Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Совсем недавно получивший звание лучшего регионального банка, «Алемар» в ближайшем будущем собирается покорять еще более серьезные высоты. Подводя итоги пятнадцатилетней работы банка, председатель правления Александр Сурин рассказал «БО» о глобальных планах вхождения в топ-50 российских банков.
— Александр Борисович, что для вас пятнадцатилетие, весомая дата или только начало пути?
— Пятнадцать лет назад банк «Алемар» получил лицензию на банковскую деятельность, и сегодня, спустя столько лет, мы уже можем оценить, сколько опыта, стойкости и дальновидности необходимо было, чтобы выстоять во всех событиях прошедших лет. И если проанализировать ситуацию, то не так уж много найдется банков, которым сейчас больше 16–17 лет. Наших ровесников чуть больше — ведь именно 15 лет назад на российском рынке был период массовой регистрации коммерческих банков. И те, у кого в этом году юбилей, в большинстве своем действительно достойные кредитные организации. Интересно и то, что в этом году исполняется 115 лет Новосибирску, городу, где был открыт первый офис банка «Алемар» — это событие как раз пришлось на празднование столетия мегаполиса, и вполне могу предположить, что такая дата дала нам силы, чтобы выстоять и двигаться вперед. Пять лет назад из городского банка мы превратились в региональный — тогда был открыт первый офис в Кемерово, где работали несколько крупнейших клиентов банка, в том числе компания «Кузбассэнерго». Два года назад акционеры приняли решение об открытии московского филиала. И сегодня кроме офиса в Орликовом переулке, откуда, в том числе, ведется управление всеми представительствами банка, в Москве у нас есть два отделения — на Профсоюзной улице и проспекте Мира. Но все же родовое гнездо остается в Новосибирске.
— То есть, можно сказать, что сейчас вы региональный банк с московским представительством?
— Я думаю, что данный этап можно назвать промежуточным: сегодня банк присутствует лишь в трех городах России, но мы начинаем активное продвижение и в другие регионы. Вот-вот откроется представительство в Оренбурге, там идут последние приготовления, затем два отделения на Невском и Морском проспектах в Санкт-Петербурге, до конца года — офис в Бийске. Но и это только начало, в рамках программы развития розничной и корпоративной сети акционеры поставили перед нами задачу: открыть филиалы во всех федеральных округах России. К концу года неохваченными у нас останутся Дальневосточный, Южный и Уральский федеральные округа, но в ближайшие годы будем стремиться и на эти территории, а обеспечив присутствие в 20% регионов страны, станем банком федерального значения. При этом подход руководства банка к региональному развитию очень взвешенный, мы не стараемся охватить как можно больше территорий в кратчайшие сроки. Необходимо действовать осторожно, проводить большую подготовительную работу, определяться с основными клиентами, понимать экономику каждого региона. И только сформировав основную корпоративную базу, осознав, кому и зачем мы нужны в этом городе или области, мы будем открывать там офис.
— Какие именно потребности компаний-партнеров вы берете во внимание в первую очередь?
— Кроме стратегических потребностей наших клиентов, мы стараемся максимально понять кадровую политику, то, что нужно руководству и коллективу. То есть на основе работы с предприятиями развивать и потребительские розничные услуги. Зная позицию компании в отношении социальной политики, мы подстраиваемся под ее текущие программы: это может быть ипотечное кредитование с участием предприятия, потребительские кредиты, зарплатные проекты. Был один клиент, для которого было актуально организовать кредитование для обучения сотрудников, ведь на рынке остро ощущаются проблемы с образованием по специфическим сложным рабочим специальностям. И в том числе с нашей помощью эта компания смогла восполнить недостаток образования своих сотрудников.
— Как позиционирует себя банк «Алемар», определяя основные направления в работе, свою специализацию?
— В последнее время от плотной работы с крупными корпоративными клиентами, которыми традиционно были представители реального сектора экономики: энергетики и сталелитейной промышленности, производства сельскохозяйственной, пищевой, алкогольной продукции, торговые сети, мы перешли к активному развитию розничного блока. Этому способствовало и формирование талантливой команды управленцев в московском представительстве. И сегодня вы можете наблюдать увеличение привлеченных пассивов от физических лиц в два раза за последний год, развитие ипотечного, авто- и потребительского кредитования. Трехкратный рост розничного кредитного портфеля вывел банк на 167-ю позицию в рейтинге «Интерфакса», в других рейтингах мы колеблемся примерно на этом же уровне. Если сравнить с показателями прошлого года, когда мы были на 292-м месте, рост был очень мощным. С другой стороны, интересно то, что в рейтинге РБК, который позиционировал банки в направлениях, где они наиболее успешны, нам присвоили 46-е место по кредитованию малого бизнеса. На мой взгляд, это говорит о том, что банк уделяет реальное внимание этому направлению, а не просто декларирует его. Кроме того, мы начали работать с ценными бумагами как самостоятельно через управленческий департамент, так и в сотрудничестве с УК «Алемар», ПИФы которой мы реализуем в банке. Результатом совместной работы с управляющей компанией стал интересный кредитный продукт под залог паев УК «Алемар». Клиент, который вложился в ценные бумаги, не должен думать, когда и где ему взять деньги на новый автомобиль или потребительские нужды, при этом его деньги работают на рынке с довольно высокой доходностью. Это направление новое не только для нас, сегодня такие услуги предлагают всего два-три банка, которые также работают в связке с управляющими компаниями. Мы активно взялись за него, и пусть сейчас не самый лучший период для работы с ПИФами, но когда ситуация стабилизируется, этот продукт уже будет готовым к самому широкому распространению.
Мы мобильны и расположены к творчеству, хотя и понятно, что банковский сектор самый зарегулированный
— Знаю, что некоторое время назад вы занялись проектным финансированием, работой с девелоперскими проектами — насколько удачен был этот опыт?
— Кредитованием проектов в сфере строительства мы занялись с августа 2007 года: при лимите кредитных линий чуть более одного миллиарда рублей уже освоили 700 млн рублей. Работаем с интересными проектами по строительству жилья в подмосковных Балашихе, Красногорске и Железнодорожном. Интересны и такие направления, как административно-торговые центры, офисная недвижимость, причем не обязательно класса А. В Оренбурге собираемся принять участие в строительстве жилья — там настоящий бум на рынке недвижимости, в Новосибирске явно не хватает хороших гостиниц формата три-четыре звезды, во многих регионах перспективны логистические парки — все это для нас интересно. За последний год мы попробовали осуществить инвестирование девелоперских проектов на разных стадиях: преддевелопмент, начало строительства или его завершение. Например, был клиент, который не хотел привлекать средства физлиц до окончания строительства, чтобы после сдачи дома продавать квартиры по более высоким ценами, и поэтому нуждался в кредитных средствах. Так что мы открыты для сотрудничества и уверены, что при хорошем расчете интересным может быть любой проект на любой стадии. В целом же нам хотелось бы найти несколько крепких партнеров-застройщиков стабильного среднего уровня, работающих в перспективных регионах, чтобы вести с ними постоянную работу.
— Сейчас банки активно решают проблемы привлечения ресурсов, причем многие за счет мощных рекламных кампаний депозитов под высокие процентные ставки. Как переживает этот момент банк «Алемар»?
— Проблемы с фондированием, о которых так много говорят, конечно, имеют место, но на практике я не вижу, чтобы это привело к реальному негативу. Все понимают, что банковская система росла за счет иностранных денег, а когда ситуация поменялась и возникла необходимость привлечения средств на российском рынке, банки, не имеющие широкой сети по работе с депозитами физических и юридических лиц, оказались в самой сложной ситуации. Сегодня они лихорадочно ищут вкладчиков, а их бизнес полностью меняется из-за сильного снижения маржи. Нам же пережить этот период не сложно, потому что мы никогда не имели западных источников финансирования и 90% валюты баланса «Алемара» — это рублевая масса, складывающаяся из стабильных источников депозитов физических и юридических лиц и остатков корпоративных счетов. К тому же недавно мы поменяли линейку вкладов, сделав ее максимально внятной и удобной для принятия решения клиентом. Когда-то у нас было огромное количество депозитных продуктов на все случаи жизни, но, присмотревшись к вкладчику, мы поняли, что его пугает такое количество вариантов, и сократили их число до шести. За несколько минут, ответив на несколько вопросов, клиент может понять для себя, какой именно продукт ему необходим. Все это делается не зря — именно стабильные вкладчики, которые доверяют банку, пережившему не один кризис, позволяют нам работать без проблем. И кстати, хочу отметить, что сибиряки очень патриотичный народ — никаким маркетинговым исследованием этого не измеришь, но они действительно стараются отдавать свои деньги именно в сибирские банки.
— А какие еще есть преимущества у регионального, и мало того, сибирского банка, работающего на московском рынке?
— Так как мы сами вышли из Сибири, соответственно, очень активно взаимодействуем с сибирскими компаниями, которые имеют свои представительства в столице. А иметь филиал или управление в Москве сегодня стремятся не только крупные, но и средние клиенты. Даже торговые сети из Новосибирска, Красноярска уже обосновались в Москве и смогли найти свою нишу, несмотря на огромную конкуренцию, и им довольно удобно работать с такими банками, как наш. Благодаря такой работе московский филиал очень динамично рос, и если год назад его обороты в структуре всего банка занимали 7–8%, то сегодня эта цифра составляет 43%. На столичном рынке мы видим и другие группы потенциальных клиентов — сейчас появилось довольно много так называемых блуждающих корпоративных клиентов, которые раньше сотрудничали с банками, вошедшими в международные банковские группы. Из-за более жестких стандартов работы некоторым пришлось отказаться от партнерства, и сейчас они находятся в поиске. Уверен, что мы, как гибкий и не закостенелый банк, сможем предложить им подходящие условия. К тому же многие московские компании, которые выходят на рынок СФО, часто обращаются к нам для реализации своих текущих задач. В целом до конца 2008 года нам необходимо приблизиться к первой сотне банков, а в ближайшие несколько лет войти в топ-50. Разветвленная инфраструктура, автоматизация банковских процессов, наращивание клиентской базы, развитие торгового финансирования, в перспективе выход на мировые финансовые рынки — вот наши задачи. В связи с этим недавно начался международный аудит банка «Алемар», который проводит компания «Делойт и Туш СНГ».
До конца 2008 года необходимо приблизиться к первой сотне банков, а в ближайшие несколько лет — войти в топ-50
— Александр Борисович, вы говорили о талантливой молодой команде, которую сформировали в Москве, за счет каких ресурсов это удалось осуществить?
— Специалисты пришли из самых разных банков: Сбербанка, «Зенита», Промсвязьбанка и других лидеров рынка. Мы приняли решение не переманивать команды или сотрудников на аналогичные позиции только за счет увеличения зарплаты. Перспективным показалось предложить более высокие должности людям, которые находились на вторых позициях: заместителей начальников отделов и департаментов, которые уже переросли свое место, но двигаться в своем банке им было некуда. Предложив этим людям реализовать амбиции и выполнить интересные сложные задачи, мы не только дали им возможность проявить себя. Да, они это сделали, и у многих из них я вижу и дальнейший рост вплоть до топ-менеджмента. Главное, что эти люди, которые имели многогранный опыт и желание работать, смогли привнести свои знания, здоровые бизнес-амбиции в наш банк. За счет этого развитие московского офиса было экстенсивным, а если бы мы действовали только собственными силами, то добиваться сегодняшних результатов пришлось бы несколько дольше. Плюс к этому мы забрали в Москву несколько талантливых ребят из регионов. Я уверен, что для тех, кто пришел в региональный банк из крупного федерального, это ни в коем случае не движение назад — наоборот, именно развивающийся региональный банк дает возможность реализовать свои давнишние замыслы и идеи, тогда как в развитом банке это было сделать невозможно. Пока мы более мобильны и располагаем к творчеству, хотя понятно, что банковский сектор изначально самый зарегулированный и нам приходится иногда опускать наших рулевых на землю. Но именно в такой максимально регламентированной сфере придумывать новые интересные решения так важно и сложно, а положительный результат всегда становится настоящим поводом для гордости.
— Какие задачи социального масштаба вы как развивающийся банк считаете нужным решать?
— Мы давно приняли решение заниматься благотворительностью, но долго думали, в какой именно сфере мы могли бы быть полезны обществу. Я противник распыления сил, потому что помочь всем невозможно, думаю, что каждая крупная организация должна определить для себя наиболее интересное направление и работать в нем. Это будет более эффективно, и организации, нуждающиеся в помощи, будут обивать меньше порогов, зная, к кому именно стоит обращаться. Мы помогаем детям в Новосибирске и Кемерово: организуем для них спортивные мероприятия, новогодние елки, другие праздники, конкурсы для одаренных детей и, конечно, оказываем помощь детским домам. Еще одно очень важное направление работы — это повышение информированности населения о банковских услугах. После долгих попыток мы нашли свой формат размещения рекламно-информационных материалов, выбрав не федеральную прессу, а показавшие себя более эффективными районные газеты, другие издания масштаба города или муниципального образования. Например, в Новосибирске такая информация появляется в газетах тех районов, где есть филиалы банка, и здесь мы стремимся не просто рекламировать продукт, но и попутно объяснять, какие права и обязанности возникают при оформлении кредита. Сегодня важно повышать культуру принятия финансовых решений, чтобы люди глубже анализировали свои возможности.