют описать, автоматизировать сквозные бизнес-процессы и управлять ими. Каждый бизнес-процесс становится прозрачным и понятным. BPM-решение дает уникальную возможность оценить бизнес-процесс в количественных показателях и определить его себестоимость. Есть цифры — есть возможность для оптимизации и экономии. Приведу примеры уменьшения затрат за счет оптимизации бизнес-процессов.
Интеграция информационных систем в архитектуре SOA дает возможность отказаться от ручного труда сотрудников там, где требуется переносить данные из одной системы в другую. Это позволяет сократить персонал.
Для одного банка мы создали фронт-офисное приложение для автоматизации бизнес-процессов call-центра. Теперь операторы центра получают информацию из нескольких банковских систем через единый интерфейс. В результате исчезла необходимость тратить средства на обучение сотрудников работе с несколькими сложными системами и закупку лицензий для доступа к ним.
Еще один наш проект позволил банку отказаться от бумажной технологи выдачи пин-кодов. Сейчас клиент набирает телефонный номер банка и в автоматическом режиме получает пин-код. По оценке банка, экономия оказалась весьма ощутимой.
Все приведенные проекты позволяют не только сократить затраты, но и повысить качество работы с клиентами. А это означает укрепление репутации банка и в перспективе — увеличение объемов продаж.
Реклама
«Банковское обозрение», №2, февраль 2009 г.
В условиях растущих угроз кибербезопасности и мошенничества OSINT (Open Source Intelligence, разведка по открытым источникам) становится неотъемлемой частью управления рисками. Плохо то, что технологии Human intelligence, т.е. агентурной разведки, стали доступнее всем
Первые государственные банки располагались в бывших частных домах и даже на монастырском подворье, а первое здание, построенное специально для банка, появилось в 1783 году по Указу императрицы Екатерины II о строительстве в Санкт-Петербурге Ассигнационного банка
В 2023 году Бизнес Платформа ВТБ для малого и среднего бизнеса выиграла в специальной номинации Премии инноваций и достижений финансовой отрасли FINAWARD. О развитии нового интернет-банка для бизнеса «Б.О» рассказал Александр Александров, начальник управления «Интернет-банк», вице-президент ВТБ
Первые государственные банки располагались в бывших частных домах и даже на монастырском подворье, а первое здание, построенное специально для банка, появилось в 1783 году по Указу императрицы Екатерины II о строительстве в Санкт-Петербурге Ассигнационного банка
В рамках акции банк перечисляет один рубль за каждую покупку еды в супермаркетах, кафе и ресторанах в период с 30 сентября по 30 октября 2024 года в благотворительный фонд «Дари еду» на развитие проекта «Социальные кухни»