Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Стратегия развития банка, подразумевающая существенный рост эффективности вместе с конкурентным и быстро меняющимся волатильным рынком, требует от руководства всех уровней более оперативного мониторинга, анализа и принятия решений. Информация, быстро и правильно используемая при принятии решений, обеспечивает дополнительные конкурентные преимущества
Во второй половине 2012 года ВТБ24 разрабатывалась стратегия на очередной период, одними из ключевых моментов которой были целеполагание и планирование мероприятий в разрезе клиентских сегментов.
Встал вопрос, какими средствами обеспечить разработку этой стратегии. Поскольку сроки для выполнения задачи были достаточно сжатыми, важна была скорость принятия решений. В итоге банк принял решение опробовать систему SAS Visual Analytics, которая позволяет быстро обрабатывать большие объемы данных за счет того, что вычисления происходят в оперативной памяти, и, кроме того, обладает удобным пользовательским интерфейсом, что тоже важно, поскольку аналитики не имели опыта программирования.
В первую очередь нужно было проанализировать клиентские сегменты для выявления областей наращивания их потенциала и прибыльности, изучить узкие сегменты, приносящие прибыль, и выявить возможности развития продуктов и услуг в этих сегментах. Для решения поставленной задачи в систему была загружена достаточно большая клиентская база — почти по всем активным клиентам банка с их характеристиками. Она содержала почти 10 млн строк. Сегментация проводилась более чем по 150 атрибутам: учитывались доходность клиента, его ставки, объемы операций за последний год. В итоге приблизительно через четыре месяца банк смог получить дополнительные знания о клиентах и используемых продуктах, что было учтено в рамках разрабатываемой стратегии.
Сделанными в ходе анализа стратегическими выводами и знаниями о клиентских сегментах банк пользуется по сей день. Объективным показателем правильности сделанного выбора является тот факт, что банк сейчас действительно зарабатывает на тех сегментах, которые были выделены как наиболее приоритетные для развития.
Летом 2013 года ВТБ24 совместно с компанией SAS запустил проект, выходящий за рамки анализа клиентских сегментов. Был расширен список характеристик, использующихся для анализа, а также реализован более глубокий анализ по кредитному и депозитному портфелям. Кроме того, банк рассчитывает визуализировать анализ просрочки и винтажный анализ в этом инструменте. Сейчас банк уже загружает данные в систему и строит в ней необходимую отчетность. Система находится в тестовой эксплуатации и в ближайшее время будет переведена в промышленную. Если раньше от идеи построения сложного динамического отчета и получения результатов исследования до ее реализации проходило около месяца, то теперь при наличии необходимых данных достаточно одного-двух часов, максимум — одного дня. Банк получил возможность в реальном времени анализировать большие объемы данных в различных разрезах, а также перейти от агрегатов высокого уровня к детальным данным.
Планируется, что в дальнейшем система будет широко использоваться как руководителями структурных подразделений, так и ключевыми аналитиками. Руководители структурных подразделений будут иметь свои персональные информационные панели, созданные на базе SAS Visual Analytics. Получив, к примеру, анализ просроченной задолженности или исполнения бизнес-плана, руководитель сможет провести оперативный углубленный анализ, рассмотреть необходимые отчеты в более широком временном интервале, «провалиться» до более детальных данных. Скажем, если растет просрочка, то можно отследить регион, где эта проблема наиболее остра, вплоть до отображения определенных договоров с конкретными суммами; посмотреть, какой менеджер или какое отделение оформляли эти договоры.
В то же время руководитель работает лишь с предустановленными интерфейсами, которые для него разработаны — с ограниченным набором фильтров, с преднастроенной иерархией. Потому что для руководителя согласно задаче необходимо было создать интуитивно понятный интерфейс. Аналитик обладает гораздо большими возможностями — может добавить какие-то показатели, посмотреть по ним историю и т.д.
В планы банка входит также предоставление пользователям актуальной и столь необходимой сегодня системы мобильной аналитики и отчетности: с помощью мобильных инструментов, то есть планшетов, в любой части России и мира они смогут получать доступ к данным. Наличие мобильного клиента — еще одно преимущество SAS Visual Analytics. Решение позволяет работать с данными как просто в веб-браузере, так и скачав приложение для iOS и Android. Мы хотим, чтобы менеджеры, находясь на совещании, где-то в другом офисе, в командировке и даже за рубежом, могли открыть мобильное приложение и получить актуальную информации о том, что происходит в банке.
Измерить возврат инвестиций в проект довольно сложно, но очевидно, что информация, полученная менеджером вовремя и в нужном месте, имеет достаточно большую ценность, поскольку он сможет принять правильное решение.
Ранее руководители подразделений департамента сети использовали для этих задач другое решение, самостоятельно разработанное банком. Но фактически оно представляло собой аналог тех интерфейсов, которые мы разрабатываем сейчас. Были определенные бизнес-кейсы, когда руководитель управления по продажам сети мог видеть выполнение плана и просрочку по офису и оказывать какое-то управляющее воздействие: где-тонаблюдается уклон в сторону продажи некоторых продуктов и не развиваются, например, автокредиты, следовательно, необходимо выяснить, почему это происходит и как с этим бороться.
Банк планирует завершить и ввести в эксплуатацию разработанный блок отчетности до конца 2013 года и продолжить разработки в 2014 году. Параллельно решается вопрос использования мобильных устройств. Для банка информация составляет большую ценность, и мы должны быть уверены, что данные, передающиеся на мобильные устройства, надежно защищены. Сейчас вместе со специалистами SAS банк завершает создание технического решения, позволяющего обеспечить необходимый уровень безопасности.
АОИП (Ассоциация крудфандинга) призывает общественные организации и инициаторов социально значимых проектов обратить внимание на практику привлечения средств от благотворителей и инвесторов, которые придерживающихся повестки ответственного вложения средств, через современные краудфандинговые цифровые платформы