Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Старший советник председателя правления банка «Центрокредит», преподаватель ФФБ РАНХиГС
БИОГРАФИЯ
Закончил Московский инженерно-физический институт (прикладная математика) и Академию народного хозяйства при Правительстве РФ (экономика). Работал на руководящих позициях в ведущих российских банках (Уралсиб, Центрокредит, Глобэкс, Петрокоммерц, Русский международный банк), отвечая за построением и развитием систем эффективного обслуживания VIP-клиентов и реализацию технологий private banking. В настоящее время занимается внедренческой практикой и консультированием по данному направлению, а также проводит учебные курсы и семинары в Института Финансового Планирования. Модератор и участник профильных российских и международных конференций по данной тематике. Автор ряда научных работ по обслуживанию российских VIP-клиентов/private banking, а также адаптации и практической реализации технологий private banking/private wealth managemеnt/family office/mass affluent с учетом особенностей отечественной специфики, в том числе и нескольких книг (включая и первую для России книгу по этой тематике).
*Информация актуальна на 26.12.2022
Изначально практический подход к бизнесу отличает premium от отечественного private banking, который мог делить прибыль с другими подразделениями банка или с другими дочерними и внешними финансовыми компаниями и даже в какой-то момент дотироваться. Все это компенсировалось долгосрочной лояльностью, которая постепенно окупала начальные затраты и издержки
С момента возникновения и до сих пор арт-банкинг представляет собой не столько бизнес, сколько имиджевое направление для банка. Тем не менее и крупные банки, и частные банкиры смогли реализовать для него эффективные методики работы с целевыми клиентами, позволяющие выстраивать успешный банковский бизнес
Еще до пандемии под life style management (LSM) в качестве самостоятельного бизнеса и в рамках традиционного private banking (PB) понималось обеспечение статусного стиля жизни состоятельного клиента и его семьи. В это и эволюционировал консьерж-сервис, передав свое название более специализированному и нишевому сервисному направлению в рамках LSM
Важно понимать, что не только собственники бизнеса, но и их ближайшее корпоративное окружение находятся под пристальным вниманием злоумышленников. Поэтому озабоченность служб информационной безопасности банков уже не всегда кажется излишне навязчивой
VIP-клиенты, как правило, предпочитают госбанки. Неудивительно, что госбанки уже второй год являются неоспоримыми лидерами по приросту активов и числу новых клиентов, доминируя на отечественном рынке private banking.
Опасаясь западных санкций, российские состоятельные клиенты возвращают активы в Россию и предпочитают размещать их в госбанках, в крайнем случае — в банках топ-10
В последние годы, защищаясь от мобильных кибератак, отечественные банки наконец-то стали внедрять системные решения по защите. Еще бы: уже в 2018 году количество киберпреступлений в России может вырасти, по оценке Сбербанка, в четыре раза, причем суммарные потери превысят 2 трлн рублей
На одной из последних профильных конференций по отечественному private banking докладчики «хором» подчеркивали, что «все российские private одинаковы по продуктовому ряду и тарифным планам». Этот вывод в целом весьма точно характеризует текущую картину российского рынка private banking не только со стороны разных категорий VIP-клиентов, но и с позиции обслуживающих их банков, которые в рамках открытой архитектуры вынуждены отдавать на аутсорсинг непрофильные и некритичные услуги, не менее прагматично сокращая издержки. Это вполне традиционная для европейского privat banking модель бизнеса, когда за счет прибыли от управления весьма существенными активами состоятельных клиентов им можно предлагать и востребуемые ими непрофильные для банков услуги. Однако прямая адаптация, к которой мы так привыкли, несмотря на то что сложности сейчас испытывают все, здесь не подходит
Отечественный Private Banking не готов к оттоку наиболее лояльных клиентов. Поэтому пора предпринимать радикальные меры, пока выбор, куда и как развиваться, еще остается. Ведь может так случиться, что скоро даже пугать будет некого!
Весной, традиционно начинают публиковаться аналитические исследования по российскому рынку Private Banking & Wealth Management (PB&WM). Сопутствующая самореклама и последующие комментарии журналистов однозначно способствуют их продвижению, тем более перед наиболее значимой апрельской Конференцией Адама Смита по частному капиталу, где на подобную аналитику будут ссылаться снова и снова
Парадоксально, но чем хуже ситуация на рынке в целом и чем больше проблем у российских клиентов в плане деофшоризации в частности, тем увереннее чувствует себя отечественный прайвет банкинг
В сегодняшней ситуации на средства состоятельных клиентов в большей степени смотрят, как на сокрытые от налогообложения, а на деятельность сервисных финансовых структур — как на прямое пособничество «уклонистам»
Новые эффективные решения по программам лояльности для VIP-клиентов в модели «клиентский клуб» в очередной раз продемонстрировали, что ее лидерские возможности на рынке отечественного private banking нельзя просто так игнорировать