Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Как поставить на поток оценку рисков при кредитовании малого бизнеса? Как сократить время, требующееся на принятие решения о кредитовании, но не допустить ухудшения качества портфеля? Этими вопросами задаются многие банки, активно осваивающие сегмент малого и среднего бизнеса. Анатолий Хвостиков, директор департамента малого бизнеса Росбанка, предлагает свой «рецепт» — три базовые программы, которые позволят любому банку выстроить оптимальную продуктовую линейку для малых и средних предпринимателей.
— Анатолий Григорьевич, каковы общие принципы оценки рисков кредитования малых предприятий в Росбанке?
— На сегодняшний день основой оценки рисков и критерием, который определяет качество портфеля кредитов малому бизнесу, является методика финансового анализа малых предпринимателей. Эта методика разрабатывалась и утверждалась нашим банком более двух лет назад, весной 2005 года. Мы определяли свои подходы к оценке рисков и кредитованию малого бизнеса, опираясь на опыт и статистику, накопленные российскими банками. В основе методики — принципы, заложенные Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), который еще до кризиса, в 1994–1995 годах начал кредитовать малые предприятия в России через партнерские банки.
Краеугольным камнем методики, позволяющей формировать качественный кредитный портфель в этом непростом сегменте, является анализ управленческой отчетности и управленческих данных малого предприятия. Кредитные специалисты, конечно, изучают и официальную отчетность потенциальных заемщиков, но многие малые предприятия работают по упрощенной форме отчетности. Надо понимать, что далеко не все компании из сегмента малого бизнеса отражают в официальной отчетности всю свою деятельность. И потому кредитный специалист Росбанка изучает книги учета товара, товарных остатков, расчеты с поставщиками, ситуацию с дебиторами — старается получить максимальный объем информации, которая позволит наиболее всесторонне оценить бизнес данного предприятия и риски банка. На основе такого анализа специалисты нашего департамента определяют потребность предприятия в заемных ресурсах и его способность выполнить обязательства перед банком.
Основные этапы анализа — сбор и обработка информации о бизнесе клиента и его финансовых данных, а затем трансформация данных путем построения баланса предприятия, отчета о прибылях и убытках и о движении денежных средств. Причем построенный нами баланс уже содержит данные управленческой отчетности. На основании такого анализа кредитный специалист получает представление о структуре активов-пассивов, о прибылях и убытках, о реальной выручке, о рентабельности, перспективах и возможных рисках потенциального заемщика — малого предприятия.
Наша модель оценки рисков учитывает и специфику бизнеса малых предприятий — это быстрый оборот капитала, сезонность, для многих предприятий очень выраженная, а также комбинирование в бизнесе различных сфер деятельности (торговля и сфера услуг как пример). Залогом качественного финансового анализа является исследование динамических характеристик — поведения предприятия за определенный отрезок времени, изучение основных показателей в динамике.
По итогам всех перечисленных операций вычисляются некоторые параметры потенциального заемщика. Например, рассчитывается коэффициент ликвидности как отношение активов к пассивам. Определяются индексы, характеризующие долю собственных средств в активах. Анализируется выручка заемщика.
То есть, система риск-менеджмента Росбанка определяет значение параметров, которые являются существенными при оценке рисков и принятии решения о кредитовании каждого отдельного заемщика из сегмента малого бизнеса. Эти параметры являются универсальными, и сам подход является универсальным в отраслевом разрезе: идет ли речь об оптовой или розничной торговле, сфере услуг или производстве, — общие подходы к такому анализу едины. Но мы не исключаем и возможности тонкой настройки. Например, для предприятий сферы торговли, наиболее полно представленных и в структуре малого бизнеса России, и в кредитном портфеле банков (более 50 %, в том числе и в нашем банке), и для предприятий-грузоперевозчиков применяются различные значения коэффициента ликвидности и некоторых других параметров.
— С точки зрения этого подхода — оценки показателей в динамике, углубленного изучения отчетности — кредитование малого бизнеса ближе к корпоративному кредитованию в части оценке рисков? Или какие-то наработки взяты и из розницы?
— Ставить вопрос таким образом можно, только обсуждая тему сегментации клиентской базы. Но с точки зрения оценки рисков малый бизнес предполагает отдельный, третий подход. Это специальная технология, требующая построения анализа, баланса и всех других отчетных данных, отличных от стандартных документов для корпоративного кредитования. Расчет коэффициентов и лимитов консолидированного риска, о которых я говорил, присутствует и при корпоративном кредитовании. Но методика другая.
В рознице риски вообще оцениваются на базе скоринговых моделей. Кредитование малого бизнеса отталкивается от принципов, заложенных ЕБРР, в основе которых оценка управленческой отчетности. И, наконец, риски корпоративного кредитования оцениваются путем анализа официальной отчетности, предоставляемой предприятием в соответствии с перечнем документов, требуемых банком. Разница в том, что специалист-корпоративщик, сидя у себя в кабинете, проводит расчет на основании официальных документов. А в кредитовании малого бизнеса ключевым фактором является выезд специалиста на место ведения бизнеса предприятия и непосредственный анализ объемов, масштабов, эффективности бизнеса с учетом всех сопутствующих факторов.
Конечно, в Восточной и Западной Европе, в странах с развитой рыночной экономикой, кредитование малого бизнеса уже во многом скоринговый процесс. Решение принимается быстро, поток информации о клиентах стандартизирован, отсутствует понятие «обеленности» бизнеса, имеются многочисленные базы, бюро кредитных историй. Документы, представленные малым предприятием, его отчетные формы и данные заносятся в компьютер, и результат, выданный программой, позволяет банку принимать решение очень быстро. Мы же в России пока не может позволить себе такой подход в полной мере, но не потому, что мы не хотим, а из-за особенностей переходной экономики.
В результате в Росбанке на принятие решения требуется от 3 до 10–12 рабочих дней, в зависимости от суммы и сложности бизнеса.
А. Хвостиков доволен качеством портфеля по малому бизнесу
— Вы упомянули, что база принятой на рынке и в вашем банке системы риск-менеджмента для малого бизнеса была разработана в ЕБРР. Как доработал и настроил эту систему Росбанк, какие особенности самого банка проявились в этой настройке?
— Конечно, методика совершенствуется и уже сильно отличается от варианта 90-х годов, но основа сохранилась. При разработке своей модели Росбанк использовал опыт рынка путем привлечения консультанта, компании Deloitte. Поэтому мы можем ответственно говорить, что наша технология разработана «не на коленке», она учитывает накопленный опыт, статистику, сочетает методику, систему делегирования полномочий, мотивацию специалистов. То есть мы постарались решить на старте целый комплекс принципиальных вопросов, которые возникают при серьезном подходе к кредитованию малого бизнеса.
При этом, конечно, необходима некоторая наладка, тонкая настройка системы. Ведь поначалу используется статистическая база рынка, поскольку не хочется нарабатывать свою статистику дефолтов. Росбанк, изначально корпоративный банк, имеет высокопрофессиональную команду в корпоративном бизнесе. И поэтому выделенное подразделение, которое занимается риск-менеджментом для всех видов бизнеса, учитывало взвешенно-консервативную позицию корпоративного блока при утверждении неких коэффициентов и параметров, рекомендованных консультантами. Ряд параметров был намеренно задан более консервативно. В нашей модели соотношение между твердым залогом и товаром в обороте более жесткое, чем предлагал консультант. То же самое касается «обеленности» бизнеса. Изначально предлагались более лояльные уровни, но мы считаем правильным более жесткий подход. Есть и другие примеры, когда мы соглашались с мнением рисковиков, которые рекомендовали нам сделать требования более строгими.
Такая консервативная позиция в оценке рисков малого бизнеса позволила банку безболезненно наработать собственную статистику по клиентам, по портфелю и принимать в дальнейшем решения на основании собственного опыта. Спустя полтора года с начала работы департамента малого бизнеса, когда стали понятны особенности ликвидности и сезонности бизнеса наших клиентов, мы смогли на основании собственной статистики и взаимодействия с нашими рисковиками либерализовать требования к бизнесу потенциальных заемщиков.
Мы удовлетворены результатами своей работы на сегодняшний день — за два года выдано более 12 тыс. кредитов, а уровень проблемной задолженности минимален. Эти параметры полностью соответствуют критериям, заложенным в методологии и прогнозе.
— Какова административная иерархия, каково соподчинение кредитного блока и риск-менеджеров? Как организована оценка рисков при кредитовании малого бизнеса в масштабах всего банка, в регионах?
— Вторым ключевым звеном риск-менеджмента для малого бизнеса, наряду с финансовым анализом, я считаю систему делегирования полномочий и принятия решений. Это элемент системы, необходимый любому банку, кредитующему малый бизнес и имеющему филиальную сеть. Он и позволяет масштабировать систему оценки рисков, применять стандартные подходы в любом регионе и в любом фронт-офисе. Я имею в виду систему лимитов на кредитование, которые установлены индивидуально на каждого специалиста и на подразделение (филиал, доп-офис).
В рамках индивидуального лимита сотрудник может самостоятельно изучить кредитную заявку, проанализировать потенциального заемщика и вынести свое решение на кредитный комитет. Если сумма кредита, запрашиваемого клиентом, превышает лимит кредитного специалиста, то к анализу предприятия подключается другой сотрудник, с большим лимитом, или начальник отдела. Соответственно, специалисты более высокой квалификации имеют лимиты не только на «свою» сделку, но и на согласование «чужих». В тех редких случаях, когда в допофисе или филиале нет возможности согласовать большую сумму кредита (начальство в командировке, в отпуске), согласование проводит специалист из территориального управления.
С учетом практики нашего многофилиального, многорегионального банка подавляющая часть заявок рассматривается в допофисах или в филиалах, и только отдельные заявки, с крупными суммами, могут выходить на уровень территориального управления. Таким образом, система лимитов, с одной стороны, способствует скорейшему принятию решения по заявке клиента, а с другой — контролировать не только риски клиента, но и риски собственной бизнес-вертикали банка.
— Иными словами, система Росбанка управляет не только кредитными, но и операционными рисками, то есть рисками персонала.
— Можно сказать и так. Хотя тема операционных рисков — это в основном тема последующего контроля за тем, как кредитный специалист выполняет необходимые операции. Действия сотрудников департамента малого и среднего бизнеса детально прописаны в части взаимодействия с бэк-офисом. Установлены правила регистрации сделки в АБС банка. Процедуры утверждаются на банковском информационном комитете. Там же детально согласовываются вопросы операционных и технологических рисков.
— Управляете ли вы риском сговора специалиста и заемщика?
— Потенциально такой риск существует. Наша методика требует при выезде к клиенту и при мониторинге залогов совместных действий со службой безопасности банка. Наращивая портфель кредитов среднему бизнесу, мы понимаем, что указанные риски могут возрастать, и потому будем усиливать взаимодействие со службой безопасности.
— Как происходит «раздел лимитов»?
— Практика установления лимитов такова. Любой сотрудник, который допускается к работе по кредитованию малого бизнеса, независимо от того, имеет ли он опыт в корпоративе или перешел из другого банка, где работал с малым бизнесом, обязан пройти обучение, достаточно детальное и длительное. Специалисты изучают методику Росбанка, общие принципы сбора информации для оценки клиента, работы с портфелем — все, что касается этапов рассмотрения, выдачи и сопровождения кредита. Такие семинары организует наш департамент, они проводятся как в регионах, так и в Москве.
После каждого семинара проводится аттестация обученных сотрудников. Работать с малым и средним бизнесом, рассматривать заявки могут только аттестованные сотрудники. Очевидно, что при небольших суммах кредита анализ клиента требует меньшего уровня квалификации. Но когда суммы вырастают, появляются связанные компании-заемщики, то анализ значительно усложняется, и риски повышаются. Соответственно, у новичков лимиты поменьше, у опытных специалистов — больше. В сети банка ведется учет профессиональных достижений и просчетов каждого сотрудника. Департамент имеет полную информацию о каждом работнике, о результатах его деятельности, качестве его портфеля. На основании такой статистики мы делаем вывод о квалификации специалиста и принимаем решение об установке или корректировке лимитов самостоятельного рассмотрения заявок и проведения анализа клиента. Лимиты пересматриваются раз в квартал.
— Вы упоминали о том, что лимиты устанавливаются также на подразделение в целом — филиал или допофис.
— Да, такие лимиты в зависимости от качества портфеля данного подразделения устанавливаются в головном офисе Росбанка на кредитном комитете. Когда подразделение подходит к границе лимита, и качество портфеля не вызывает нареканий, то граница лимита повышается. Но наша система риск-менеджмента предусматривает возможность и снижения лимитов.
Параллельно бизнес-вертикали по кредитованию малого бизнеса существует вертикаль департамента риск-менеджмента. В каждом филиале есть риск-менеджер, который на регулярной основе оценивает параметры портфелей: розничного, корпоративного и портфеля по малому бизнесу. Этот специалист также руководствуется определенными, установленными по каждому виду бизнеса показателями, и когда качество портфеля ухудшается, проявляются потери, то головной офис усиливает контроль за работой данного филиала, более жестко мониторит все процессы. В каких-то крайних случаях риск-менеджер может сигнализировать о нарастании негативных явлений и выйти с инициативой временного приостановления кредитования. Таких случаев в практике банка еще не было, но система оперативного реагирования уже создана, банк имеет формализованный инструмент принятия решений вплоть до приостановки кредитования.
— Анатолий Григорьевич, описанная вами технология, возможно, наиболее эффективная в существующих рыночных условиях, все же производит впечатление как достаточно затратная с точки зрения времени и труда. Если сегмент кредитования малого бизнеса в целом мигрирует в сторону розницы, как банк может обеспечить большую поточность при высоком уровне оценки рисков?
— В этом смысле действительно есть некий конфликт интересов. И клиенты, и банк стремятся к рассмотрению заявки в короткие сроки. Но проведение процедур — затратное во всех отношениях дело. Минимальные суммы кредита в 100–150 тыс. рублей при такой оценке рисков, то есть микроссуды, будут нерентабельны для любого банка. И по времени, и по сокращению расходов мы видим один путь — автоматизацию всех процессов, а именно кредитного фронт-офиса, его связь с АБС, наличие CRM-комплексов, обеспечивающих клиентскую поддержку. Чем технологичнее банк, тем ниже его издержки.
Но также неизбежна тенденция перехода к быстрому кредитованию — беззалоговому кредитованию на основе аналогов скоринговых карт или балльной системы, которые позволяли бы принимать решение более быстро в диапазоне небольших сумм. В сегменте микроссуд необходимо отказаться от полномасштабного анализа управленческой отчетности. В Росбанке это направление развивается в рамках кредитования руководителей малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Наша беззалоговая программа дает возможность в течение одного-двух дней, на основе скоринговой оценки и экспресс-анализа бизнеса в разрезе текущей ситуации, без динамических показателей, выдавать от 100 тыс. до 1 млн рублей. Такой порядок еще далек от европейской практики, но у малого бизнеса уже есть возможность более быстрого получения кредита. Могу с удовлетворением отметить, что портфель, который мы формируем в рамках этой программы, имеет высокие показатели качества.
Если говорить системно, при всем разнообразии программ кредитования малого бизнеса, у любого банка, занимающегося этим делом всерьез, должно быть в фундаменте три базовые программы. Первая — залоговая программа кредитов на инвестиционные нужды и на оборотные средства для малого и среднего бизнеса. Вторая — программа быстрого беззалогового кредитования на текущие нужды. И третья программа — это овердрафты, которые позволяют закрывать проблемы с ликвидностью и юридических лиц (для малых предпринимателей), и индивидуальных предпринимателей. На мой взгляд, этот базовый набор программ является необходимым фундаментом для построения полноценного продуктового ряда при кредитовании малого и среднего бизнеса.
Мнение эксперта
Александр Олейник,
советник председателя правления Русского банка развития (РБР)
По итогам первого полугодия 2007 года портфель кредитов малому бизнесу в нашем банке вырос на 1 млрд рублей, а в относительном исчислении на 137%, то есть почти в 2,5 раза. Эти результаты соответствуют планам, разработанным в 2006 году, когда формировался подход к оценке рисков этого направления. Мы удовлетворены темпами роста, качеством портфеля, и в целом считаем данный сегмент менее рискованным, чем, например, кредитование физлиц.
В определении своего целевого сегмента мы не исходим из общепринятых критериев (объем выручки или размер штата сотрудников). Ведь очевидно, что производственное предприятие со штатом в 50 человек или торговая компания с сопоставимым персоналом будут иметь совершенно различный объем бизнеса. Поэтому в сегментации клиентуры для корпоративного блока и блока малого бизнеса мы исходим из системы лимитов на одного заемщика по направлению малого бизнеса и некоторых качественных характеристик, таких как объем бизнеса, доля бизнеса, прозрачность и т.д. Лимит кредитования для предприятий малого и среднего бизнеса (МиСБ) в данный момент не превышает 15 млн рублей, но он может быть пересмотрен в ближайшее время. Отдельно отмечу, что стать заемщиком может компания из любого сектора рынка, в нашем банке нет каких-то предпочтений в отраслевом разрезе.
При оценке финансового состояния конкретного заемщика мы пользуемся собственной методикой, основанной, однако, на стандартных подходах, которые были впервые введены на российском рынке Европейским банком реконструкции и развития. Похожие схемы в той или иной степени используются всеми банками, которые сегодня занимаются кредитованием малого и среднего бизнеса. Основа этой технологии — финансовый анализ деятельности заемщика кредитным инспектором на месте ведения бизнеса по первичным документам и управленческим данным. По результатам анализа составляется финансовая отчетность заемщика. Далее при оценке этой информации банки используют различные подходы. В частности, некоторые кредитные организации делают упор на залоговое обеспечение (страховой фактор). Наш подход — оценка источников погашения исходя из денежных потоков или прибыли заемщика, в зависимости от сроков и целей кредитования.
Департамент рисков на регулярной основе с помощью математических, статистических и аналитических методов проводит оценку влияния тех или иных финансовых и качественных характеристик клиента на вероятность дефолта по кредиту. Данные этого мониторинга используются для регулярной «перенастройки» технологии под существующую ситуацию по отдельным отраслям, сегментам рынка и регионам. Кроме того, на регулярной основе проводится рейтингование клиентов в соответствии с требованиями Базельского комитета и оценка влияния негативных факторов на кредитный портфель в целом, на его сегменты и на каждого клиента — так называемое стресс-тестирование.
Для исключения операционных рисков в банке существует распределение функций и полномочий между кредитным подразделением, департаментом рисков, юристами, залоговой службой и т.д. Непосредственно во фронт-офисе работают кредитные инспекторы и независимо от них — специалисты залоговой службы. В то же время риск-менеджеры занимаются контролем состояния портфеля, изучают вероятность дефолта и потерь банка в отраслевом и региональном разрезе.
При принятии решения о кредитовании предприятий МиСБ в РБР также используется система лимитов и двоичная система принятия решения. То есть согласование сделки происходит при участии риск-менеджера и специалиста департамента малого бизнеса. До определенной суммы сделка может быть согласована на уровне начальника управления или департамента, при превышении — на малом или большом кредитном комитете.
Могу констатировать, что уровень просроченной задолженности по кредитам малому бизнесу в РБР составляет менее одного процента.
Для противостояния киберугрозам в России не хватает примерно 50 тыс. специалистов по информационной безопасности. Предлагаем присмотреться к явлению — найти его причины, уточнить, в каких ИБ-специалистах есть потребность и глазами экспертов взглянуть на готовность вузовских выпускников
2 октября 2024 года ОТП собрал на своем вечернем приеме журналистов в Музее русского импрессионизма. Здесь в неформальной атмосфере топ-менеджеры банка рассказали о том, почему для банка важно общаться со СМИ и что они по-прежнему остаются «четвертой властью»
Первые государственные банки располагались в бывших частных домах и даже на монастырском подворье, а первое здание, построенное специально для банка, появилось в 1783 году по Указу императрицы Екатерины II о строительстве в Санкт-Петербурге Ассигнационного банка
В рамках акции банк перечисляет один рубль за каждую покупку еды в супермаркетах, кафе и ресторанах в период с 30 сентября по 30 октября 2024 года в благотворительный фонд «Дари еду» на развитие проекта «Социальные кухни»