Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Таковы выводы нового ежегодного исследования «Premium Banking в России 2019». По мнению исследователей, бизнес переживает этап взросления, осознания и трансформации
В конце июля 2019 года компания Frank RG представила результаты пятого ежегодного исследования «Premium Banking в России 2019». Основные тенденции рынка: число премиальных клиентов растет на фоне снижения маржинальности банков в этом сегменте бизнеса.
В частности, результаты исследования демонстрируют, что количество клиентов в премиальных программах в прошлом году увеличилось по сравнению с 2017 годом на 16% — с 2,4 млн до 2,7 млн человек. Рост произошел за счет расширения клиентской базы в существующих программах и появления новых программ в Газпромбанке и Тинькофф Банке.
Вырос и финансовый капитал в данном сегменте рынка — с 4,3 трлн до 5,2 трлн рублей, то есть на 22%.
В ходе исследования Frank RG оценивала, как в России распределены клиенты по объему капитала, а также распределение финансового капитала по группам. Общее количество российских клиентов — физлиц составляет 112 млн человек.
Показатель «финансовый капитал» вырос на 13% — с 28,8 трлн рублей в 2017 году до 32,4 трлн рублей в 2018-м. При этом капитал на депозитах увеличился на 10% (данные ЦБ РФ); в инвестиционных продуктах — на 36% (оценка Frank RG).
Отмечается тренд на концентрацию капитала у клиентов с капиталом свыше 4 млн рублей. Так, доля клиентов с состоянием более 60 млн рублей (категории HNWI/UHNWI) в 2017 году составляла 0,02%, в 2018 году — уже 0,03. Их «вклад» в показатель «финансовый капитал» вырос с 24,7% в 2017 году до 26,9% в 2018-м.
В сегменте affluent (средства от 4 до 60 млн рублей) прослеживается та же тенденция: показатели за 2016 и 2017 годы составили 0,5 и 0,6% соответственно. За два года финансовый капитал таких клиентов увеличился с 22,3 до 24,5%.
С 3,1 до 3,3% выросло количество клиентов в сегменте pre-affluent (от 1 млн до 4 млн рублей). При этом объем средств в этой категории снижается — 25,6 и 24,1% соответственно. По оценкам Frank RG, только 4 млн человек в России имеют свободный финансовый капитал более 1 млн рублей.
На долю массовых клиентов в 2017 году приходилось 96,3%, в 2018 году — 96,1%, при этом финансовый капитал в этой категории снизился — с 27,4 до 24,5%.
Целевой для premium banking сегмент affluent в исследовании оценивается в 600–650 тыс человек. Гарантированным критерием для премиального обслуживания в России является наличие капитала в среднем от 2–3 млн рублей. Но банки предлагают premium banking клиентам и с меньшим капиталом — от 1,5 млн рублей — в комбинации с ежемесячными тратами по картам от 75–100 тыс. рублей.
Однако, согласно статистике, в среднем не более 1,5% всех клиентов российских банков размещают в одном банке более застрахованной суммы — 1,4 млн рублей.
Из тех клиентов, которым доступно премиальное обслуживание по таким критериям, как уровень зарплаты, размер кредита, объем ежемесячных транзакций и т.д., почти 69% размещают в банке менее 1,4 млн рублей, говорится в исследовании. Показатель в течение двух лет остается практически неизменным.
Большая часть таких клиентов находится на премиальном обслуживании в банках. Аудитория премиального сервиса намного шире, чем целевые клиенты с капиталом, так как у каждого банка — свои критерии.
Клиенты без капитала могут получить премиальное обслуживание при условии ежемесячных трат по карте от 200–250 тыс рублей. Важной и дорогостоящей для банка привилегией классического premium banking является персональный менеджер. При растущей популярности digital-банкинга для клиентов без капитала наличие премиального менеджера не так важно. Компромисс между лояльностью клиента и расходами банка — облегченная премиальная программа premium light. Это улучшенный по сравнению с массовым продукт без менеджера.
Pre-affluent — ранний этап развития клиента affluent. Клиенты данного сегмента привлекательны для банков. Ведь доходность в сегменте выше, чем в массовом сегменте, а по емкости он значительно превышает сегмент affluent. Клиенты pre-affluent обычно получают высокий доход, показывают хорошие обороты по карте, имеют кредиты, ипотеку и могут располагать незначительными накоплениями. В зарубежной практике таких клиентов называют HENRY — High Earners, Not Rich Yet (много зарабатывают, но пока не разбогатели).
Банки не готовы предоставлять полноценное премиальное обслуживание таким клиентам, однако заинтересованы в том, чтобы привлекать их и удерживать, поскольку видят потенциал для роста до полноценного affluent-сегмента в будущем. Pre-affluent или HENRY — клиенты «на вырост». Premium banking — для affluent, для HENRY — premium ligh.
Большинство премиальных клиентов (85,5%) пользуются услугами госбанков. Большая часть капитала в сегменте premium banking тоже сконцентрирована в госбанках — 72,6%. Исследование показывает, что в 2018 году доля госбанков в premium banking снизилась в числе клиентов на 1,2 п.п., а в капитале — на 2,2 п.п.
По качеству базы частные банки превосходят государственные. Клиенты категории premium banking частных банков имеют больший средний размер капиталов.
Около 45% клиентов имеют более двух премиальных программ в разных банках. Сотрудники Frank RG опросили 4015 премиальных клиентов из 16 крупнейших банков. Опрошенные отмечали банки, в которых они обслуживаются как премиальные и как обычные клиенты.
Отмечается тренд на концентрацию капитала у клиентов с капиталом свыше 4 млн рублей
Среднее количество банков на клиента отличается между клиентами с разным объемом капитала: 45% клиентов, у которых хранится в банках менее 4 млн рублей, имеют более двух премиальных программ, 48% клиентов, разместивших более 4 млн рублей, имеют более двух премиальных программ.
Премиальные клиенты с меньшим капиталом также склонны обслуживаться в нескольких банках, но у них меньше средств, для того чтобы иметь несколько премиальных программ. Банки готовы обеспечивать премиальный сервис клиентам с меньшим капиталом с расчетом на развитие клиента (за счет консолидации средств в одном банке). Однако не все клиенты имеют данный потенциал роста — примерно у 50% размещенная в банке сумма конечна.
Маржа снижается, продуктовая война бессмысленна, новый фокус — сервис и цифровизация.
Становится очевидным, что развитие за счет предложения более дешевого продукта ставит под вопрос перспективы развития премиального сервиса. Как перефокусировать клиента с продукта и выгоды, которую он хочет получить от банка, на дополнительные, не измеряемые в деньгах преимущества?
Маржинальность бизнеса премиального обслуживания снижается в рамках общерыночного тренда падения ставок. Многие банки в этих условиях принимают решение трансформировать премиум-банкинг, сегментировать этот бизнес, вводят облегченные подкатегории с определенным набором премиальных услуг.
Цифровизация банковского сервиса активно проникает в сегмент состоятельных клиентов, одновременно запрос премиальных клиентов на сервис «от человека» сохраняется, особенно у тех, кто располагает бóльшим капиталом. Предел диджитализации премиальных клиентов до конца не ясен.
Успешность премиального сервиса будет зависеть от способности банков правильно выстроить сервисные процессы, оптимизировать затраты за счет цифровой оптимизации, а также повысить доходность за счет вовлечения клиентов в инвестиции и дополнительные небанковские сервисы в рамках построения экосистемы.
Важно понимать, что не только собственники бизнеса, но и их ближайшее корпоративное окружение находятся под пристальным вниманием злоумышленников. Поэтому озабоченность служб информационной безопасности банков уже не всегда кажется излишне навязчивой
Цифровизация происходит не только в банковской сфере, и она ощутимо снижает стоимость продуктов и сервисов, которые традиционно используются банками в качестве полезных и приятных бонусов для клиентов самого высокого уровня. И тогда у банкиров возникает искушение предложить эти преимущества более широкому кругу потенциальных вкладчиков, заемщиков, держателей карт. Однако времени на то, чтобы сделать это раньше других, остается не так много
Банки смогли преодолеть пик кризиса 2022 года весьма достойно, без существенных вливаний в банковскую отрасль для докапитализации. Участники рынка не раз отмечали, что меры ЦБ были своевременными и точными, но время их действия подошло к концу. На какие меры поддержки может рассчитывать финансовая отрасль в 2024 году?