Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Банки и МФО: пути сотрудничества
18.11.2011

Банки и МФО: пути сотрудничества

До принятия закона и подзаконных актов, регулирующих деятельность МФО и кредитных организаций, о сотрудничестве банков и МФО говорить было рано. С постепенным формированием рынка МФО их сотрудничество с банками стало возможным, однако для полноценного партнерства нужен системный подход


Возможно ли партнерство банков и микрофинансовых организаций, каким оно может быть? Ответы на эти вопросы искали участники круглого стола «Партнерство с банками: случайность или система? Накопленный опыт и задачи на будущее». В 2010–2011 годах Российский микрофинансовый центр разработал методологию концептуального подхода к возможному сотрудничеству банков и участников микрофинансового рынка. В качестве форм сотрудничества были предложены: участие в капитале МФИ, выпуске платежных карт, организации денежных переводов и платежей в рамках банковской агентской модели.

Участниками дискуссии стали представители ведущих российских банков и микрофинансовых организаций. Мероприятие прошло 17 ноября 2011 года в рамках X Национальной конференции по микрофинансированию «Новое десятилетие — новые задачи: регулирование как двигатель развития». Обсуждение открыла вице-президент ВТБ24 Надежда Карисалова. По ее словам, банки готовы работать с МФО, но рынок микрофинансирования должен быть регулируемым, системным. Возможные пути сотрудничества — это потребкредиты на текущую деятельность, рассчетно-кассовое обслуживание в банке, кредитование под кредитный портфель МФО. Да, пока только единичные банки имеют в списке продуктов специализированные предложения для МФО, но уже сегодня многие банки работают с ними в рамках стандартных финансовых продуктов.

Как отметила Карисалова, банки только учатся работать с участниками микрофинансового рынка, но в тоже время есть понимание, что без МФО банкам не дотянуться до всех клиентов на местах. Кредитные организации работают с МФО индивидуально, понимая степень риска. Но, чем более открытым будет этот сектор финансового рынка, тем быстрее банки начнут с ним сотрудничать.

Об опыте работы с МФО банка «ТРАСТ» рассказал Владимир Веселов, директор по пассивным продуктам: банк рассматривает МФО не как конкурентов, а как партнеров. В портфеле банка 65 тыс. кредитов, выданных предпринимателям на сумму 52 млрд рублей. В 2011 году банк наиболее активно пошел на рынок микрофинансирования, предприниматели получили 42 тыс. кредитов. «Предприниматели — наиболее прогрессивный слой нашего населения. Отсюда рождаются и продукты, которые мы продвигаем на рынке», — рассказал Веселов. Одна из оперативных форм работы с МФО — оценка по скоринговой модели. До 70% обращений МФО за кредитами по скоринговой модели получают одобрение.

Начальник департамента кредитования малого и среднего бизнеса Росбанка (BSGV) Ильнар Шаймарданов считает, что банки толкает к работе с микросегментом не жажда помощи предпринимателям, а жажда наживы. 80% бизнеса в нашей стране — это микросегмент, отметил он. Взаимовыгодный подход в работе с МФО, по мнению Шаймарданова, в том, что МФО готовит клиента для банка, после получения услуг в МФО клиент готов пойти в банк. «МФО для банков такой же финансовый институт, как и остальные, и мы готовы сотрудничать», — сказал он.

Президент и основной владелец группы компаний «Связной» Максим Ноготков продолжил тему. По его словам, у рынка микрофинансирования в России огромный потенциал. В США рынок МФО — это до 50% всего рынка финансовых услуг, в России же пока общий объем сегмента составляет 1 млрд долларов. Для эффективного сотрудничества банков и МФО нужна модель партнерства, уверен он. По мнению Ноготкова, возможны два пути сотрудничества МФО и банков: партнерство в части знаний о клиентах и в части поддержки заемщиков. «Нам интересны те МФО, которые добавляют нам знания о клиентах», — сказал он. При этом банк готов брать часть рисков на себя, а часть — оставлять МФО.

Итог обсуждения подвела Надежда Карисалова. По ее словам, банки и микрофинансовые организации сегодня понимают, что сотрудничество возможно, и оно может быть взаимовыгодным. Однако банки пока работают только с «верхушкой» микрофинансового рынка, ведь чем меньше МФО, тем больше риски.

Представители микрофинансового рынка согласились, что такое понимание есть, но есть и проблемы, которые нужно решать. Одна из таких проблем — обеспечение кредитов. Как правило, МФО нечего предложить банку в залог, кроме собственного кредитного портфеля. А случаи кредитования под кредитный портфель МФО пока единичны. Еще одно препятствие на пути сотрудничества МФО и банков, по мнению участников микрофинансового рынка, — конкуренция. Многие банки воспринимают МФО как собственных конкурентов или конкурентов дочерним лизинговым компаниям. Для того, чтобы сотрудничество с банками действительно стало партнерским, необходим системный подход, над которым еще нужно поработать обеим сторонам.






Новости Релизы