Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Автокредиты остаются в обойме
22.07.2011 Аналитика

Автокредиты остаются в обойме

Многие универсальные банки рано разочаровались в автокредитах. Хотя роль кэптивных банков будет возрастать, в обозримом будущем их доля на рынке не превысит 50%.


 

Год назад многие представители банков, опрошенных «БО», сомневались в перспективах автокредитования, считая, что давать взаймы на покупку машин будет интересно только государственным и кэптивным банкам, а для остальных автокредитование будет невыгодным — маржа слишком низкая, так как потребители привыкли к низким ставкам.
Однако автокредит как продукт имеет ряд преимуществ для банка. Олег Скворцов, зампред правления «Ренессанс Капитала», в интервью «БО» сказал, что автокредитование — хоть и низкомаржинальный, но не убыточный продукт. Кроме того, он надежен и дает хорошую диверсификацию портфеля. Автокредиты интересны инвесторам и поддаются секьютиризации. Что касается конкуренции со стороны кэптивных банков при автопроизводителях, то далеко не все из них создадут специальные банки в России.
Ирина Градович, начальник управления розничных кредитных продуктов Промсвязьбанка, выделяет следующие тенденции на рынке автокредитования в ближайшие 2–3 года:

  • рост конкурентной борьбы, в том числе усиление конкуренции на рынке новых авто за счет выход на рынок кэптивных банков. Их доля будет расти с 26% в 2010 году до 50% в 2015 году;
  • рост количества льготных предложений в рамках совместных программ банков с автопроизводителями;
  • продление государственных программ утилизации и субсидирования автокредитов;
  • увеличение доли кредитных продаж автомобилей;
  • снижение процентных ставок, первоначального взноса, увеличение срока кредитования;
  • развитие экспресс-кредитования;
  • возрастание роли технологий в развитии продукта, процессах одобрения, выдачи и обслуживания кредитов.

Также банки обратят внимание обращение внимания банков на рынок подержанных автомобилей. Спрос на такие машины растет благодаря дефициту на рынке новых авто. На этом рынке гораздо меньше конкуренции, поэтому банк «Открытие» считает очень перспективным выдачу кредитов на иномарки при покупке их напрямую у физического лица, рассказал «БО» Евгений Стародубцев, начальник департамента розничных продаж банка. Объемы здесь сопоставимы с рынком новых автомобилей, а маржинальность выше.
Спрос на кредиты на вторичном рынке высок, поэтому ставки по кредитам на подержанные и новые машины сблизились. По прогнозам «Русфинанс Банка», в 2011 году будет выдано 836 тысяч кредитов на покупку новых машин и 812 тысяч на покупку подержанных. Если продажи автомобилей, как ожидается, поднимутся на 20–30%, то кредитный рынок — почти на 50%. В прошлом году доля кредитных машин на вторичном рынке составляла 11,4%, сейчас — около 30%.
Государство пока тоже не спешит сворачивать программу льготного автокредитования. По планам Минпромторга, в 2011 году будет выдано 200 тысяч кредитов в рамках государственной программы автокредитования, то есть почти на 20% больше, чем в прошлом (165 тысяч кредитов). C начала года выдано более 112 тысяч льготных автокредитов и принято 256 тысяч соответствующих заявок. За четыре месяца действия данной программы в 2011 году доля автомобилей, проданных по льготным автокредитам, составила 9,4%.
Что касается продаж новых автомобилей, то они стремительно растут, а прогнозы относительно роста рынка все более и более оптимистичны. В аналитическом центре компании «АльфаСтрахование» следят за продажами новых автомобилей иностранного производства, относящиеся к различным ценовым категориям, но пользующиеся устойчивым спросом на российском автомобильном рынке. В первом квартале 2011 года продажи в этом сегменте выросли на 77%. Более 55% автомобилей из целевой группы продано в обоих столичных регионах России. На семь крупнейших российских городов с населением около 15% от общего населения страны приходится почти 68% объема продаж. В целом по России также наблюдалось устойчивое помесячное опережение прошлогодних показателей продаж, а прогноз аналитиков таков: рост продаж иномарок в 2011 году составит 56%.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России по итогам января-июня 2011 года выросли на 56% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года и составили 1,235 млн единиц, при этом продажи в июне продажи выросли на 40%. АЕБ прогнозирует, что в 2011 году в России будет продано 2,24 млн автомобилей и легких коммерческих автомобилей, а в 2012 году российский автомобильный рынок выйдет по объему продаж на докризисный уровень — 2,8–2,9 млн штук.
По данным PricewaterhouseCoopers (PwC), продажи легковых автомобилей в РФ по итогам первого полугодия увеличились на 57% до 1,16 млн автомобилей. В денежном эквиваленте рынок за этот период вырос на 85% и составил 27,2 млрд долларов. PwC прогнозирует рост объема продаж легковых автомобилей на российском рынке по итогам 2011 года на 20–40%, до 2,1–2,5 млн автомобилей.
По итогам 2011 года Россия должна вернуть себе второе место по объему продаж новых автомобилей в Европе, а к 2014 году, по оценкам Минпромторга, выйдет на первое место. Ирина Градович (Промсвязьбанк) прогнозирует увеличение объема рынка автокредитования со среднегодовым темпом роста 18% до 2013 года.






Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ