Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Чтобы выжить, банкам приходится автоматизировать бизнес-процессы и управлять данными на новом уровне — именно таким видит главный итог 2012 года Анатолий Волков, заместитель генерального директора «РДТЕХ»
— Анатолий, за 2012 год, в котором, кстати, компания «РДТЕХ» отметила свое 20-летие, вы выполнили немало проектов, в основном связанных с решением задач управления, требующих результатов анализа больших объемов финансовых данных. Чем отличался для компании этот год от 2011-го?
— Отмечу несомненный интерес банков к хранилищам электронных документов и автоматизации бизнес-процессов. Поскольку банковский бизнес ускоряется, он требует ускорения операций и процессов банка. В первую очередь, в работе с документами. Если в прошлые годы огромное количество документов представлялось в бумажном виде, то в этом году, в том числе под воздействием регуляторов и возросших темпов бизнеса, банкиры очень активно движутся в направлении автоматизации процессов документооборота на новом уровне. Платежные документы, карты клиентов, договоры и вся остальная сопутствующая информация, которая в банковском деле присутствует в огромном объеме — все это необходимо хранить и обрабатывать. Конечно, системы электронного документооборота для банков уже не новы. Но, как правило, речь идет просто о приложенном документе, который проходит определенный маршрут согласований. Мы же не только переводим документы из бумажного вида в электронный, но и раскладываем всю содержащуюся в них информацию «по полочкам» в базах данных. В итоге вся эта информация доступна, ее можно искать и обрабатывать, анализировать. Данные не должны лежать мертвым грузом.
С недавнего времени мы стали партнером компании Icon. Это немецкая компания, которая представляет решение, направленное на производство электронных документов. Это отдельный класс решений — система централизованного производства документов. До сих пор он не был представлен на российском рынке, то есть это новый шаг в автоматизации. Когда у банка накоплена значительная база шаблонов документов, есть инструменты для работы с ними, можно значительно упростить создание документа конечного вида — например, договора. Более того, за счет централизованного хранения информации ею могут пользоваться участники других процессов.
Мы не только переводим документы из бумажного вида в электронный, но и раскладываем всю содержащуюся в них информацию «по полочкам» в базах данных
При этом, несмотря на то, что технологическая составляющая, безусловно, важна, основой акцент в проекте мы делаем на бизнес-составляющей, то есть на методологии и регламентах, поскольку они существенно меняются при переводе данных из документов в структурированный вид. Важно, каким образом банк будет работать, как будет обрабатывать эту информацию.
— «РДТЕХ» известен проектами по построению сложных хранилищ данных, и среди проектов 2012 года выделяется создание единого хранилища для семи банков финансовой группы «Лайф». В чем для вас заключалась основная особенность столь масштабного проекта?
— Этот проект действительно стал уникальным. Необходимо было создать всеобъемлющее хранилище данных и внедрить систему единой управленческой отчетности, строящейся на общих методологических принципах, но с учетом особенностей каждого банка группы. Такого в России еще не было.
Технологически для нас это большой сложности не представляло — мы знаем, как это делать. А вот с точки зрения бизнеса, было над чем поработать. Требовалось понимать задачи всей группы. При этом каждый банк индивидуален, и нужно привести к общему знаменателю все результаты их деятельности. Основной вызов мы видели именно в этом.
— Вы также создали систему информационной безопасности для банка ВТБ. Обычно такие системы внедряют специализированные ИБ-компании. Почему в данном случае банк выбрал «РДТЕХ»?
— Это напрямую связано с нашей основной квалификацией — работой с большим объемом данных. Хранилище данных — это единая платформа, которая впитывает всю финансовую информацию о деятельности банка, и огромное количество пользователей, которое будет эти данные потреблять, должно быть некоторым образом классифицировано. Есть масса технологических особенностей, которые позволяют значительно повысить уверенность топ-менеджмента банка в сохранности коммерческих тайн.
— Ваша компания внедряла систему оценки заемщика для Алтайэнергобанка, который позиционирует ее как свое стратегическое преимущество. Поделитесь секретом, в чем залог успеха такого проекта?
— Действительно, для банка это стратегически важная система, и отдельно стоит сказать, что проект был очень динамичным — его выполнение заняло несколько месяцев. Это не значит, что в рамках проекта было решено малое количество задач. Просто банк четко понимал, что он хочет получить, грамотно сформировал проектную команду со своей стороны и затребовал релевантную экспертизу с нашей. Мы помогли банку в построении определенных аналитических алгоритмов на основе хранилища данных, которые позволяют эффективно управлять кредитным портфелем.
— Немалую долю выполненных вами в этом году проектов составляют работы по обновлению технологических платформ. Почему для банков важно использовать именно самые новые платформенные и инфраструктурные решения?
— Здесь вполне применим принцип «заботясь о душе, не нужно забывать о теле». Конечно, например, новая версия СУБД, предлагаемая вендором, включает доработки, которые позволяют инфраструктуре работать более эффективно.
Топ-менеджмент банков сейчас хорошо понимает, что эффективность решения многих задач бизнеса тесно связана со скоростью и достоверностью обработки данных. Ритм жизни постоянно ускоряется, и ритм принятия решений должен за ним поспевать. При этом сокращение цикла принятия решений не дает права на ошибку «по техническим причинам».
— Из ваших слов следует, что топ-менеджеры банков должны все больше понимать взаимосвязь между бизнесом и технологиями. Что делаете вы, как компания, поставляющая технологические решения, чтобы поддержать это взаимопроникновение?
— Мы тоже постоянно развиваемся, и как раз в 2012 году, когда компании «РДТЕХ» исполнилось 20 лет, мы объявили о создании компании версии «2.0» — теперь мы предоставляем полный спектр услуг для банков, начиная от бизнес-консалтинга, продолжая технологическим оснащением и заканчивая инфраструктурными решениями. В рамках этих преобразований мы расширили нашу экспертизу значительным количеством экспертов, которые занимаются управленческим консалтингом и оптимизацией бизнес-процессов. И, что очень важно, мы можем объединить преобразования бизнеса с технологиями, автоматизировать бизнес-процессы.
Я рад, что наши клиенты и партнеры очень оптимистично смотрят на развитие нашего взаимодействия, и, уверен, в 2013 году мы сможем рассказать о еще большем количестве проектов, выполненных уже в новом качестве.
В марте 2024 года законодатель разрешил использовать цифровые финансовые активы (ЦФА) в качестве средства платежа по внешнеторговым контрактам. Это уникальный случай: ЦФА теперь выполняют одну из функций денежных средств — погашают денежные обязательства. Для российского бизнеса это открыло новые горизонты в условиях ограничений на трансграничные денежные расчеты